Дело № 2-2/4
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Пижанка 14.01.2016 года
Советский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Данилиной С.А.,
при секретаре Лаптевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе Кировской области» (межрайонное) об установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии,
установил:
А.В.А. обратился в суд с иском к ГУ - «Управление Пенсионного фонда в Советском районе Кировской области» (межрайонное), с учетом уточнений о признании недействительным решения Пенсионного фонда об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, о признании его супруги А.Г.В. малоимущей и об установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии. В обоснование требований указано, что с 2008 г. по 2010г. он являлся получателем социальной выплаты к пенсии, так как его жена А.Г.В. в 2008г. была признана малоимущей. В 2010 году А.Г.В. устроилась на работу и доплату к пенсии отменили. В настоящее время А.Г.В. не работает по состоянию здоровья, является пенсионером, половину пенсии тратит на лекарства, поэтому он вынужден оказывать материальную помощь из собственных средств, оплачивать коммунальные услуги, покупать продукты питания. Просит признать недействительным решение Пенсионного фонда об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, признать его супругу А.Г.В. малоимущей в целях получения повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, обязать Пенсионный фонд установить повышенную фиксированную выплату к пенсии. В судебном заседании истец А.В.А. свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что жена уже не может работать, не стало хватать денег, так как значительные суммы уходят на лекарства жене, у него самого проблемы со здоровьем – диабет, продукты подорожали, квартира требует ремонта. Жену отправляли на обследование в больницу при мед.академии и назначили лекарства, от мед.академии дали льготные карточки на покупку лекарств. В данный момент эти льготные карточки прекратили свое действие, поскольку действовали по 2015год. Он вынужден оказывать жене материальную помощь, покупать продукты питания. В связи с этим их материальное положение ухудшилось.
Представитель ответчика ГУ - «Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе Кировской области» (межрайонное) Т.С.Ю., действующая на основании доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, просила в иске отказать, изложив свою позицию согласно письменному отзыву (л.д.39).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ФЗ № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а именно, родители и супруг, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, которые признаются состоявшими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В судебном заседании установлено, что А.В.А. является пенсионером, инвалидом <данные изъяты> и получает пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» и ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 5).
А.Г.В. является пенсионером и получает пенсию по старости, размер которой в 2015 году составлял 6908 руб.43коп. (л.д.6), с января 2016 года 7155 руб. (л.д.73,74).
Доводы А.В.А. о том, что его супруга А.Г.В. в настоящее время не работает, её пенсия ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионера в Кировской области, большую часть пенсии тратит на лекарства, он её содержит, а потому она должна быть признана малоимущей, в связи с чем необходимо установить доплату к пенсии, судом не могут быть приняты, поскольку являются несостоятельными по следующим основаниям:
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан регламентированы Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьёй 7 ФЗ № 178-ФЗ установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В соответствии со ст.12 ФЗ № 178-ФЗ одним из видов оказания государственной социальной помощи является социальная доплата к пенсии.
Согласно ст.12.1 ФЗ № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
В соответствии со ст.6 ФЗ № 134-ФЗ семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Законом Кировской области от 30.10.2014 года № 464-ЗО «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2015 год» в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в целях установления социальной доплаты к пенсии, величина прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2015 год установлена в размере 6414 рублей.
Законом Кировской области от 07.10.2015 года № 572-ЗО «О величине прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2016 год» в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в целях установления социальной доплаты к пенсии, величина прожиточного минимума пенсионера в Кировской области на 2016 год установлена в размере 8236 рублей.
В судебном заседании установлено, что А.В.А. в 2015 году выплачивалась пенсия по старости в размере 10955 рублей 74 копейки, ежемесячная денежная выплата в размере 1700 рублей; в январе 2016 года размер пенсии истца составил 10955 рублей 74 копейки, размер ежемесячной денежной выплаты - 1793 рубля 74 копейки (л.д.5, 75).
А.Г.В. является получателем пенсии по старости, размер которой в 2015 году составил в январе – 6172,88 руб., с февраля по июль – 6876,66 руб., с июля по октябрь – 6908,43руб., в январе 2016 года А.Г.В. начислена пенсия, с учетом Федеральной социальной доплаты 246 руб. 57 коп., в размере 7155 рублей (л.д.6,73,74).
Кроме, того, согласно информации, предоставленной КОГУ «УСЗН» А.Г.В. в 2015г., январе 2016г. выплачивались компенсация расходов на жилищно – коммунальные услуги в размере 628 рублей и ежемесячная денежная выплата как Ветерану труда Кировской области в размере 453 рубля (л.д.64-65).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что общая сумма материального обеспечения А.В.А. выше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Кировской области, а А.Г.В. не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (7155 руб.+628 руб.+453 руб. =8236 руб.), следовательно, А.Г.В. не может быть признана малоимущей.
Суд также не может признать А.Г.В. состоящей на иждивении А.В.А., поскольку в соответствии с положениями норм действующего законодательства для признания лиц, находящихся на иждивении в целях получения повышенной фиксированной выплаты к пенсии, необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Между тем, предусмотренные законом условия, необходимые для признания супруги истца, находящейся на его иждивении, отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что А.Г.В. является нетрудоспособной, поскольку достигла пенсионного возраста, однако, она имеет собственный постоянный источник дохода в виде пенсии по старости, размер которой соответствует величине прожиточного минимума пенсионера, установленной в Кировской области.
Как следует из справки ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе Кировской области» (межрайонное) размер пенсии истца А.В.А. действительно больше размера пенсии его супруги А.Г.В. (л.д. 74,75).
Однако, сам факт того, что А.В.А. получает доходы, превышающие размер пенсии А.Г.В., доказательством, подтверждающим, что А.Г.В. находится на иждивении супруга А.В.А., не является.
Таким образом, в судебном заседании истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что его супруга находится на его иждивении, то есть находится на полном его содержании и получает помощь, которая является для неё постоянным и основным источником средств к существованию. Данных, свидетельствующих о том, что истец А.В.А. оказывает супруге такую материальную помощь, которая была бы для неё постоянным и основным источником средств к существованию, материалы дела не содержат.
Суд не может признать в качестве доказательств представленные истцом чеки (л.д.46), поскольку они с достоверностью не подтверждают покупку лекарственных средств, необходимых именно для лечения супруги истца А.Г.В., так как из них не видно какое лекарственное средство приобреталось, для кого, необходимость его приобретения.
Исследованные в судебном заседании чеки и товарные чеки на покупку лекарственных средств (л.д.68-70) подтверждают лишь сам факт приобретения медикаментов и не подтверждает факт нахождения А.Г.В. на иждивении истца.
Учитывая, что А.Г.В. не может быть признана малоимущей в соответствии с требованиями Федерального закона 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», судом не установлен факт нахождения её на иждивении супруга А.В.А. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу, что решение Пенсионного фонда об отказе в установлении А.В.А. повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах исковые требования А.В.А. к ГУ – «Отдел Пенсионного фонда в Советском районе Кировской области» (межрайонное) о признании недействительным решения Пенсионного фонда об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, о признании его супруги А.Г.В. малоимущей и об установлении повышенной фиксированной выплаты к пенсии подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований А.В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи жалобы через Советский районный суд Кировской области.
Судья С.А.Данилина
Мотивированное решение суда составлено 15.01.2016г.
Судья С.А. Данилина