ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-4671/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 23 марта 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожилова И.А., рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края на решение мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 12 июля 2021 г., апелляционное определение Черновского районного суда г. Читы от 11 октября 2021 г. по делу № 2-2970/2021 (УИД 75MS0022-01-2019-002543-27) по иску Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края к Найденовой Татьяне Валерьевне о взыскании излишне выплаченного пособия,
установил:
Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (далее по тексту – ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края) обратилось к мировому судье судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы с иском к Найденовой Татьяне Валерьевне (далее по тексту – Найденова Т.В.) о взыскании излишне выплаченного пособия в размере 44 952,89 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 10 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Черновского районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 г., исковые требования удовлетворены. С Найденовой Т.В. в пользу ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края взыскана излишне выплаченная ежемесячная выплата многодетным семьям за период с 1 октября 2018 г. по 8 февраля 2019 г. в размере 2 224,05 рублей, ежемесячная денежная выплата до 3-х лет на ребенка многодетным семьям за период с 1 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 42 728,84 рублей, всего 44 952,89 рублей.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 г. решение мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 10 июня 2020 г., апелляционное определение Черновского районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – мировому судье судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы.
При новом рассмотрении решением мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 12 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Черновского районного суда г. Читы от 11 октября 2021 г., исковые требования оставлены без удовлетворения.
ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 12 июля 2021 г., апелляционное определение Черновского районного суда г. Читы от 11 октября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение о взыскании излишне выплаченного пособия.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Cудами не учтено, что у истца отсутствуют правовые и технические возможности запросить сведения о заработке ответчика и ее супруга. Доводы суда об обязанности Чернышевского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края запрашивать сведения о заработной плате и проводить проверку данных сведений несостоятельны. Найденовой Т.В. при подаче заявления предоставлены недостоверные сведения о доходах супруга, а значит недобросовестность заявителя подтверждается не только актом проверки как указано судом апелляционной инстанции, но и справками, имеющимися в материалах дела. Доводы ответчика о том, что на момент подачи заявления она не располагала сведениями о доходах супруга, а также о том, что ей уполномоченным органом не был разъяснен порядок представления сведений о получении доходов по договорам гражданско-правового характера, также не могут свидетельствовать о ее добросовестности. Найденова Т.В. не известила органы социальной защиты населения о данных обстоятельствах. Более того, ее супруг является бывшим сотрудником правоохранительных органов, имеет высшее юридическое образование, соответственно, не мог не осознавать ответственность супруги в предоставлении недостоверных сведений о доходах, Найденова Т.В., также не могла не осознавать ответственность за предоставление недостоверных сведений, в достоверности которых не убедилась должным образом. Суд необоснованно пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств предоставления ответчиком недостоверных сведений о доходах супруга ответчика ФИО6 С.В. Доводы ответчика о том, что она не знала о порядке предоставления документов для назначения указанных выплат несостоятельны, при этом незнание закона не свидетельствует о добросовестности ответчика при получении социальных выплат. Найденова Т.В. при реализации своих прав на социальную поддержку действовала недобросовестно. Судом не выяснен вопрос о том, понятно ли было ответчику, что значит наступление обстоятельств, влияющих на получение ежемесячной денежной выплаты, понятно ли было ответчику, что в случае несообщения таких сведений с нее могут быть удержаны переплаченные выплаты, разъяснялась ли ей необходимость предоставления договоров гражданско-правового характера, на основании которых она и ее супруг получают дополнительный доход к заработной плате. Данные обстоятельства не установлены судом, по причине того, что ответчик на судебные заседания не являлся, что препятствует установлению всех необходимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 октября 2018 г. Найденова Т.В. обратилась в Чернышевский отдел ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края с заявлениями о назначении денежной выплаты многодетным семьям и ежемесячной денежной выплаты до 3-х лет на ребенка многодетным семьям на сына ФИО7 ФИО11.
Найденовой Т.В. назначена ежемесячная денежная выплата многодетным семьям с 1 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 444,81 рублей, ежемесячная денежная выплата до 3-х лет на ребенка многодетным семьям с 1 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 9 668,57 рублей.
На основании проведенной проверки Комитетом по финансам администрации муниципального района «Чернышевский район» от 21 февраля 2019 г. установлено, что Найденова Т.В. не известила Чернышевский отдел ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о доходах своего супруга ФИО8 С.В. за период с июля по сентябрь 2018 г., в связи с чем, ей была излишне выплачена ежемесячная денежная выплата многодетным семьям с 1 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 444,81 рублей, ежемесячная денежная выплата до 3-х лет на ребенка многодетным семьям с 1 октября 2018 г. по 28 февраля 2019 г. в размере 9 668, 57 рублей.
Решениями Чернышевского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от 1 марта 2019 г. № 49 Найденовой Т.В. приостановлена ежемесячная выплата до 3-х лет на ребенка многодетным семьям с 1 марта 2019 г., от 1 марта 2019 г. № 50 Найденовой Т.В. приостановлена ежемесячная денежная выплата многодетным семьям с 1 марта 2019г., от 28 мая 2019 г. № 73 Найденовой Т.В. прекращена ежемесячная денежная выплата многодетным семьям с 1 июня 2019 г. в связи с непредоставлением сведений о доходах супруга, от 28 мая 2019 г. Найденовой Т.В. прекращена ежемесячная денежная выплата до 3-х лет на ребенка многодетным семьям с 1 июня 2019 г. в связи с непредоставлением сведений о доходах супруга.
6 марта 2019 г. в адрес Найденовой Т.В. направлено уведомление о возврате излишне выплаченный сумм, которое до настоящего времени не исполнено, что явилось основанием для обращения ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае», Порядка предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты в Забайкальском крае, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2017 г. № 352, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, пришел к выводу о представлении Найденовой Т.В. недостоверных сведений о доходах супруга ФИО9 С.В. за июль, август, сентябрь 2018 г., что подтверждается выпиской из акта целевой проверки, проведенной комитетом по финансам в Муниципальном казенном учреждении «Комитет культуры и спорта» муниципального района «Чернышевский район», и превышении, с учетом размера дохода, сведения о котором не были представлены, среднедушевого дохода семьи Найденовой Т.В. установленного размера для назначения соответствующих выплат.
Проверяя законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в кассационной порядке, указав, что судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, судами не было установлено какие документы вместе с подачей заявлений были представлены ответчиком и каким образом орган социальной защиты населения при назначении выплат ответчику проверял документы, осуществлял проверку достоверности информации, содержащейся в документах, судами не выяснялся вопрос о том, понято ли было ответчику что значит наступление обстоятельств, влияющих на получение ежемесячной денежной выплаты, при том, что в случаях, перечисленных в заявлении, не указано конкретно, что к таким обстоятельствам относится изменение дохода семьи, понятно ли было ответчику, что в случае несообщения таких сведений, с нее могут быть удержаны произведенные выплаты, разъяснялась ли ей необходимость предоставления гражданско-правовых договоров, на основании которых ее супруг получает дополнительный к заработной плате доход, оценивая правомерность действий Найденовой Т.В. и, приходя к выводу о том, что ее действия являлись недобросовестными, и послужили основанием для неправомерного назначения пособия как многодетной семье органами социальной защиты населения, суды формально исходили из того, что заявитель предоставила недостоверные сведения о доходе супруга, при этом оставив без соответствующей проверки факт надлежащего (ненадлежащего) исполнения работниками ответчика обязанностей по приему документов и назначении доплаты Найденовой Т.В., судом апелляционной инстанции не принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем извещении Найденовой Т.В. о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции определением от 12 апреля 2021 г. отменил решение мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 10 июня 2020 г., апелляционное определение Черновского районного суда г. Читы от 2 ноября 2020 г., дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае», Порядком предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2018 г. включительно третьего ребенка или последующих детей, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 апреля 2013 г. № 131, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств представления ответчиком недостоверных сведений о доходах супруга ФИО10 С.В., а также совершения ею недобросовестных действий, направленных на получение социальных пособий.
Суд первой инстанции указал, что не извещение Найденовой Т.В. Чернышевский отдел ГКУ «КЦЗН» Забайкальского края о доходах своего супруга само по себе не может служить основанием для взыскания с нее излишне выплаченных денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в ее действиях, добросовестность гражданина (в данном случае Найденовой Т.В.) при разрешении требований о взыскании неосновательного обогащения в связи с выплатой социального пособия презюмируется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее по тексту - Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») и включает пособия, имеющие целью материальную поддержку в связи с рождением детей, а также в период их воспитания.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим в Забайкальском крае, условия их предоставления и порядок ведения учета многодетных семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки установлены Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае».
Пунктом 1 части 2 статьи 2 Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае» предусмотрено, что многодетным семьям, имеющим в своем составе трех и более детей до восемнадцати лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), в том числе детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, при условии, что среднедушевой доход многодетной семьи ниже величины прожиточного минимума на душу населения в Забайкальском крае и один или оба родителя являются гражданами Российской Федерации, предоставляется по месту жительства многодетной семьи ежемесячная денежная выплата в размере 431 рубля 2 копеек на ребенка, начиная с третьего, до достижения им возраста восемнадцати лет (на обучающегося в учебном заведении по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста двадцати трех лет). Размер ежемесячной денежной выплаты увеличивается (индексируется) один раз в год с 1 января текущего года в размере, устанавливаемом законом Забайкальского края о бюджете края на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из прогнозного уровня инфляции на соответствующий год;
В части 1.2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае» предусмотрено, что многодетным семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения в Забайкальском крае, имеющим в своем составе двух и более рожденных или усыновленных детей, при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно третьего ребенка или последующих детей предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 9 668 рублей 57 копеек.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае», в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительством Забайкальского края Постановлением от 15 апреля 2013 г. № 131 утвержден Порядок предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно третьего ребенка или последующих детей.
В целях организации предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты в Забайкальском крае Правительством Забайкальского края Постановлением от 22 августа 2017 г. № 352 также утвержден Порядок предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты в Забайкальском крае.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Одной из форм государственной поддержки на территории Забайкальского края является ежемесячная выплата многодетной семье.
При этом данные выплаты входят в гарантированную государством систему мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направлена на создание таким семьям наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам с тем, чтобы обеспечить им в связи с созданием семьи и рождением детей надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, поэтому по своей правовой природе данные выплаты относятся к средствам существования гражданина.
Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленных гражданину (семье) выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно третьего ребенка или последующих детей, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 апреля 2013 г. № 131, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом на основании документов и сведений, к числу которых отнесены сведения о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, и (или) копий трудовых книжек родителей (усыновителей) либо выписки из трудовых книжек родителей (усыновителей) о последнем месте работы (службы), заверенных в установленном порядке. В случае отсутствия у родителей (усыновителей) трудовых книжек и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, в заявлении о предоставлении ежемесячной денежной выплаты родители (усыновители) указывают сведения о том, что нигде не работали и не работают по трудовому договору, не осуществляют деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относятся к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Пунктом 10 Порядка предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно третьего ребенка или последующих детей предусмотрено, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня получения полного пакета документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка.
В пункте 11 Порядка предоставления многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2018 года включительно третьего ребенка или последующих детей установлено, что в предоставлении ежемесячной денежной выплаты заявителю или представителю заявителя отказывается в случае, если представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения (подпункт 4). В случае отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты уполномоченный орган направляет заявителю или представителю заявителя письменное уведомление о принятом решении в течение 10 рабочих дней со дня его принятия с указанием причины отказа.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Согласно приведенным нормативным положениям для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Забайкальского края, имеющим детей, порядок и условия предоставления меры социальной поддержки, определены указанными выше нормативными правовыми актами Забайкальского края.
В этих нормативных правовых актах названы, в том числе условия возникновения у гражданина права на получение мер социальной поддержки, определены документы, подтверждающие наличие такого права. Меры социальной поддержки предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение выплат. При этом установлена и обязанность уполномоченного органа проверять представленные гражданами в целях получения названной выплат документы и в случае установления факта предоставления подложных или содержащих недостоверные сведения документов - отказывать в предоставлении мер социальной поддержки. При этом работники уполномоченного органа несут персональную ответственность за решения и действия, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки.
Таким образом, приведенные нормативные положения не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае денежных выплат гражданам (семьям), имеющим детей, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, не установив недобросовестности в действиях ответчика и счетной ошибки истца, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 11 Черновского судебного района г. Читы от 12 июля 2021 г., апелляционное определение Черновского районного суда г. Читы от 11 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения «Краевой центр социального защиты населения» Забайкальского края - без удовлетворения.
Судья И.А. Новожилова