Решение по делу № 2а-3062/2018 ~ М-2952/2018 от 22.10.2018

Дело №2а-3062/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Пономаревой К.А.,

с участием:

административного истца Каббани М. и его представителя Соколовой И.Е.,

переводчика Аль-Накиб А.М.А.,

представителя административного ответчика - УМВД России по Ивановской области Григорш Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каббани Маджди к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, начальнику ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной Ольге Николаевне и ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново о признании незаконным отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации и о признании незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 27.09.2018 г. № 12/2163,

у с т а н о в и л :

Каббани Маджди обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, начальнику ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной Ольге Николаевне и ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново, в котором просит признать незаконным отказ в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, совершенный 09.10.2018 г., обязать принять у административного истца документы на выдачу разрешения на временное проживание в РФ для рассмотрения по существу и признать незаконным Указание УМВД России по Ивановской области от 27.09.2018 г. № 12/2163, запрещающее районным отделам принимать заявления на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что административный истец является гражданином Сирийской Арабской республики.09.10.2018 г. в сопровождении адвоката истец обратился в ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново по месту пребывания с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. К заявлению были приложены все необходимые документы: нотариально удостоверенный перевод паспорта с его копией; копия сертификата о владении русским языком, знаниями истории России и основ законодательства Российской Федерации; справка об отсутствии судимости и ее перевод, выписка из судебного реестра и ее перевод, медицинское заключение и сертификат ВИЧ, квитанция об уплате госпошлины в размере 1600 рублей; второй экземпляр настоящего заявления; фотографии размером 35 х 45 мм. В этот же день начальник ОВМ ОМВД Лисина О.Н. отказала в приеме заявления и документов по причине исчерпания квоты на выдачу РВП. Каббани М. считает такой отказ в приеме заявления на выдачу РВП незаконным и необоснованным, поскольку истцу стало известно, что квота на09.10.2018 г. не была исчерпана и разные ОВМ ОМВД продолжают до настоящего времени принимать заявления на выдачу РВП от иностранных граждан. Кроме того «указание УМВД России по Ивановской области от27.09.2018 г. № 12/2163» не содержит формулировки об исчерпании квоты, а содержит другую формулировку, что она «распределена». Однако должностное лицо ОВМ ОМВД истолковало данное указание, как абсолютный запрет на прием заявлений по причине исчерпания квоты. Должностное лицо отказалось выдать копию Указаний УМВД России по Ивановской области от27.09.2018 г. № 12/2163, сославшись на секретность данной информации. Данное Указание, со слов должностного лица, является документом для служебного пользования. УМВД до настоящего времени осуществляет регистрацию поступающих более поздних заявлений о выдаче РВП, поданных иностранными гражданами после09.10.2018 г., а заявление истца не было принято начальником ОВМ ОМВД со ссылкой на указание УМВД по причине «исчерпания квоты» на09.10.2018 г.Истец считает, что УМВД сознательно ввел в заблуждение ОВМ ОМВД и его должностных лиц относительно исчерпания квоты на выдачу РВП на дату09.10.2018 г.

Административный истец Каббани М. суду пояснил, что свои административные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит их удовлетворить. Также административный истец просит взыскать с административных ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Представитель административных истцов Соколова И.Е. суду пояснила, что заявленные требования истцов поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - УМВД России по Ивановской области Григораш Н.В. в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что административный истец обратился 02.04.2018 г. с анкетой о выделении ему квоты. Его анкета была рассмотрена на третьем заседании Комиссии и квота не была ему выделена. На последнем заседании Комиссии в сентябре 2018 года квота была распределена в полном объеме и в данном случае считается исчерпанной.27.09.2018 г. в территориальные подразделения направлено информационное письмо№12/2163 от27.09.2018 г. о полном распределении квоты. Таким образом, заявление о выдаче разрешения на временное проживание от истца не могло быть принято, так как иностранные граждане, обратившиеся в Комиссию на выделение квоты и получившие ее, обратились гораздо раньше административного истца. Требование о признании письма от27.09.2018 г.№ 12/2163, которое административный истец считает указанием, считает необоснованным. Данное письмо носит информационный характер, а никак не властно-распорядительный. В настоящий момент квота на 2018 год исчерпана и требование истца о выделении ему квоты в случае удовлетворения заявленных требований не возможно. Таким образом, отказ в приеме заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса. Также представитель дополнила, что все квоты были исчерпаны лишь 24.10.2018 г.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Административный ответчик - временно исполняющая обязанности начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисина О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Допрошенная ранее Лисина О.Н. суду пояснила, что административные исковые требований не признает в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, имеющемся в материалах дела.

Представитель административного ответчика - ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Частью 1 ст. 6 указанного выше Закона установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами МВД России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации установлен Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 27.11.2017 г. № 891.

В соответствии с п. 20 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 27.11.2017 г. N 891 государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне.

В соответствии с п. 28 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 27.11.2017 г. N 891 для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции по месту предполагаемого проживания либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания:

28.1. Заявление (приложение N 2 к Административному регламенту) в двух экземплярах.

28.2. Две личные фотографии, которые размещаются на заявлении по одной на каждом экземпляре, размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора. Лица без гражданства представляют 5 фотографий, две из которых размещаются на заявлении по одной на каждом экземпляре.

28.3. Документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с п. 44.6 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 27.11.2017 г. N 891 заявление и документы к рассмотрению не принимаются: если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание.

Как следует из материалов дела,09.10.2018 г.истец обратился в ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ с приложением необходимых документов.

Письмом начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной О.Н. от 09.10.2018г. № б/н Каббани М. уведомлен об отказе в принятии его заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в связи с тем, что в ОВМ России по Фрунзенскому району г. Иваново поступило указание начальника УВМ УМВД России по Ивановской области от27.09.2018 г. №12/2163, в котором указано, что в связи с указанием УМВД России по Ивановской области квота на 2018 г. исчерпана.

Однако, как следует из представленного журнала учета заявлений о выдаче разрешений в 2018 г. на дату обращения административного истца с заявлением на выдачу разрешения, квоты исчерпаны не были, что не оспаривалось и представителем административного ответчика УМВД России по Ивановской области Григораш Н.В. которая пояснила, что все квоты были исчерпаны 24.10.2018 г.

Не принимается судом довод представителей административного ответчика УМВД России по Ивановской области относительно необходимости первоначально обратиться в Комиссию по распределению квоты на выдачу разрешений на временное проживание в РФ, а только после согласования и принятия положительного решения обратиться в территориальный орган УМВД по Ивановской области с заявлением.

Как было указано выше, порядок предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 27.11.2017 г. № 891.

Согласно приказа УМВД России по Ивановской области от19.01.2018 г. №27 была создана Комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018г для Ивановской области. Также приказом утверждено Положение о данной комиссии (Приложение № 1 к приказу).

Так п. 4 Положения предусмотрено, что Комиссия создается для принятия решения о выделении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ.

В п. 5 Положения указано, что решение комиссии является основанием для приема у иностранного гражданина заявления о выдаче РВП в Российской Федерации.

Пункты 9-11 Положения регламентируют порядок обращения с заявлениями о выдаче РВП в пределах квоты, из которых следует, что заявления, поданные без рассмотрения Комиссией, подлежат возврату, также рекомендовано предварительно подать анкету на выделение квоты для рассмотрения Комиссией.

Во исполнение протеста прокуратуры Ивановской области от28.06.2018 г. начальником УМВД России по Ивановской области был издан приказ от11.07.2018 г.№733 «О внесении изменений в приложения№1 и№2 к приказу УМВД России по Ивановской области от19.01.2018 г. №27«О создании Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018г для Ивановской области».

Так, из Положения о Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 г. для Ивановской области исключены пункты 6, 8-11.

Вместе с тем, такой порядок распределения квоты на выдачу разрешений на временное проживание в РФ Административным регламентом не предусмотрен.

Таким образом, поскольку единственным основанием для выделения квоты на разрешение на временное проживание в Российской Федерации является ее исчерпание, при этом на момент подачи административным истцом заявления она не была исчерпана, у начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной О.Н. отсутствовали правовые основания для отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

В связи с чем, административные исковые требования истца в части признания незаконным и необоснованным отказа начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной О.Н. в приеме заявлений и документов на выдачу на временное проживание в Российской Федерации от09.10.2018 г. и обязании принять заявления и документы для рассмотрения по существу подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от27.09.2018 г. №12/2163 по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела27.09.2018 г. за№ 12/2163за подписью начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области в территориальные подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России было направлено письмо для руководства в служебной деятельности, из которого следует, что24.09.2018 г. состоялось заседание Комиссии при УВМ УМВД России по Ивановской области по использованию квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ, установленной на 2018 г. для Ивановской области, на котором квота распределена в полном объеме. Просит в кратчайшие сроки принять заявления от иностранных граждан, получивших квоту. Также указано, что иная категория заявлений в пределах квоты к рассмотрению не принимается.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из содержания Указание (письма) УВМ УМВД России по Ивановской области от27.09.2018 г.№ 12/2163, суд приходит к выводу, что оно не отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт и указанным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, в связи с удовлетворением требований о признании незаконным и необоснованным отказа начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной О.Н. с ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново в пользу Каббани М. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Каббани Маджди к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, начальнику ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной ольге Николаевне и ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново о признании незаконным отказа в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации и о признании незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 27.09.2018 г. № 12/2163 удовлетворить частично.

Признать незаконным и необоснованным отказ начальника ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисиной Ольги Николаевны в принятии заявленияКаббани Маджди и документов на выдачу на временное проживание в Российской Федерации от09.10.2018 г.

Обязать ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново принять заявление и документы на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации Каббани Маджди для рассмотрения по существу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требованийКаббани Маджди отказать.

Взыскать с ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново в пользу Каббани Маджди судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2018 года.

Судья: /С.К. Орлова/

2а-3062/2018 ~ М-2952/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Каббани Маджди
Ответчики
Управление МВД России по Ивановской области
Начальник ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому району г. Иваново Лисина Ольга Николаевна
ОМВД России по г. Иваново
Другие
Соколова И.Е.
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Орлова Светлана Константиновна
22.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2018[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.12.2018[Адм.] Судебное заседание
19.12.2018[Адм.] Судебное заседание
26.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2019[Адм.] Дело оформлено
06.08.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее