Дело №
УИД 41RS0№-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Нетеса С.С.,
при секретаре судебного заседания Ефремовой Л.Н.,
с участием:
истца Федоровой Е.В.,
представителя ответчика УФНС России по Камчатскому краю Кравченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Елены Владимировны к УФНС России по Камчатскому краю о признании действий незаконными, к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Федорова Е.В. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что ориентировочно в августе 2022 г. УФНС России по Камчатскому краю было инициировано обращение в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к истцу о взыскании недоимки и пени. В ходе рассмотрения данного иска (административное дело №а-5142/2022) было установлено, что право требования сумм недоимки и пени налоговым органом было утрачено, задолженность является безнадежной к взысканию, в связи с чем решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований. Решение суда вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Камчатскому краю вновь обратилось в суд за взысканием недоимки и пени по аналогичным обстоятельствам. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-3000/2023, 2а-3002/2023 налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, УФНС России по Камчатскому краю, достоверно зная об утрате права требования задолженности по налогам и пени, возникшем по вине налогового органа, были совершены действия по обращению в суд с целью взыскания задолженности.
Обращение в суд является способом восстановления нарушенного права, факт утраты которого подробно изложен в решении Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (административное дело №а-5142/2022), равно как и то, что утрата данного права произошла по вине налогового органа. Таким образом, налоговым органом были совершены действия, противоречащие вступившему в законную силу решению суда, в связи с чем данные действия законными не являются. Будучи административным ответчиком по делу и доподлинно зная об утрате налоговым органом права на взыскание задолженности, установленное вступившим в законную силу решением суда по делу №а-5142/2022, она, получив судебные извещения о назначении даты рассмотрения дел №а-3000/2023 и 2а-3002/2023 и исковые заявления налогового органа, была крайне удивлена, испытала негативные эмоции относительно неправомерных действий налогового органа, было нарушено психологическое благополучие. Тем самым был причинен моральный вред, который она оценивает в 30 000 руб. На основании изложенного истец просил суд признать действия УФНС России по Камчатскому краю по обращению в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края по взысканию задолженности по налогам и пени незаконными. Взыскать с Российской Федерации в лице ФНС России компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФНС России по Камчатскому краю (далее – Управление).
В судебном заседании истец Федорова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы о времени и месте судебного заседания извещена, представителя не направила, возражений не представила.
В судебном заседании представитель ответчика УФНС России по Камчатскому краю Кравченко Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что в деле №а-5142/2022 ко взысканию с Федоровой Е.В. предъявлены только пени, в делах №а-3000/2023 и 2а-3002/2023 задолженности и пени за разные периоды. Для других дел дело №а-5142/2022 не является преюдициальным. Согласно статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации списание задолженности производится на основании судебного акта. Налоговый орган действовал на основании действующего законодательства в пределах своих полномочий. Так как Федорова Е.В. не уплачивала налог добровольно, взыскание производилось в принудительном порядке. Поскольку требование о взыскании налогов носит имущественный характер, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, так как не были нарушены неимущественные права истца.
Согласно отзыву на исковое заявление УФНС России по Камчатскому краю исковые требования Федоровой Е.В. являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Управление, реализуя право, предусмотренное пунктом 14 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по пене (дело №а-5142/2022):
- по страховым взносам на ОМС 2017 год – 593 руб. 81 коп., 2018 год – 921 руб. 29 коп., 2017 и 2018 годы – 67 руб. 25 коп., 2019 год – 749 руб. 56 коп.;
- по страховым взносам на ОПС 2017 год – 3044 руб. 31 коп., 2018 год – 4822 руб. 65 коп., 2017 и 2018 годы – 325 руб. 36 коп., 2019 год – 3196 руб. 17 коп.;
- по транспортному налогу 2018 год – 593 руб. 81 коп., 2019 год – 38 руб. 98 коп.;
- по земельному налогу 2017 год – 4 руб. 09 коп., 2018 год – 18 руб. 09 коп., 2019 год – 10 руб. 58 коп.;
- по налогу на имущество физических лиц 2018 год – 144 руб. 61 коп., 2019 год – 69 руб. 35 коп.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу отказано в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска процессуального срока на обращение в Мировой суд Камчатского края с заявлением о вынесении судебного приказа. Решение вступило в законную силу.
Также Управление, реализуя право, предусмотренное пунктом 14 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по налогам и сборам, пене (дело №а-3002/2023):
- по страховым взносам на ОМС 2018-2019 годы – 9215 руб. 16 коп., пени – 404 руб. 18 коп.;
- по страховым взносам на ОПС 2018-2019 годы – 51 107 руб. 15 коп., пени – 2060 руб. 04 коп.;
- по земельному налогу 2016 год – 24 рубля, пени – 1 руб. 22 коп.;
- по земельному налогу 2016, 2018 годы – 478 руб., пени – 21 руб. 94 коп.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу отказано в удовлетворении исковых требований, ввиду пропуска процессуального срока на обращение в мировой суд Камчатского края с заявлением о вынесении судебного приказа. Решение вступило в законную силу.
Кроме того, Управление, реализуя право, предусмотренное пунктом 14 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по налогам, сборам, пене (дело №а-3000/2023):
- по страховым взносам на ОМС 2020 год – 7232 руб. 32 коп., пени – 72 руб. 75 коп.;
- по страховым взносам на ОПС 2020 год – 27 851 руб. 20 коп., пени – 280 руб. 14 коп.;
- по налогу на имущество физических лиц 2019 год – 1565 руб., пени 14 руб. 19 коп.;
- по транспортному налогу 2019 год – 880 руб., пени 7 руб. 98 коп.;
- по земельному налогу 2019 год – 239 руб., пени 2 руб. 17 коп.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу отказано в удовлетворении исковых требований.
Из изложенного следует, что предметом рассмотрения указанных судебных дел являлись различные требования. По делу №а-5142/2022 взысканию подлежали только пени, в связи с чем судебный акт не имеет преюдициального значения для рассмотрения судебных дел №а-3000/2023 и №а-3002/2023 о взыскании налогов и сборов. Административные исковые заявления Управления о взыскании задолженности по налогам и сборам (дела №а-3000/2023 и 2а-3002/2023) приняты Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края к производству и рассмотрены по существу, что свидетельствует о том, что судом также не установлено преюдициального значения судебного акта по делу №а-5142/2022. Более того, отказ во взыскании пени не лишает налоговый орган возможности на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Так как, Управление действовало в рамках предоставленных налоговым законодательством полномочий, и иного способа взыскания задолженности с физических лиц, кроме как в рамках статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательством не предусмотрено, требования Федоровой Е.В. в части признания действий налогового органа по обращению в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края о взыскании задолженности по налогам и пене незаконными, не подлежат удовлетворению.
В отношении причиненного Федоровой Е.В. налоговым органом морального вреда необходимо обратить внимание на следующее. Из содержания искового заявления Федоровой Е.В. не усматривается, в чем выражается причинение ей морального вреда, отсутствуют данные о причинно-следственной связи между действиями должностных лиц налогового органа и наступившими последствиями. В данном случае основанием для направления административных исковых заявлений послужил факт неуплаты Федоровой Е.В. в бюджет налогов, сборов и пени. Из материалов дела не усматривается злоупотребления правами со стороны должностных лиц Управления, а выполнение своих служебных обязанностей к моральным страданиям налогоплательщиков отношения не имеет. Действия должностных лиц, на которые ссылается Федорова Е.В. в обоснование утверждения о причинении ей морального вреда, осуществлялись Управлением на основании статей 31, 32, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в пределах полномочий, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Отношения по взысканию налогов носят имущественный характер, Налоговым кодексом Российской Федерации возмещение налогоплательщику морального вреда, причиненного незаконными (неправомерными) действиями (бездействиями) налоговых органов и их должностных лиц, не предусмотрено. Таким образом, руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в Постановлении № и Постановлении №, о том, что в сфере предпринимательской деятельности, касающейся имущественных прав, возможность компенсации морального вреда действующим законодательством не предусмотрена, а доказательств нарушения налоговым органом личных неимущественных прав и других нематериальных благ или причинения нравственных и физических страданий Федоровой Е.В. не представлено, оснований для взыскания морального вреда не имеется.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика УФНС России по Камчатскому краю, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы административных дел №а-5142/2022 по административному исковому заявлению УФНС России по Камчатскому краю к Федоровой Е.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, №а-3002/2023 по административному исковому заявлению УФНС России по Камчатскому краю к Федоровой Е.В. о взыскании недоимки по страховым взносам, земельному налогу, пени, №а-3000/2023 по административному исковому заявлению УФНС России по Камчатскому краю к Федоровой Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
При принудительном взыскании сумм налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, проверка соблюдения сроков до обращения с заявлением о выдачи судебного приказа входит в компетенцию мирового судьи. Соответственно, суд при рассмотрении административного иска после отмены судебного приказа обязан проверить лишь соблюдение установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, поименованных в пункте 3 статьи 44 НК РФ, в том числе в связи с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).
К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится, в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Камчатскому краю обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) за 2017 год – 593 руб. 81 коп, 2018 год – 921 руб. 29 коп., 2017 и 2018 годы – 67 руб. 25 коп., 2019 год – 749 руб. 56 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) за 2017 год – 3044 руб. 31 коп., 2018 год – 4822 руб. 65 коп., 2017 и 2018 годы – 325 руб. 36 коп., 2019 год – 3196 руб. 17 коп.;
- пени по транспортному налогу за 2018 год – 89 руб. 47 коп., 2019 год – 38 руб. 98 коп.;
- пени по земельному налогу за 2017 год – 4 руб. 09 коп., 2018 год – 18 руб. 09 коп., 2019 год – 10 руб. 58 коп.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год – 144 руб. 61 коп., 2019 год – 69 руб. 35 коп. А всего 14 095 руб. 52 коп. (административное дело №а-5142/2022 л.д. 5-19).
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления УФНС России по Камчатскому краю к Федоровой Е.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц отказано, в связи с нарушением налоговым органом порядка принудительного взыскания задолженности по пени, а также утратой административным истцом установленного налоговым законодательством права взыскания задолженности по налогам и страховым взносам, на которые начислены пени, в частности в связи с обращением к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование, земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц с пропуском установленного шестимесячного срока обращения в суд (административное дело №а-5142/2022 л.д. 105-112).
Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Камчатскому краю обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7232 руб. 32 коп., пени по таким взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 руб. 75 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 27 851 руб. 20 коп., пени по таким взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 280 руб. 14 коп.;
- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 1565 руб., пени по такому налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 руб. 19 коп.;
- транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 880 руб., пени по такому налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 руб. 98 коп.;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, за 2019 год в размере 239 руб., пени по такому налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 руб. 17 коп. (административное дело №а-3000/2023 л.д. 5-7).
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с нарушением срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (административное дело №а-5142/2022 л.д. 73-77).
Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Также ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Камчатскому краю обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о взыскании с Федоровой Е.В. задолженности по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018, 2019 годы в размере 9215 руб. 16 коп., пени по таким взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 404 руб. 18 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018, 2019 годы в размере 51 107 руб. 15 коп., пени по таким взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2060 руб. 04 коп.;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах межселенных территорий, за 2016 год в размере 24 руб., пени по такому налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 руб. 22 коп.;
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, за 2016, 2018 годы в размере 478 руб., пени по такому налогу за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 руб. 94 коп. (административное дело №а-3002/2023 л.д. 3-8).
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с нарушением срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (административное дело №а-3002/2023 л.д. 87-91).
Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом, предметом рассмотрения указанных судебных дел являлись различные требования.
Как следует из искового заявления УФНС России по Камчатскому краю, достоверно зная об утрате права требования задолженности по налогам и пени по вине налогового органа, были совершены действия по обращению в суд с целью взыскания задолженности. Обращение в суд является способом восстановления нарушенного права, факт утраты которого подробно изложен в решении Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ (административное дело №а-5142/2022), равно как и то, что утрата данного права произошла по вине налогового органа. Таким образом, налоговым органом были совершены действия, противоречащие вступившему в законную силу решению суда, в связи с чем данные действия не являются законными.
Как следует из статьи 82 НК РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно пункту 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном указанным Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.
Оценивая действия УФНС России по Камчатскому краю по обращению за взысканием налогов, сборов и пени с позиции их соответствия установленному налоговым законодательством порядку установления нарушения и обращению в суд, учитывая, что в соответствии со статьями 44 и 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований о признании действий УФНС России по Камчатскому краю незаконными.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пунктами 1 и 2 статьи 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Отношения по взысканию налоговых платежей и пени носят имущественный характер.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере налоговых правоотношений.
Следовательно, поскольку статья 151 Гражданского кодекса РФ предусматривает компенсацию морального вреда, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, то в настоящем споре положения названной статьи не могут быть применены, так как данных о нарушении личных неимущественных прав, либо нематериальных благ, принадлежащих истцу, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, поскольку в ходе судебного заседания не установлено наличия совокупности условий для применения к ответчику Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы ответственности в виде взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании статьи 103 ГПК РФ, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с истца в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Федоровой Елены Владимировны к УФНС России по Камчатскому краю о признании действий незаконными, к Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Федоровой Елены Владимировны (паспорт 30 20 629336) в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись С.С. Нетеса
Подлинник судебного постановления подшит в деле №, находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.