Решение по делу № 33-2218/2017 от 12.04.2017

Ленинский районный суд г. Махачкалы судья П.А. Дадаева

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 мая 2017 года, по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Гомленко Н.К. и Гончарова И.А., при секретаре судебного заседания ФИО5 с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. административное дело по иску ФИО6 в интересах ФИО1 к администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании администрации ГОсВД «город Махачкала» выдачи ФИО1 постановления о переоформлении в собственность земельного участка, по адресу: г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, по апелляционной жалобе представителя истца ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>,

установила:

ФИО6 в интересах ФИО1 обратилась в суд к администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» с настоящим иском об обязании администрации ГОсВД «город Махачкала» выдачи ФИО1 постановления о переоформлении в собственность земельного участка, по адресу: г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, площадью 500 кв.м.

Требования обоснованны тем, что ФИО1 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, площадью 500 кв.м. Он добросовестно пользуется предоставленным земельным участком, оплачивает земельный налог. <дата> истец обратился в администрацию г. Махачкалы через МФЦдля получения постановления о переоформлении в собственность земельного участка. <дата> истцом получено уведомление Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации ГОсВД «город Махачкала» об отказе в этом. Причина отказа в том, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана без учета охранной зоны ЛЭП 110 кВ. В тоже время истец передвинул свой забор на 4 метра, как и было указано в письме ОАО «Дагэнергосеть».

Считая данный отказ необоснованным, административный истец просил обязать Администрациюг. Махачкалы выдать постановление о переоформлении земельного участка, расположенного по адресу:г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, площадью 500 кв.м в собственность.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО7, ставит вопрос об отмене решения суда, с принятием нового решения об удовлетворении иска. В обоснование жалобы, указывается о неправильном определении судом обстоятельств дела, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.

Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и представитель истца ФИО6 поддержали доводы жалобы и просили их удовлетворить.

Ответчики администрация ГОсВД «город Махачкала», Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации ГОсВД «город Махачкала», Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили и ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. О месте и времени судебного заседания надлежаще извещены. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие (ст. 150 КАС РФ).

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела, согласно членской книжке садовода и справки администрации <адрес> г. Махачкалы от <дата> истец ФИО1 является членом садоводческого товарищества «Маяк» с передачей ему земельного участка , площадью 500 кв.м (л.д. 4, 10).

Из письма технического директора ОАО «Дагэнергосеть» от <дата> : земельный участок истца находится под проводами ВЛ-110кВ , 175 в пролетах опор . Жилой дом находится на расстоянии 10 метров от крайнего провода ВЛ-110кВ . Под проводами ВЛ построен забор. Нормы по отступу от крайних проводов ВЛ-110 кВ (4 метра). Истцу необходимо перенести забор на 4 метра от крайнего провода ВЛ-110кВ . При соблюдении данного, претензий у эксплуатирующей организации к истцу, не будет (л.д. 13).

Согласно Уведомлению ответчика – Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата> -у/о истцу отказано в переоформлении земельного участка в собственность. Причина отказа: представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана без учета охранной зоны ЛЭП 110 кВТ (подпадает на охранную зону).

Считая данный отказ незаконным и необоснованным, истец обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела, представленными сторонами по делу доказательствами, не подтверждены доводы ФИО1 о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым отказом ответчика о предоставлении муниципальной услуги и отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, так как незаконность решения, действий (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином прав и свобод, по настоящему делу нашли своё подтверждения.

Так, согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 той же статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Аналогичное предусматривается и положениями ч. 2 ст. 16 Закона РД от 29.12.2003 № 45 «О земле», согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Республики Дагестан не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции закона, действовавшей в период обращения истца к административному ответчику о разрешении спора по земельному участку). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» утвержден постановлением Главы Администрации г. Махачкалы от <дата> .

Данная муниципальная услуга предоставляется Администрацией городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в лице муниципального казенного учреждения г. Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» (пункт 1.2 Регламента).

В п. 2.10 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, согласно которому такое основание отказа, как земельный участок административного истца находится в санитарно-защитной зоне высоковольтных ЛЭП 110 КВ, которая составляет 20 метров в обе стороны от крайних проводов ЛЭП, не предусмотрено.

При этом все необходимые для представления указанной муниципальной услуги правоустанавливающие документы, истцом были приложены.

Доводы административного истца об исполнении им требований, содержащихся в письме технического директора ОАО «Дагэнергосеть» от <дата> о необходимости отступа от крайних проводов ВЛ-110 кВ на 4 метра путем переноса забора (л.д. 13), при соблюдении которых, претензий у эксплуатирующей организации к истцу, не будет, судом первой инстанции не проверены и административными ответчиками не опровергнуты.

В тоже время данные доводы административного истца подтверждаются топографическим планом и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенных к административному исковому заявлению.

В связи с приведённым выше, указанное Решение административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца.

Выводы суда первой инстанции об обратном судебная коллегия считает неправильными, основанными на несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильном применении норм материального права. Доказательства, на основании которых судебная коллегия пришла к такому выводы, стороной апеллянта представлены и материалы административного дела содержат.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу решения об удовлетворении искового заявления.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 308 -310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> отменить.

Принять новое решение.

Исковое заявление ФИО6 в интересах ФИО1 к администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании администрации ГОсВД «город Махачкала» выдачи ФИО1 постановления о переоформлении в собственность земельного участка, по адресу: г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, площадью 500 кв.м, удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» выдать ФИО1 постановление о переоформлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, с/т «Маяк», уч. 114, площадью 500 кв.м, согласно схеме расположения земельного участка.

Председательствующий

Судьи

33-2218/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Бамматказиев А.Г.
Ответчики
Адм. г. Махачкала
Другие
Управл. архитектуры и градостр. г. Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
13.04.2017Передача дела судье
23.05.2017Судебное заседание
30.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее