Дело № 2а-2807/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
В составе судьи Нагибиной Е.Л.
при секретаре Пундиковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
10 апреля 2018 года дело по административному иску Калинова И.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК о признании незаконным решения начальника учреждения от 6.06.17 года о постановке на профилактический учет как склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов,
УСТАНОВИЛ:
Калинов И.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН Росси по РК о признании незаконным решения начальника учреждения от 6.06.17 года о постановке на профилактический учет как склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
В судебном заседании Калинов И.А. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила применить срок на обращение в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно - правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 2 УИК РФ).
В силу ст.ст. 82, 84, 109 УИК РФ, ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы» исправительное учреждение обязано обеспечить постоянный надзор за осужденными, исполнение возложенных на них обязанностей, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также проводить воспитательное воздействие на осужденных с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Частями 1 и 4 ст. 109 УИК РФ предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа с осужденными проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
На основании ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
В целях совершенствования работы по предупреждению преступлений утверждена приказом Министерства юстиций Российской Федерации от 20.05.2013 № 72 Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - инструкция), которая регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Из п.п. 7, 24 Инструкции следует, что профилактика правонарушений проводиться сотрудниками заинтересованных подразделений исправительного учреждения.
Как следует из материалов дела, начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК инициировал постановку Калинова И.А. на профилактический учет, как склонного к нападению на представителей власти и иных сотрудников правоохранительных органов. Оперативный отдел, отдел безопасности, отдел воспитательной работы с осужденными указанное ходатайство поддержали. Осужденный Калинов И.А., участвовавший в заседании комиссии, какие-либо доводы в свою пользу не высказал.
Начальником ФКУ ИК-1 указанный протокол № 17 от 6.06.17 года был утвержден, Калинов И.А. поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к нападению на представителей власти и иных сотрудников правоохранительных органов.
Выражая несогласие с указанным решением, Калинов И.А. указал, что основания для вышеуказанных выводов у администрации ИУ отсутствовали, поскольку он был осужден по ст. 319 УК РФ ( за оскорбление представителей власти), по ст. 318 УК РФ – за применение насилия в отношении представителей власти судимостей не имеет, сведений о наличии у него замыслов к таким действиям не имелось.
В судебном заседании Калинов И.А. пояснил, что постановка на указанный профилактический учет в дальнейшем может создать препятствия к условно-досрочному освобождению.
Согласно пункту 2 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция), основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.
В силу п.24 Инструкции, на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные: склонные к совершению побега; лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных; организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации; склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; склонные к совершению суицида и членовредительству; организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды; склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка; изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию; отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов; склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Из материалов дела следует, что Калинов И.А. приговором Сыктывкарского городского суда от 18.08.15 года был осужден по ст. 319 УК РФ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей; 15.04.16 года Калинов И.А. вновь был осужден по ст. 319 УК РФ к ** ** ** исправительных работ, по совокупности приговоров определено ** ** ** исправительных работ. 11.05.16 года осужден по ст. 158 ч.2 п «в», ч.5 ст. 69, 71 УК РФ к ** ** ** лишения свободы, окончательно определено путём частичного сложения наказаний ** ** ** лишения свободы в исправительной колонии ... режима.
При том, что административный истец не привлекался к уголовной ответственности по ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, или угроза применения такого насилия, в отношении представителя власти), администрация ИУ имела основания поставить Калинова И.А. на профилактический учет по оспариваемому основанию, поскольку преступления, предусмотренные ст. 318 и 319 УК РФ имеют один родовой объект, относятся к преступлениям против порядка управления, как государственной власти, власти политической, публичной, заключающейся в руководстве обществом через специальные органы, именуемые государственным аппаратом. Поскольку Калинов И.А. осужден за оскорбление представителей власти дважды, администраций учреждения его личность оценена, как требующая профилактического учета, с учетом склонности к соответствующим противоправным действиям, с учетом оснований, предусмотренных Инструкций. По смыслу Инструкции, для отнесения осужденного к той или иной категории лиц, для постановки на профилактический учет не является обязательным совершение соответствующего преступления.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного, поскольку не является привлечением его к ответственности, не влечет возложение на осужденных каких-либо обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.
Кроме того, Калинов И.А. пропустил трехмесячный срок на обращение в суд, на применении которого настаивал представитель.
С выпиской из протокола от 6.06.17 года административный истец ознакомился 6.06.17 года, в суд обратился 25.12.18 года. Полагая, что срок не пропущен, Калинов И.А. указал, что через 2 месяца и 3 дня обратился с административным иском (9.08.17 года), 14.08.17 года оно было оставлено без движения, в связи с неуплатой госпошлины, 18.09.17 года он обратился в учреждение с просьбой о предоставлении справки об отсутствии у него денежных средств на счете, 25.08.17 года просил суд о продлении срока об оставлении иска без движения, срок был продлен до 5.09.17 года, однако определение поступило в суд 5.09.17 года, то есть в день истечения срока. Из объяснений Калинова И.А. следует, что в период с 5.09.17 по 29.09.17 года им квитанция об уплате госпошлины или справки, не предоставлялась, в связи с чем, 29.09.17 года административное заявление ему было возвращено. При рассмотрении жалобы на определение от 29.09.17 года, судебная коллегия по гражданским делам от 9.11.17 года признала его законным и обоснованным. Повторно в суд с административным иском об обжаловании постановки на профилактический учет Калинов И.А. обратился лишь 19.12.17 года. С учетом исключения периодов, когда осужденным предпринимались меры к обжалованию действий администрации, а также решений суда, трехмесячный срок на обращение в суд об обжаловании решения о постановке на профилактический учет от 6.06.18 года пропущен, что является самостоятельным основания для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Калинову И.А. в удовлетворении административного искового заявления к ФКУ ИК-1 о признании незаконным решения начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК от 6.06.17 года о постановке на профилактический учет, как склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Нагибина Е.Л.