Решение по делу № 2-1546/2023 (2-8074/2022;) от 10.11.2022

Дело № 2-1546/2023

УИД 65RS0001-01-2022-011143-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2023 года                                            город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием представителя истца ФИО, ответчика ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Областного казённого учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости» к ФИО о взыскании неосновательного обогащения, признании отсутствующим права на постановку на учет в качестве безработного,

у с т а н о в и л:

10 ноября 2022 года истец областное казённое учреждение «Южно-Сахалинский центр занятости» (далее – ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости», Центр), обратилось в суд с данным исковым заявлением к ответчику ФИО, указав следующие обстоятельства. Ответчик состоял на регистрационном учете безработных граждан в период с 21 ноября 2017 года по 18 июня 2018 года, 10 января 2019 года по 12 апреля 2019 год, с 07 ноября 2019 года по 05 марта 2020 года, с 07 октября 2020 года по 14 апреля 2021 года, с 10 марта 2022 года по 19 мая 2022 года, получая пособие по безработице, а также финансовую поддержку в связи с прохождением профессионального обучения по направлению Центра. При обращения к истцу ответчик предоставил паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства: <адрес>. По сведениям отдела адресно-справочной службы УМВД России по Сахалинской области от 27 апреля 2022 года ФИО снят с регистрационного учета по месту жительства 11 апреля 2014 года на основании решения суда. Поскольку ответчиком предоставлены документы, содержащие заведомо ложные сведения о своем месте жительства, чем проявлена недобросовестность, тогда как истцом принято решение о признании ответчика безработным и выплате пособия по безработице, оказана финансовая поддержка, право на получение которых он не имел, ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости» просит суд взыскать с ФИО сумму израсходованных денежных средств на организацию профессионального обучения и медицинское освидетельствование, выплату пособия по безработице, материальной поддержки и стипендии в общей сумме 213 968 рублей 18 копеек, как неосновательное обогащение, а также признать отсутствующим у ответчика права на постановку на учет в качестве безработного.

В судебном заседании представитель истца ФИО, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях основаниям, просила суд их удовлетворить.

Ответчик по исковым требованиям возражал, пояснил, что при обращении к истцу ему не разъяснялась информация о том, что при отсутствии регистрации по месту жительства статус безработного не присваивается, проходил профессиональное обучение по выданным направлениям. Не знал о снятии его с регистрационного учета, поскольку брат ФИО после вынесения решения суда пообещал в присутствии сестры, что не будет подавать в регистрационный орган документы, являющиеся основанием для снятия с регистрационного учета, поэтому выплаты и направления на обучение получены им законно.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствие п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «О занятости населения в РФ»).

Положениями ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в редакции от 28 июня 2021 года предусмотрены порядок и условия признания граждан безработными.

Так, согласно ч. 1 вышеуказанной статьи безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

На основании ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» (в редакции, действующей с 01 июля 2021 года) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Из материалов дела следует, что 21 ноября 2017 года ФИО обратился в ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия в поиске подходящей работы.

Приказом от 04 декабря 2017 года ФИО признан безработным с 24 ноября 2017 года.

Приказом от 04 декабря 2017 года ФИО назначено пособие по безработице на период с 24 ноября 2017 года по 23 мая 2018 года.

15 июня 2018 года ФИО обратился в ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.

Приказом от 18 июня 2018 года ФИО с 18 июня 2018 года по 31 августа 2018 года назначена стипендия в размере 1190 рублей.

Приказом от 18 июня 2018 года ФИО снят с регистрационного учета с 17 июня 2018 года.

Приказом от 05 июля 2018 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за медицинское освидетельствование в размере 4038 рублей.

Приказом от 31 августа 2018 года ФИО на период с 18 июня 2018 года по 31 августа 2018 года оказана материальная помощь в размере 1190 рублей.

10 января 2019 года ФИО обратился в ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия в поиске подходящей работы.

Приказом от 18 января 2019 года ФИО признан безработным с 10 января 2019 года.

Приказом от 18 января 2019 года ФИО назначено пособие по безработице на период с 10 января 2019 года по 09 апреля 2019 года.

Приказом от 12 апреля 2019 года ФИО снят с регистрационного учета с 11 апреля 2019 года.

Приказом от 12 апреля 2019 года ФИО с 12 апреля 2019 года по 25 июня 2019 года назначена стипендия в размере 2100 рублей.

Приказом от 15 ноября 2019 года ФИО признан безработным и назначено пособие по безработице на период с 07 ноября 2019 года по 06 февраля 2020 года.

Приказом от 16 июля 2019 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за пошлину в размере 1400 рублей.

Приказом от 16 июля 2019 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за медицинское освидетельствование в размере 4038 рублей.

04 марта 2020 года ФИО обратился в ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия занятости населения по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности.

Приказом от 05 марта 2020 года ФИО снят с регистрационного учета с 04 марта 2020 года.

Приказом от 05 марта 2020 года ФИО с 05 марта 2020 года по 18 мая 2020 года назначена стипендия в размере 2100 рублей.

Приказом от 31 марта 2020 года ФИО на период с 05 марта 2020 года по 31 марта 2020 года оказана материальная помощь в размере 2100 рублей.

Приказом от 30 апреля 2020 года ФИО на период с 01 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года оказана материальная помощь в размере 2100 рублей.

Приказом от 18 мая 2020 года ФИО на период с 01 мая 2020 года по 18 мая 2020 года оказана материальная помощь в размере 2100 рублей.

Приказом от 19 мая 2020 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за медицинское освидетельствование в размере 2300 рублей.

Приказом от 21 мая 2020 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за пошлину в размере 2000 рублей.

Приказом от 23 июля 2020 года ФИО оказана материальная помощь на период с 01 мая 2020 года по 18 мая 2020 года в размере 6300 рублей.

07 октября 2020 года ФИО обратился с заявлением о поиске подходящей работе и назначении пособия по безработице.

Приказом от 16 октября 2020 года ФИО признан безработным и назначено пособие по безработице на период с 07 октября 2020 года по 06 января 2021 года.

Приказом от 24 мая 2021 года ФИО оказана дополнительная материальная поддержка в виде доплаты за медицинское освидетельствование в размере 3896 рублей.

18 марта 2022 года ФИО обратился в ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги в области содействия в поиске подходящей работы.

Приказом от 18 марта 2022 года ФИО признан безработным и назначено пособие по безработице на период с 10 марта 2022 года по 09 июня 2022 года.

Приказом от 19 мая 2022 года ФИО прекращена выплата пособия с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Приказом от 19 мая 2022 года ФИО исключен из выплаты пособия по безработице один день 10 марта 2022 года.

Заявляя требование о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения истец ссылается на предоставление ФИО заведомо ложных сведений о месте регистрации, поскольку ответчик снят с регистрационного учета на основании решения суда от 26 июня 2013 года.

Положениями абзаца 9 пункта 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» определено, что безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В свою очередь, действия ФИО не могут быть расценены судом как предоставление Центру документов, содержащих заведомо недостоверных данных для признания его безработным.

Судом установлено, что по сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Сахалинской области от 27 апреля 2022 года ФИО снят с регистрационного учета по <адрес>, 11 апреля 2014 года на основании решения суда от 26 июня 2013 года.

В материалах дела имеется решение Южно-Сахалинского городского суда от 26 июня 2013 года исковые требования ФИО к ФИО удовлетворены, последний признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>

Данный судебный акт оставлен без изменения судом Судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда согласно апелляционному определению от 03 сентября 2013 года.

Возражая по доводам истца о предоставлении заведомо ложных сведений, ответчик указал, что действительно присутствовал при вынесении данных судебных актов и знал о принятых решениях, вместе с тем, истец ФИО приходится ему родным братом, после процесса обещал не снимать его с регистрационного учета, в подтверждение чего ссылался на показания сестры ФИО

Судом опрошена в качестве свидетеля ФИО Данное лицо показало, что она с братьями участвовала при рассмотрении исковых требований ФИО После вынесения решения суда присутствовала при разговоре братьев, в ходе которого ФИО дал слово, что не будет выписывать ФИО ввиду отсутствия у последнего иного жилого помещения, о снятии ФИО с регистрационного учета узнала от него самого недавно.

Статья 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон от 25 июня 1993 года № 5242-1) предусматривает основаниям для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, к числе которых относится выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее- Правила регистрации), содержащие аналогичное ст. 7 Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 основание для снятия гражданина с регистрационного учета (подпунктом «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета).

В соответствии с пунктами 32-33 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" - "ж" и "к" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок.

Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.

Указанное свидетельствует о том, что в случае не предоставления в орган регистрационного учета лицом, признанным судом на основании вступившего в законную силу решения суда утратившим право пользования жилым помещением, паспорта гражданина РФ, соответствующая отметка о снятии с учета не производится по объективным причинам, и данное лицо о снятии с учета дополнительно не извещается.

В связи с чем, суд находит довод ответчика о том, что он не мог знать о снятии его с регистрационного учета заслуживающим внимание.

Представитель истца также ссылался на разъяснение ответчику специалистами центра о необходимости наличия регистрации по месту жительства, являющейся одним из оснований для постановки на учет.

Вместе с тем, заявления ФИО от 21 ноября 2017 года, 15 июня 2018 года, 10 января 2019 года, 07 октября 2020 года и 18 марта 2022 года информацию об отсутствии права на постановку на учет в качестве безработного в отсутствие регистрации либо разъяснении последствий предоставления заведомо ложных сведений в данной части, не содержат, вследствие чего, данный довод истца в части недобросовестности действий ответчика материалами дела не подтверждается.

Кроме того, судом проанализирован порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы.

Так, постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 утверждены Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан, действовавшим до 17 ноября 2021 года.

Согласно п. 5 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт; документ об образовании; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

В силу п. 6 Правил регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

08 апреля 2020 года Правительством РФ вынесено постановление № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее – Временные правила), действовавшие до 31 декабря 2022 года.

На основании пункта 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Приведенные положения постановлений Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 и от 08 апреля 2020 года № 460 свидетельствуют о том, что ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости» не только вправе, но и обязано проверять предоставленную заявителями информацию с целью подтверждения ее достоверности путем направления соответствующих запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, чего истцом сделано не было вплоть до апреля 2022 года.

Напротив, получив 07 октября 2020 года заявление ФИО о постановке на учет в качестве безработного, истец направил запрос в МВД на предоставление сведений о регистрации заявителя по месту жительства, что подтверждается заявлением , запрос значится в статусе «запрос сведений». Как пояснил представитель истца, сведения на данный запрос не поступали, тогда как Центр обязан был повторно истребовать необходимые сведения.

Таким образом, истец, будучи органом, наделенным полномочиями по постановке граждан на учет в качестве безработных, не принял должных мер к проверке достоверности сведений, предоставленных ФИО, начиная с ноября 2017 года и до апреля 2022 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П разъяснил, что содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Как неоднократно ссылался Верховный суд Российской Федерации, по смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

При таких обстоятельствах, сам факт того, что ФИО снят с регистрационного учета по месту жительства 11 апреля 2014 года, безусловным основанием к возврату излишне выплаченных денежных средств в отсутствие недобросовестности и умышленности действий ответчика не является.

Пособие по безработице, как и другие виды материальной помощи, относятся к денежным средствам, которые в силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату, поскольку данная выплата была предоставлена ФИО в качестве средств к существованию.

При подаче заявлений ФИО действовал добросовестно, никаких противоправных действий ради получения выплаты не совершал, тогда как истец, являясь территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, уполномочен на проверку представленных заявителями сведений, являющихся основанием для постановки на учет в качестве безработного и осуществлении ряда выплат материального характера, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, что могло исключить расходование средств на осуществление ФИО денежных выплат на протяжении более 4,5 лет.

Разрешая требования истца о признании отсутствующим у ответчика права на постановку на учет в качестве безработного, суд также не находит его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06 октября 2015 года № 24-П, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац 2 пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ).

Согласно статье 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 вышеуказанного Закона РФ).

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации согласно части 2 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1.

При этом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации (в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1)

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац 3 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац 4 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания норм статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (п. 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Таким образом, регистрация граждан в качестве безработных является федеральной мерой социальной поддержки, предоставляется гражданам Российской Федерации, не является мерой социальной поддержки, установленной только на территории определенного субъекта, поэтому отсутствие у ФИО регистрации по месту жительства основанием для признания у него права на постановку на учет в качестве безработного не является.

Более того, данное право может возникнуть у ответчика в будущем, тогда как истцом заявлено требование без указания конкретного периода, что также не основано на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд отказывает ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости» в удовлетворении исковых требований к ФИО в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Областного казённого учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости» к ФИО о взыскании неосновательного обогащения, признании отсутствующим права на постановку на учет в качестве безработного – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

    Председательствующий судья                                  Э.В. Ли

В окончательной форме решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий судья                                  Э.В. Ли

2-1546/2023 (2-8074/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ОКУ "Южно-Сахалинский центр занятости населения"
Ответчики
Иванцив Андрей Петрович
Другие
Левин Алексей Алексеевич
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Ли Эльвира Васильевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2022Предварительное судебное заседание
13.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.01.2023Предварительное судебное заседание
24.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.04.2023Предварительное судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее