Решение по делу № 11-7542/2021 от 03.06.2021

Судья Артемьева О.В.

Дело №2-179/2021     

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-7542/2021

г. Челябинск 05 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей              Мокроусовой Л.Н., Доевой И.Б.,

при секретаре ФИО15.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) к Ишмаметьеву Эдуарду Николаевичу, Ишмаметьевой Елене Анатольевне о взыскании переплаты компенсационной выплаты,

по апелляционной жалобе Ишмаметьевой Елены Анатольевны на решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения ответчиков Ишмаметьева Э.Н. и Ишмаметьевой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) (далее - УПФР в Нагайбакском районе) обратилось в суд с иском к Ишмаметьеву Э.Н., Ишмаметьевой Е.А. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсационной выплаты за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года в размере 201 480 рублей.

В обоснование исковых требований указало, что 18 февраля 2013 года Ишмаметьев Э.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнеуральском районе Челябинской области (далее - УПФР в Верхнеуральском районе) с заявлением о назначении компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ. Заявителем были представлены все необходимые документы для установления указанной выплаты и дано обязательство о необходимости сообщить в пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты. Однако, в результате проведения работ специалистами УПФР в Верхнеуральском районе по предотвращению необоснованных выплат установлено, что Ишмаметьев Э.Н. с 19 декабря 2006 года по 09 апреля 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года возникла переплата компенсационной выплаты в размере 201 480 рублей. Уведомления об оплате суммы переплаты в добровольном порядке были направлены Ишмаметьеву Э.Н. и Ишмаметьевой Е.А. как лицу, получающему денежные средства, однако до настоящего времени возврат суммы переплаты ответчиками не произведен.

Представитель истца УПФР в Нагайбакском районе - ФИО17., действующий по доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Ишмаметьев Э.Н. и Ишмаметьева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на отсутствие в их действиях недобросовестности.

Суд вынес решение, которым исковые требования УПФР в Нагайбакском районе удовлетворил частично. Взыскал с Ишмаметьевой Е.А. в пользу УПФР в Нагайбакском районе сумму переплаты ежемесячной компенсационной выплаты за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года в размере 201 480 рублей. Взыскал с Ишмаметьевой Е.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 214 рублей 80 копеек. В удовлетворении исковых требований УПФР в Нагайбакском районе к Ишмаметьеву Э.Н. отказал.

Не согласившись с решением суда, ответчик Ишмаметьева Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает на то, что на момент обращения с заявлением в пенсионный орган ее супруг был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории ЯНАО в г. Новый Уренгой, но фактически никакой предпринимательской деятельностью не занимался, никакого дохода не получал. Для прекращения статуса индивидуального предпринимателя ему необходимо было выехать в г.Новый Уренгой ЯНАО, но такой возможности у него не было. Считает, что суд не принял во внимание тот факт, что ежемесячная компенсационная выплата полностью шла на содержание несовершеннолетней дочери. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.

На апелляционную жалобу представитель истца – начальник управления УПФР в Нагайбакском районе ФИО18. представила письменные возражения, согласно которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.

Заслушав ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Конституция Российской Федерации в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет с 01 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы" установлены с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; другим лицам - в размере 1200 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2013 года № 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил.

В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы ежемесячная выплата устанавливается на основании следующих документов: а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; б) заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или заявление инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом; в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице; д) выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом; е) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка (при ее наличии) лица, осуществляющего уход; ж) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время; з) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход; и) справка (сведения) о неназначении ежемесячной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, являющимся получателем одновременно двух пенсий; к) документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы.

Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 Правил).

Согласно пункту 7 Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах "в" - "д" и "и" пункта 5 настоящих Правил. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Документы (сведения), указанные в подпунктах "в" - "д" и "и" пункта 5 настоящих Правил, предоставляются соответствующими органами по запросу органа, осуществляющего выплату пенсии, в течение 3 рабочих дней со дня его получения.

Лицо, осуществляющее уход, вправе представить документы (сведения), указанные в подпунктах "в" - "д" и "и" пункта 5 настоящих Правил, по собственной инициативе.

В силу пункта 9 Правил, ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для предоставления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

Из приведённых нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за детьми-инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно справке ВТЭК серии , несовершеннолетняя ФИО19., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты> (л.д.23-24).

В соответствии со свидетельством о рождении серии выданным 18 ноября 2010 года Отделом ЗАГС администрации Ленинского района г. Челябинска, матерью ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ, является Михнева Елена Анатольевна, в графе отец стоит прочерк (л.д.25).

18 февраля 2013 года ответчик Ишмаметьев Э.Н. обратился в УПФР в Верхнеуральском районе с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином - несовершеннолетней ФИО21., ДД.ММ.ГГГГ, которая является <данные изъяты>, (выплату просил производить к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии), указав, что нигде не работает, получателем пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации не является, пособие по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032 «О занятости населения в Российской Федерации» не получает (л.д.28).

К данному заявлению Ишмаметьев Э.Н. приложил следующие документы: заявление о перечислении пенсии в кредитное учреждение, копии лицевых счетов, паспорт серии от 22 октября 2004 года, паспорт серии от 25 января 2007 года, паспорт серии от 18 ноября 2010 года, справку из службы занятости, справку МСЭ, страховое свидетельство , страховое свидетельство , страховое свидетельство , трудовую книжку. В пункте 4 этого заявления Ишмаметьев Э.Н. указал, что он предупреждён о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющем уход, оплачиваемой работы.

В заявлении в УПФР в Верхнеуральском районе от 18 февраля 2013 года законный представитель несовершеннолетней ФИО22. - Михнева Е.А. дала согласие на осуществление ухода за её дочерью – ответчиком Ишмаметьевым Э.Н. (л.д. 22).

Решением УПФР в Верхнеуральском районе от 25 февраля 2013 года №0342862 Ишмаметьеву Э.Н. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 01 марта 2013 года назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 380 рублей (л.д.21).

Согласно свидетельству о заключении брака , выданному 27 августа 2014 года Отделом ЗАГС администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, 27 августа 2014 года Ишмаметьев Э.Н. и Михнева Е.А. заключили брак, после заключения брака Михневой Е.А. присвоена фамилия «Ишмаметьева» (л.д.47).

Из повторного свидетельства о рождении серии , выданного 03 октября 2015 года Отделом ЗАГС администрации Ленинского района г. Челябинска, следует, что матерью ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ, является Михнева Елена Анатольевна, отцом указан Ишмаметьев Эдуард Николаевич (л.д.40).

23 марта 2016 года ответчик Ишмаметьев Э.Н. снова обратился в УПФР в Верхнеуральском районе с заявлением о назначении в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы» ежемесячной выплаты в связи с осуществлением ухода за ребёнком-инвалидом (инвалидом с детства первой группы), указав, что по отношению к ребёнку-инвалиду (инвалиду с детства первой группы) он является родителем, в настоящее время нигде не работает, получателем ежемесячной выплаты от другого ведомства за указанным ребёнком-инвалидом (инвалидом с детства первой группы) не является, получателем пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации не является, пособие по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032 «О занятости населения в Российской Федерации» не получает, по очной форме в образовательном учреждении не обучается, а также указал, что он предупреждён о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе о выполнении лицом, осуществляющем уход оплачиваемой работы (л.д.37-39).

Кроме этого, к данному заявлению от 23 марта 2016 года ответчиком Ишмаметьевым Э.Н. были приложены следующие документы: свидетельство о рождении серии от 03 октября 2015 года, свидетельство о браке, справка службы занятости населения, паспорт серии от 02 декабря 2014 года, справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, СНИЛС, справка СМЭ, трудовая книжка (л.д.40, 42-43, 44, 47).

Решением УПФР в Верхнеуральском районе от 07 апреля 2016 года №0001 Ишмаметьеву Э.Н. с 01 марта 2016 года на период осуществления ухода за ФИО24., ДД.ММ.ГГГГ, была назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 6 325 рублей (л.д. 36).

Установленная Пенсионным фондом Российской Федерации ответчику Ишмаметьеву Э.Н. ежемесячная компенсационная выплата, согласно заявлению о выборе способа оплаты, перечислялась на банковскую карту законного представителя несовершеннолетней ФИО25. ДД.ММ.ГГГГ, - Ишмаметьевой Е.А. (л.д.76-78).

В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 16 ноября 2018 года №625 УПФР в Верхнеуральском районе в отношении ФИО27. выявлен факт излишней выплаты за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года в размере 201 480 рублей, образовавшейся в связи с нарушением требований п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года №343, поскольку Ишмаметьев Э.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года (л.д.50).

Согласно представленному УПФР в Нагайбакском районе расчёту, размер переплаты компенсационной выплаты в отношении несовершеннолетней ФИО26., ДД.ММ.ГГГГ, за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года составил 201 480 рублей (л.д. 51).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10 апреля 2018 года №105, Ишмаметьев Э.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 19 декабря 2006 года по 17 ноября 2017 года на территории ЯНАО г. Новый Уренгой (л.д. 52-58).

Решением УПФР в Верхнеуральском районе от 13 февраля 2018 года №001, в соответствии с пп.«б» п.9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года №343, осуществление ежемесячной компенсационной выплаты прекращено с 01 марта 2018 года (л.д.48).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 марта 2020 года №191п, УПФР в Нагайбакском районе и УПФР в Верхнеуральском районе реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области переименовано в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) (л.д.11-19).

УПФР в Верхнеуральском районе 21 ноября 2018 года направило в адрес ответчика Ишмаметьева Э.Н. Уведомление с предложением возместить образовавшуюся переплату ежемесячной компенсационной выплаты в размере 201 480 рублей, однако денежные средства в пенсионный орган до настоящего времени не возвращены (л.д. 59).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования УПФР в Нагайбакском районе о взыскании с Ишмаметьевой Е.А. излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Ишмаметьев Э.Н. с 19 декабря 2006 года по 09 апреля 2018 года являлся индивидуальным предпринимателем, суммы компенсационной выплаты за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года были назначены и выплачивались в отсутствие на то законных оснований. Установив, что суммы компенсационной выплаты фактически получала Ишмаметьева Е.А., а доказательств передачи денежных средств Ишмаметьеву Э.Н. материалы дела не содержат, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал излишне выплаченные суммы компенсационной выплаты с Ишмаметьевой Е.А.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за ребёнком-инвалидом (инвалидом с детства первой группы).

Как указано выше, Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установлены с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; другим лицам - в размере 1200 рублей.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Между тем, суд первой инстанции, делая вывод о взыскании с Ишмаметьевой Е.А. фактически полученных ею сумм компенсационной выплаты в размере 201480 рублей, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в их взаимосвязи не применил.

Суд не учел, в том числе, что излишне выплаченные Ишмаметьеву Э.Н. суммы компенсационной выплаты, которые фактически были получены Ишмаметьевой Е.А., в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Ишмаметьева Э.Н. - лица, которому эта выплата была назначена, и Ишмаметьевой Е.А. - лица, фактически получившего эти денежные средства, или в случае счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований УПФР в Нагайбакском районе и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Ишмаметьева Э.Н. и Ишмаметьевой Е.А. при получении в период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года сумм компенсационной выплаты.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания наличия недобросовестности в действиях Ишмаметьева Э.Н. и Ишмаметьевой Е.А. при получении в период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года сумм компенсационной выплаты в размере 201480 рублей на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.

Однако, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что при приеме документов Ишмаметьеву Э.Н. были даны разъяснения об обязанности безотлагательно извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части заслуживают внимания.

Так, заявление Ишмаметьевой Е.А. от 18 февраля 2013 года не содержит ссылок и разъяснений о наличии у неё каких-либо обязанностей (л.д. 22).

Бланк заявления лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином, о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, составленный сотрудником истца и подписанный Ишмаметьевым Э.Н. 18 февраля 2013 года, хотя и содержит ссылку на обязанность такого лица в течение пяти дней извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Однако, порядок и форму выполнения такой обязанности не разъясняет, ссылку на обязанность лица, осуществляющего уход, сообщать о своем трудоустройстве в УПФР в Нагайбакском районе не содержит (л.д. 9).

Кроме того, в силу п. 6 Положения сведения, подтверждающие отсутствие факта осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лица, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина, запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, в соответствующих органах в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение трех рабочих дней. Лицо, осуществляющее уход, не обязано предоставлять указанные сведения. В связи с чем, сведения о том, что Ишмаметьев Э.Н. являлся индивидуальным предпринимателем, могли быть получены истцом по запросу в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 10 рабочих дней, до вынесения решения о назначении компенсационной выплаты. При этом, в заявлении ответчика Ишмаметьева Э.Н. отсутствует указание на то, что предпринимательской деятельностью он не занимается.

Материалами дела также не установлено, что ежемесячная компенсационная выплата при фактическом получении её Ишмаметьевой Е.А. в полном объеме передавалась Ишмаметьеву Э.Н.

При таких обстоятельствах нельзя признать правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований УПФР в Нагайбакском районе о взыскании с Ишмаметьевой Е.А. как неосновательного обогащения сумм компенсационной выплаты в размере 201480 рублей за период с 01 марта 2013 года по 28 февраля 2018 года, только по причине того, что Ишмаметьев Э.Н. с 19 декабря 2006 года по 09 апреля 2018 года был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, и без установления факта недобросовестности в действиях получателей названной выплаты – Ишмаметьева Э.Н. и Ишмаметьевой Е.А. В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности в данном случае не имеет правового значения, поскольку ходатайство о применении последствий пропуска срока на обращение в суд ответчиками не заявлялось при рассмотрении гражданского дела по существу в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 марта 2021 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное) к Ишмаметьеву Эдуарду Николаевичу, Ишмаметьевой Елене Анатольевне.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 июля 2021 года.

11-7542/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Нагайбакском районе Челябинской области (межрайонное)
Ответчики
Ишмаметьева Елена Анатольевна
Ишмаметьев Эдуард Николаевич
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Мокроусова Лилия Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
03.06.2021Передача дела судье
05.07.2021Судебное заседание
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Передано в экспедицию
05.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее