Решение по делу № 3а-378/2022 (3а-2205/2021;) от 30.11.2021

                                                                                                             дело № 3а-378/2022

                                                                                            32ОS0000-01-2021-001439-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск                                                                                         28 января 2022 года

         Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                        Богородской Н.А.,

при секретаре                                                     Понкрашовой Т.Н.,

с участием прокурора                                        Николаевой С.Н.,

административных истцов Коновалова А.М., Корникова А.Н., Никитина В.В., Виноградовой Е.В., Антонова В.В., Хомякова В.К., Угаровой Т.В., Арзуманян Н.В., Чувиной Е.Ю., Кириченко Е.Н., представителя административных истцов Коновалова А.М., представителя административных ответчиков Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области Капарчук О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубевой Анастасии Сергеевны, Корникова Александра Николаевича, Павлова Константина Леонидовича, Никитина Василия Васильевича, Виноградовой Екатерины Владимировны, Антонова Виталия Васильевича, Хомякова Василия Константиновича, Угаровой Татьяны Витальевны, Арзуманян Натальи Владимировны, Чувиной Евгении Юрьевны, Кирюшиной Надежды Владимировны, Гавричковой Елены Викторовны, Кирюшина Кирилла Станиславовича, Сумерской Татьяны Михайловны, Сумерского Владимира Сергеевича, Шкарина Егора Дмитриевича, Корниковой Елены Федоровны, Антоновой Юлии Генадьевны, Зайцева Олега Никитовича, Новцева Александра Ивановича, Кузнецовой Эльвиры Владимировны, Балясова Вячеслава Викторовича, Коновалова Андрея Михайловича, Симоновой Анастасии Леонидовны, Живоленко Оксаны Анатольевны, Кириченко Елены Николаевны об оспаривании в части постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области»,

                                                     У С Т А Н О В И Л :

         Правительством Брянской области 17 марта 2020 года принято постановление N 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (далее – постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п; Постановление N 106-п), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 18 марта 2020 года.

         В указанный нормативный правовой акт постановлениями Правительства Брянской области от 27 марта 2020 года N 126-п, от 30 марта 2020 года N 127-п, от 31 марта 2020 года N 130-п, от 03 апреля 2020 года N 136-п, от 30 апреля 2020 года N 177-п, от 06 мая 2020 года N 179-п, от 08 мая 2020 года N 182-п, от 29 мая 2020 года N 235-п, от 09 июня 2020 года N 243-п, от 22 июня 2020 года N 267-п, от 26 июня 2020 года N 272-п, от 06 июля 2020 года N 283-п, от 13 июля 2020 года                  N 290-п, от 27 июля 2020 года N 305-п, от 13 августа 2020 года N 370-п, от 20 августа 2020 года N 384-п, от 28 августа 2020 года N 413-п, от 19 октября 2020 года N 472-п, от 20 октября 2020 года N 475-п, от 29 октября 2020 года N 499-п, от 06 ноября 2020 года N 500-п, от 09 ноября 2020 года N 503-п, от 16 ноября 2020 года N 506-п, от 23 ноября 2020 года N 539-п, от 30 ноября 2020 года N 557-п, от 04 декабря 2020 года N 573-п, от 14 декабря 2020 года N 592-п, от 18 декабря 2020 года N 617-п,    от 21 декабря 2020 года N 621-п, от 28 декабря 2020 года N 705-п, от 13 января 2021 года N 4-п, от 28 января 2021 года N 25-п, от 15 февраля 2021 года N 47-п, от 01 марта 2021 года N 55-п, от 24 мая 2021 года N 181-п, от 16 июня 2021 года N 203-п, от 24 июня 2021 года N 215-п, от 12 июля 2021 года N 249-п, от 26 июля 2021 года N 284-п, от 29 июля 2021 года N 290-п, от 13 августа 2021 года         N 326-п, от 26 августа 2021 года N 345-п, от 01 сентября 2021 года N 359-п, от 07 сентября 2021 года N 362-п, от 07 октября 2021 года N 418-п, от 13 октября 2021 года N 430-п, от 22 октября 2021 года N 449-п, от 03 ноября 2021 года N 468-п,                     от 28 декабря 2021 года № 643-п внесены изменения.

          Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 марта 2020 года, 30 марта 2020 года, 31 марта 2020 года, 03 апреля 2020 года, 30 апреля 2020 года, 06 мая 2020 года, 08 мая 2020 года, 29 мая 2020 года, 09 июня 2020 года, 23 июня 2020 года,               29 июня 2020 года, 07 июля 2020 года, 13 июля 2020 года, 27 июля 2020 года,                 14 августа 2020 года, 21 августа 2020 года, 28 августа 2020 года, 20 октября 2020 года, 21 октября 2020 года, 29 октября 2020 года, 06 ноября 2020 года, 09 ноября 2020 года, 17 ноября 2020 года, 24 ноября 2020 года, 01 декабря 2020 года,                      04 декабря 2020 года, 15 декабря 2020 года, 18 декабря 2020 года, 21 декабря 2020 года, 29 декабря 2020 года, 13 января 2021 года, 29 января 2021 года, 16 февраля 2021 года, 03 марта 2021 года, 25 мая 2021 года, 17 июня 2021 года, 28 июня 2021 года, 14 июля 2021 года, 28 июля 2021 года, 29 июля 2021 года, 16 августа 2021 года, 27 августа 2021 года, 01 сентября 2021 года, 07 сентября 2021 года, 08 октября 2021 года, 14 октября 2021 года, 22 октября 2021 года, 03 ноября 2021 года, 30 декабря 2021 года.

          Указанным постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности                      и установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях недопущения распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции COVID-19.

         Административный истец Голубева А.С. обратилась в суд с административным иском об оспаривании в части постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», уточнив заявленные требования, просит признать недействующими пункт 2.6 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», в редакции постановления от 03 ноября 2021 года № 468-п, и пункты 2.8, 2.9, 3.2 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п.

        В обоснование заявленных требований административным истцом Голубевой А.С. указано, что пунктом 2.6 оспариваемого постановления, в редакции от 03 ноября 2021 года, приостановлена деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования, данная мера не носит временный характер, поскольку в Постановлении № 106-п не указан срок, на который приостановлена такая деятельность, т.е. указанный запрет является абсолютным и бессрочным, что противоречит пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации. При этом пункт 2.6 противоречит иным положениям оспариваемого постановления, а именно пунктам 2.1 и 2.2, в соответствии с которыми на территории Брянской области возобновлено проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии присутствия не более 100 человек, проведение спортивных, физкультурных мероприятий при условии присутствия зрителей в объеме не более 10 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия, с учетом установленных указанными пунктами требований. В период с 17 марта 2020 года по 28 декабря 2021 года деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования, неоднократно приостанавливалась на продолжительные периоды. Посетителями детских развлекательных центров и детских игровых комнат, как правило, являются дети дошкольного возраста, которые не являются основным источником распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID-19), взрослые посетители в такие организации не допускаются, они лишь приводят детей и передают их под присмотр работникам таких организаций. Полагает, что пункт 2.6 постановления в оспариваемой редакции не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          Оспариваемым пунктом 2.8 не установлен порядок посещения посетителями, не имеющими QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста, аптек и аптечных пунктов; объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 762-р; объектов розничной торговли в части реализации товаров для детей; объектов розничной торговли в части продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, расположенных в зданиях, строениях, сооружениях (помещения в них), площадью более 100 кв.м, в связи с чем у предпринимателей, владельцев торговых центров возникают конфликты с посетителями, нарушаются права граждан, как потребителей, поскольку владельцы продуктовых магазинов, аптек и т.п., расположенных в зданиях, площадью более 100 кв.м, вынуждены незаконно отказывать посетителям, не имеющим QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста в допуске в торговые помещения и соответственно в продаже продуктов питания, лекарственных средств, товаров первой необходимости, продажа которых на территории Брянской области не ограничена. Кроме того, установление ограничений в посещении указанных зданий только при наличии QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста нарушает права граждан на врачебную тайну и на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, поскольку граждане не обязаны предъявлять свой паспорт гражданина Российской Федерации, а также иные документы, в том числе содержащие в себе медицинские сведения, физическим лицам, осуществляющим контроль на входе в вышеуказанные здания. QR-код не является цифровым документом, и обязанность иметь такой код каждому гражданину Российской Федерации и носить его при себе в целях посещения общественных мест законодательством Российской Федерации не предусмотрена, считает, что в данной части оспариваемое постановление нарушает права свободно передвигаться и не подвергаться дискриминации, закрепленные Конституцией Российской Федерации.

           По указанным основаниям полагает незаконным и пункт 2.9 оспариваемого постановления, указав, что в Постановлении № 106-п не отражен порядок посещения гражданами, не имеющими QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо отрицательного ПЦР-теста, предприятий, указанных в пункте 2.9, расположенных в зданиях (сооружениях), в частности в торговых центрах, площадь которых составляет более 100 кв.м.

           Полагает, что пунктом 3.2 оспариваемого постановления нарушаются права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Брянской области, возраст которых 60 лет и старше, поскольку данным пунктом установлен полный запрет указанной категории граждан, за исключением лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также граждан, определенных решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области, покидать место проживания. Считает, что фактически такие граждане лишены возможности приобрести продукты питания, лекарственные средства, получить плановую и экстренную медицинскую помощь, получить иные жизненно важные услуги, а также получить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что ставит под угрозу жизнь и здоровье таких граждан. Учитывая, что ни на территории Российской Федерации, ни на территории Брянской области не введено чрезвычайное положение, соответственно ограничение прав граждан старше 60 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в оспариваемой части является незаконным и противоречит Конституции Российской Федерации. При этом указывает, что оспариваемый пункт 3.2 нарушает ее право заботиться о своей матери, т.к. она не имеет возможности организовать качественное медицинское обслуживание своей пожилой матери, в том числе в коммерческих лечебно-профилактических учреждениях за пределами Брянской области, т.к. ей фактически запрещено выходить из дома.

           Административное исковое заявление Голубевой А.С. определением судьи от 13 января 2022 года объединено в одно производство с административным исковым заявлением Корникова А.Н., Павлова К.Л., Никитина В.В., Виноградовой Е.В., Антонова В.В., Хомякова В.К., Угаровой Т.В., Арзуманян Н.В., Чувиной Е.Ю., Кирюшиной Н.В., Гавричковой Е.В., Кирюшина К.С., Сумерской Т.М., Сумерского В.С., Шкарина Е.Д., Корниковой Е.Ф., Антоновой Ю.Г., Зайцева О.Н., Новцева А.И., Кузнецовой Э.В., Балясова В.В., Коновалова А.М., которые обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», ссылаясь на то, что в оспариваемой части Постановление № 106-п носит дискриминационный характер, неправомерно ограничивает права тех, кто не прошел носящую добровольный характер вакцинацию против COVID-19 в доступе к участию в перечисленных в данных пунктах мероприятиях, а также в доступе на территории ряда организаций, по сравнению с привившимися гражданами, а равно противоречат нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу. В обоснование заявленных требований указано, что Федеральным законом, устанавливающим правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в Российской Федерации является Федеральный закон от 17 сентября 1998 года                № 157–ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», частью 2                  статьи 5 которого предусмотрены правовые последствия отсутствия профилактических прививок у граждан. Вместе с тем, таких последствий, как отказ в доступе к участию и посещению зрелищных, публичных, иных массовых мероприятий, в посещении организаций общественного питания, культуры и творчества, кинозалов, торговых и торгово-развлекательных центров, в размещении в гостиницах, пансионатах, санаториях, базах отдыха и иных оказывающих аналогичные услуги средствах размещения, а также в посещении объектов розничной торговли и оказывающих услуги, в том числе в бытовых зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) более 100 кв.м, а равно ограничений иных прав, введенных оспариваемым постановлением в отношении граждан, не прошедших вакцинацию, указанным Федеральным законом не предусмотрено. Считают, что при таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали законные основания для введения ограничений, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 оспариваемого постановления. Кроме того, полагают, что исходя из содержания, оспариваемый нормативный правовой акт преследует своей целью понуждение граждан к вакцинации, т.е. к укреплению своего иммунитета против COVID-19. Данная цель сама по себе противоправной являться не может, однако, власть должна оказывать населению содействие в проведении профилактических прививок любыми эффективными препаратами. Однако, допуск иностранных вакцин, одобренных Всемирной организацией здравоохранения, на территории Российской Федерации запрещен. Таким образом, вводимые ограничения, носящие дискриминационный характер, преследуют иные, отличные от официально заявленных целей, что противоречит положениям статьи 18 Европейской конвенции по правам человека.

        Уточнив заявленные требования, административные истцы Корников А.Н., Павлов К.Л., Никитин В.В., Виноградова Е.В., Антонов В.В., Хомяков В.К., Угарова Т.В., Арзуманян Н.В., Чувина Е.Ю., Кирюшина Н.В., Гавричкова Е.В., Кирюшин К.С., Сумерская Т.М., Сумерский В.С., Шкарин Е.Д., Корникова Е.Ф., Антонова Ю.Г., Зайцев О.Н., Новцев А.И., Кузнецова Э.В., Балясов В.В., Коновалов А.М. просят признать недействующими с момента принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», в редакции постановления Правительства Брянской области от 28 декабря 2021 года № 643-п, и в соответствии с требованиями статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривать поданное ими административное исковое заявление как коллективное.

          Дополнительно в заявлении об уточнении требований административными истцами указано, что наличие QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, свидетельствующих о прохождении лицом вакцинации против COVID-19, не является гарантией того, что данное лицо защищено от заражения и не является переносчиком вируса. В открытом доступе имеются материалы, авторы которых утверждают, что привитые люди также могут заболеть COVID-19, в связи с чем, допуск к участию в мероприятиях и на территории, указанные в оспариваемых пунктах постановления Правительства Брянской области № 106-п, при одном только наличии QR-кода может не защищать от инфекции, а, наоборот, способствовать ее распространению. Вероятность заболеть COVID-19 для тех, кто его уже перенес и имеет соответствующее подтверждение, также не исключается, в частности в случае значительного изменения штаммов коронавируса. Наличие документов о медицинских противопоказаниях к вакцинации защищенность от вируса не гарантирует. Требование о предоставлении ПЦР-тестов, адресованное исключительно лицам, отказавшимся от прохождения вакцинации, и не предъявление таких же требований к лицам, имеющим QR-коды, а тем более, противопоказания к вакцинации, говорит об отсутствии соразмерности между задействованными средствами и поставленной целью и о разном отношении к таким категориям граждан, как имеющие QR-коды, имеющие противопоказания к вакцинации и отказавшиеся от вакцинации по своей воле, что является дискриминацией и противоречит положениям статьи 14 Европейской Конвенции по правам человека и статье 19 Конституции Российской Федерации.

          В заявлениях от 24 января 2022 года, 25 января 2022 года и 27 января 2022 года Симонова А.Л., Живоленко О.А., Голубева А.С. и Кириченко Е.Н. присоединились к указанному выше административному исковому заявлению Корникова А.Н., Павлова К.Л., Никитина В.В., Виноградовой Е.В., Антонова В.В., Хомякова В.К., Угаровой Т.В., Арзуманян Н.В., Чувиной Е.Ю., Кирюшиной Н.В., Гавричковой Е.В., Кирюшина К.С., Сумерской Т.М., Сумерского В.С., Шкарина Е.Д., Корниковой Е.Ф., Антоновой Ю.Г., Зайцева О.Н., Новцева А.И., Кузнецовой Э.В., Балясова В.В., Коновалова А.М.

         С учетом положений статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административные требования указанных выше административных истцов как коллективное административное исковое заявление.

         Административные истцы о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание административные истцы Голубева А.С., Павлов К.Л., Кирюшина Н.В., Гавричкова Е.В., Кирюшин К.С., Сумерская Т.М., Сумерский В.С., Шкарин Е.Д., Корникова Е.Ф., Антонова Ю.Г., Зайцев О.Н., Новцев А.И., Кузнецова Э.В., Балясов В.В., Симонова А.Л., Живоленко О.А. не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено, в ходатайстве от 25 января 2022 года административный истец Голубева А.С. просит рассмотреть административное дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.

          В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов Голубевой А.С., Павлова К.Л., Кирюшиной Н.В., Гавричковой Е.В., Кирюшина К.С., Сумерской Т.М., Сумерского В.С., Шкарина Е.Д., Корниковой Е.Ф., Антоновой Ю.Г., Зайцева О.Н., Новцева А.И., Кузнецовой Э.В., Балясова В.В., Симоновой А.Л., Живоленко О.А.

          В судебном заседании административные истцы Коновалов А.М., Корников А.Н., Никитин В.В., Виноградова Е.В., Антонов В.В., Хомяков В.К., Угарова Т.В., Арзуманян Н.В., Чувина Е.Ю., Кириченко Е.Н. административный иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнений, указанных в заявлении от 21 января 2022 года.

          Представитель административных истцов Коновалов А.М. административные исковые требования поддержал, пояснив, что в силу положений статей 55 и 56 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, либо в соответствии с Федеральным Конституционным законом в условиях чрезвычайного положения. При этом, устанавливая ограничения прав, законодатель обязан действовать так, чтобы не допускать различного обращения с лицами, находящимися в схожих обстоятельствах. В соответствии с установившейся прецедентной практикой ЕСПЧ для возникновения вопроса по статье 14 Конвенции, должно иметь место различие в обращении с лицами в сравнимых ситуациях. Такое различие в обращении является дискриминирующим, если не имеет цели и достаточного обоснования. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции Российской Федерации (статья 19) признакам, но и по другим особенностям. Конституция Российской Федерации не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Запрет дискриминации носит как общий характер в свете описанных в Конституции Российской Федерации признаков, так и распространяется на отдельные сферы деятельности, имеющие свою специфику. Считает, что в нарушение требований статей 1, 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также приведенных норм и правовых позиций, различное отношение к лицам, имеющим медицинские противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции и лицам, не имеющим таковых и не относящихся к иным категориям, перечисленным в оспариваемых пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2,4, 2.8, 2.9, 2.10 Постановления Правительства Брянской области № 106-п, в редакции от 28 декабря 2021 года № 643-п, к которым относятся и административные истцы, не имеет разумного обоснования. Полагает, что лица, имеющие противопоказания к вакцинации, в силу самого этого факта поставлены в преимущественное положение в сравнении с административными истцами, вынужденными систематически получать новые ПЦР - тесты с целью подтверждения отсутствия у них вируса COVID-19, что требует, среди прочего, финансовых затрат.

           Кроме того, считает, что оспариваемые положения не отвечают требованиям определенности, ссылаясь на то, что в действующем законодательстве отсутствуют нормативные понятия QR - кода и ПЦР-теста, отсутствует указание на процедуру получения названных в оспариваемых пунктах документов, порядок их предъявления, и, особенно лиц, уполномоченных проверять данные документы, а также устанавливать личность предъявившего их лица, что, учитывая содержание в названных документах персональных данных, создает угрозу их незаконного распространения.

Ссылаясь на положения пп. «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», указал, что данным Постановлением не предусмотрена обязанность граждан иметь при себе и предъявлять кому-либо QR-код, сертификаты, либо справки о вакцинации, документы, подтверждающие факт перенесенной новой коронавирусной инфекции, ПЦР-тесты либо документы о медицинских противопоказаниях.

           Представитель административных ответчиков – Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области Капарчук О.Н. административный иск не признала, ссылаясь на то, что постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» принято в рамках полномочий по его принятию, порядок принятия и введения в действие нормативного правового акта не нарушены, оспариваемые административными истцами положения данного постановления соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы граждан. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

           Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей административные исковые требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

         Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

          Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

         Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

         В соответствии с подпунктом «б» пункта 6, пунктами 8, 10 статьи 4.1, подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона № 68-ФЗ принятие решения о введении режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Согласно статье 39 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, в систему органов государственной власти Брянской области входят высшее должностное лицо Брянской области – Губернатор Брянской области и высший исполнительный орган государственной власти Брянской области – Правительство Брянской области.

         В силу требований статей 53, 56, 58 Устава Брянской области, статей 4, 9 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-З «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области, осуществляющее деятельность на постоянной основе, возглавляемое Губернатором Брянской области, который является его председателем.

         Статьей 14 указанного выше Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-З предусмотрено, что Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Брянской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области. Изданные Правительством области акты нормативного характера являются обязательными для исполнения на территории области. Постановления и распоряжения Правительства области подписываются Губернатором Брянской области. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования Брянской области, установленных законом Брянской области.

         Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области»).

          Таким образом, постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» и последующие постановления, которыми внесены изменения в указанное постановление, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие.

          Доводы административного истца Угаровой Т.В. о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п противоречат части 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

         По общим правилам нормативные правовые акты принимаются (издаются) на неопределенный срок, если в самом нормативном правовом акте или в акте о его введении в действие не оговорено иное. В самом тексте нормативного акта может быть указано на календарную дату, с которой он вступает в силу или на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу принимаемого нормативного акта.

          Статьей 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования ( часть5).

          Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 10 марта 2005 года N 71-О) названный Федеральный закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.

          В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Устава Брянской области правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

           Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и изданные по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

           Аналогичный порядок вступления в силу нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области установлен статьями 28, 34 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года N 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области».

         Судом установлено, что оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но при этом не создают новое правовое регулирование по вопросам защиты указанных прав и свобод человека и гражданина.

           Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную                          силу решениями Брянского областного суда от 06 августа 2020 года                            (дело № 3а-772/2020), от 10 апреля 2020 года (дело № 3а-722/2020), от 03 марта 2021 года (дело № 3а-787/2021), апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 года (дело № 66а-5775/2020) и в соответствии с требованиями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказываются вновь.

           Проверив доводы административных истцов об оспаривании пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2,6, 2.8, 2.9, 2.10, 3.2 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (в редакциях постановлений от 03 ноября 2021 года № 468-п и от 28 декабря 2021 года № 643-п) на предмет соответствия требованиям федерального и регионального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

          Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

          Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

         Согласно Конституции Российской Федерации (статья 27, часть 1) каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться. Свобода передвижения гарантирована также статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе статьей 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года).

Согласно Конституции Российской Федерации одной из основ федеративного устройства Российской Федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3).

Защиту прав человека и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и составляющих ее субъектов (статья 72, пункты "б", "з" части 1), что означает допустимость участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в регулировании вопросов, касающихся защиты прав человека, а также населения и территорий от чрезвычайных и других аналогичных по уровню своей опасности ситуаций природного и иного характера.

Как указано выше, правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года                    N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

В силу требований указанного Федерального закона № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в одном из следующих режимов: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 6 статьи 4.1).

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 данного Федерального закона, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункты 8 и 10 статьи 4.1 данного Федерального закона).

При этом, при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, региональные органы государственной власти принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункты "а", "м" пункта 1 статьи 11).

Таким образом, с учетом указанных правовых норм, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин) (пункты 1 и 2 статьи 2, статьи 6, 29 и 31).

         Как следует из постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 N 106-п (с последующими изменениями) «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», оно принято в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года      N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года                 N 122-З «О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 31 января 2020 года            N 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

         Пунктом 1 указанного Постановления № 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.

           В соответствии с пунктом 2 Постановления № 106-п на период действия режима повышенной готовности на территории Брянской области запрещено проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Данный запрет не распространяется на проведение на территории Брянской области зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии согласования с управлением Роспотребнадзора по Брянской области, соблюдения участниками мероприятий ограничений, установленных настоящим постановлением, а также предписаний и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, управления Роспотребнадзора по Брянской области.

          Кроме того, названным постановлением предусмотрено:

          - пункт 2.1. С 15 ноября 2021 года возобновить проведение зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий при условии присутствия не более 100 человек и при наличии у всех участников (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода (в электронном виде или на бумажном носителе), полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата, подтверждающих получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающих, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев (далее – QR-код, сертификат), либо справки, подтверждающей получение гражданином второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или однокомпонентной вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, или подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, выданной медицинской организацией (далее – справка о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции), либо документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), срок действия которого составляет не более чем 48 часов со дня проведения исследования (далее – ПЦР-тест), либо сертификата (справки) о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – документ о медицинских противопоказаниях) ( в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

         - пункт 2.2. С 10 ноября 2021 года возобновить проведение спортивных, физкультурных мероприятий при условии присутствия зрителей в объеме не более 10 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия (но не более 500 человек) и при наличии у всех участников соответствующего мероприятия, в том числе спортсменов, тренеров, судей, иных лиц, обеспечивающих его проведение, а также посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

           Организация и проведение спортивных мероприятий муниципального, регионального и межрегионального уровней для населения в возрасте до 18 лет в рамках реализации календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий Брянской области запрещена.

          - пункт 2.3. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность творческую, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 2 90), деятельность в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД 2 59.14), организаций культуры (театров, музеев, концертных залов, цирка) при условии присутствия посетителей в объеме не более 70 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия и при организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

        - пункт 2.4. С 15 ноября 2021 года возобновить работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 2 56), включая рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, закусочные и иные предприятия общественного питания, в том числе с организацией досуга потребителей, при соблюдении следующих ограничений:осуществление деятельности до 23.00 по местному времени;проведение банкетов, торжественных мероприятий, в том числе свадеб, юбилеев, корпоративных мероприятий, проведение поминальных мероприятий при одновременном нахождении в организациях общественного питания, в которых проводятся соответствующие мероприятия, предельного количества лиц исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 30 человек; оказание услуг общественного питания при условии одновременной загрузки не более чем на 70 процентов посадочных мест, расположенных в помещениях, где оказываются услуги общественного питания; допуск посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

          Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на деятельность по производству продукции общественного питания с возможностью доставки потребителям, по обслуживанию потребителей на вынос (вывоз) без посещения гражданами помещений предприятий общественного питания, по обслуживанию потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения, по обслуживанию потребителей в пути следования пассажирского транспорта, а также деятельность столовых, буфетов, кафе и иных предприятий общественного питания, осуществляющих организацию питания для работников предприятий и организаций (предприятия закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей).

           - пункт 2.6. Приостановить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (в редакции постановления от 03 ноября 2021 года № 468-п). Возобновить деятельность детских развлекательных центров и детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения, при условии допуска посетителей при наличии у них (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

        - пункт 2.8. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность объектов розничной торговли при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется реализация товаров, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

           Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на аптеки и аптечные пункты; объекты розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года                   N 762-р; объекты розничной торговли в части реализации товаров для детей; объекты розничной торговли в части продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, объекты розничной торговли, площадь зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, составляет менее 100 кв. м.

        - пункт 2.9. С 15 ноября 2021 года возобновить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, при условии организации допуска посетителей (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в здания, строения, сооружения (помещения в них) площадью более 100 кв. м, в которых осуществляется оказание услуг, при наличии у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

        Ограничения по организации допуска посетителей, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) площадью менее 100 кв. м.

        - пункт 2.10. С 15 ноября 2021 года осуществлять прием и размещение граждан (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) в гостиницах, пансионатах, санаториях, базах отдыха и иных оказывающих аналогичные услуги средствах размещения при условии наличия у них QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п).

         - пункт 3.2. Обязать граждан в возрасте 60 лет и старше соблюдать режим самоизоляции. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. Режим самоизоляции не применяется к лицам, переболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в течение последних 6 месяцев, прошедшим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции среди населения Брянской области.

          В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года                  N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

         Таким образом, на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

          Решением Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в который постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года                N 66 включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

         Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года              N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

         В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить: определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория); приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

         По итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 20 октября 2021 года, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений (24 октября 2021 года N Пр-1998), в соответствии с которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано: введение допуска на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесенное заболевание, а для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа; введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и ограничение оказания услуг общественного питания в вечернее и ночное время; введение самоизоляции для невакцинированных против коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан в возрасте старше 60 лет (подпункты «б» - «г» пункта 6).

         Как установлено судом и следует из материалов административного дела, руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области    в зависимости от складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации в адрес оперативного штаба и Губернатора Брянской области вносились предложения, изложенные в письмах от 21 октября 2021 года № 10392, 02 ноября 2011 года                 № 10976, 03 ноября 2021 года № 11046, по введению ограничительных мероприятий, обусловленные результатами анализа заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Брянской области и ухудшением эпидемиологический ситуации.

         Таким образом, вопреки доводам административных истцов, предусмотренные Постановлением № 106-п оспариваемые ограничительные и иные мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях повышенной готовности, нельзя признать чрезмерными и необоснованными.

          Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года N 49-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области», подтвердив право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), ограничивающие, в частности, передвижение лиц и транспортных средств, федеральный законодатель вправе был полагать, что определение таких мер в условиях пандемии, неравномерно протекающей в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь, органы власти субъектов Российской Федерации, участвуя в рамках единой государственной политики в данных отношениях, были вправе предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на них задач с учетом территориального и временного характера их действия, не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан.

         При этом суд учитывает, что при оценке допустимости и соразмерности оспариваемого регулирования как временных ограничительных мер, вызванных распространением нового опасного инфекционного заболевания, не может не приниматься во внимание тот факт, что по мере изменения обстановки (в том числе обретения органами государственной власти большего понимания характера и условий распространения ранее неизвестного заболевания), а также оперативного создания новых управленческих инструментов, соответствующее регулирование претерпевает изменения.

         Доводы административных истцов о том, что в оспариваемой части Постановление № 106-п носит дискриминационный характер, неправомерно ограничивая права тех, кто не прошел носящую добровольный характер вакцинацию против COVID-19 в доступе к участию в перечисленных в данных пунктах мероприятиях, а также в доступе на территории ряда организаций, по сравнению с привившимися гражданами, являются несостоятельными.

          В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

           Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности, и, как указано выше, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

          Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года           № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

          Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья, обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

         В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02 июля 2020 года N 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.

         На момент рассмотрения настоящего административного дела Минздравом России утверждена 14 версия (27.12.2021) Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 7.1 которых вакцинация предусматривается как специфическая профилактика COVID-19 у взрослых лиц.

          Вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, с 12 августа 2020 года входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года N 816 «О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции».

          Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в который приказом от 09 декабря 2020 года № 1307н включена прививка против новой коронавирусной инфекции. Данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06 декабря 2021 года                        N 1122н, утвердившего новые календари и порядок проведения профилактических прививок, которым прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, также включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

          Согласно статье 53 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

          Вакцинация, исходя из положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 1, пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», является одним из видов медицинского вмешательства и проводится только с согласия гражданина, при этом действующим законодательством предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме ( часть 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года                     № 157-ФЗ). Ограничением к проведению профилактических прививок является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ).

         Таким образом, законом предусмотрена как возможность получения отвода по медицинским показаниям, так и полный отказ от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства.

         Оспариваемые административными истцами положения Постановления                 № 106-п не содержат требований об обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.

          При этом суд учитывает, что персональный QR-код, полученный с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (gosuslugi.ru), подтверждает прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, и является считываемой машиной оптической меткой, содержащей информацию об указанных обстоятельствах, т.е. является инструментом подтверждения названных обстоятельств и самостоятельного правового значения не имеет. Выбранный органом государственной власти способ передачи и подтверждения юридически значимой информации права административных истцов не нарушает. Предоставленные оспариваемыми положениями послабления режима для лиц, прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции COVID-19, или перенесших в течение последних шести месяцев указанное заболевание, а также для лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию против новой коронавирусной инфекции COVID-19 не содержат в себе признаков социальной и иной дискриминации, а также нарушения конституционного принципа равенства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые временные ограничения, в том числе указывающие на необходимость предоставления документов о прохождении соответствующих исследований, направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, являются обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

           В рассматриваемом случае оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, введение оспариваемых ограничений в сложившихся условиях является обоснованным и не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства, обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования и создания условий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Брянской области в целях защиты жизни и здоровья граждан, вводимые меры не носят характера бессрочного и абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан и посещения мероприятий, торговых и иных объектов, организаций при определенных ограничениях, граждане в возрасте старше 60 лет не лишены права на медицинскую помощь, а также предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. При этом по мере изменения обстановки соответствующее регулирование претерпевает изменения, о чем свидетельствуют неоднократно вносимые изменения в оспариваемое Постановление № 106-п.

         Доводы административных истцов об отсутствии в Постановлении № 106-п порядка предъявления указанных в постановлении QR-кода, сертификата, либо справки о вакцинации, о перенесенной новой коронавирусной инфекции, либо ПЦР-теста, либо документа о медицинских противопоказаниях при посещении мероприятий, торговых центров и иных объектов, а также лиц, уполномоченных проверять данные документы, не свидетельствуют о незаконности данного постановления и с учетом предмета регулирования оспариваемого нормативного правового акта не являются предметом судебной оценки по настоящему делу.

         Таким образом, оспариваемые административными истцами положения Постановления № 106-п приняты по вопросу, который отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации, отвечают требованиям правовой определенности и ясности, не свидетельствуют о нарушении принципа равенства всех перед законом, не противоречат требованиям действующего федерального законодательства, направлены на предотвращение распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции COVID-19, не содержат требований, нарушающих права и свободы в упоминаемых административными истцами аспектах, и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы граждан.

          С учетом изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

          В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

         Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           в удовлетворении административного искового заявления Голубевой Анастасии Сергеевны, Корникова Александра Николаевича, Павлова Константина Леонидовича, Никитина Василия Васильевича, Виноградовой Екатерины Владимировны, Антонова Виталия Васильевича, Хомякова Василия Константиновича, Угаровой Татьяны Витальевны, Арзуманян Натальи Владимировны, Чувиной Евгении Юрьевны, Кирюшиной Надежды Владимировны, Гавричковой Елены Викторовны, Кирюшина Кирилла Станиславовича, Сумерской Татьяны Михайловны, Сумерского Владимира Сергеевича, Шкарина Егора Дмитриевича, Корниковой Елены Федоровны, Антоновой Юлии Генадьевны, Зайцева Олега Никитовича, Новцева Александра Ивановича, Кузнецовой Эльвиры Владимировны, Балясова Вячеслава Викторовича, Коновалова Андрея Михайловича, Симоновой Анастасии Леонидовны, Живоленко Оксаны Анатольевны, Кириченко Елены Николаевны о признании недействующими пункта 2.6 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области»           (в редакции постановления от 03 ноября 2021 года № 468-п) и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 2.9, 2.10, 3.2 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (в редакции постановления от 28 декабря 2021 года № 643-п)     отказать.

            Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья                                                                           Н.А.Богородская

                 Мотивированное решение суда изготовлено 11 февраля 2022 года

3а-378/2022 (3а-2205/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зайцев Олег Николаевич
Новцев Александр Иванович
Голубева Анастасия Сергеевна
Кириченко Елена Николаевна
Сумерский Владимир Сергеевич
Шкарин Егор Дмитриевич
Хомяков Василий Константинович
Антонов Виталий Васильевич
Кирюшина Надежда Владимировна
Арзуманян Наталтя Владимировна
Коновалов Андрей Михайлович
Гавричкова Елена Викторовна
Кирюшин Кирил Станиславович
Никитин Василий Васильевич
Симонова Анастасия Леонидовна
Антонова Юлия Генадьевна
Кузнецова Эльвира Владимировна
Виноградова Екатерина Владимировна
Угарова Татьяна Витальевна
Сумерская Татьяна Михайлован
Павлов Константин Леонидович
Балясов Вячеслав Викторович
Живоленко Оксана Анатольевна
Корников Александр Николаевич
Корникова Елена Федоровна
Чувина Евгения Юрьевна
Ответчики
Губернатор Брянской области
Правительство Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Богородская Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация административного искового заявления
02.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Подготовка дела (собеседование)
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
28.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее