КОПИЯ
Дело № 2а-617/2021
УИД: 29RS0021-01-2020-000701-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 25 августа 2021 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Коденко М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вознесенского Сергея Дмитриевича и Тарутиной Олеси Анатольевны, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, к администрации муниципального образования «Плесецкое» и к межведомственной комиссии муниципального образования «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории муниципального образования «Плесецкое» о признании незаконным отказа в проведении заседания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, возложению обязанности провести обследование жилых помещений, взыскании судебных расходов,
установил:
Вознесенский С.Д. и Тарутина О.А., действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, обратились в суд с административным иском к администрации МО «Плесецкое», к межведомственной комиссии МО «Плесецкое» о признании незаконным отказа в проведении заседания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, возложению обязанности провести обследование жилых помещений, взыскании судебных расходов.
В обоснование административного иска указали, что являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>. Неоднократно обращались в администрацию МО «Плесецкое» с заявлениями, направленными на признание этих жилых помещений непригодными для проживания, которые не были рассмотрены в порядке и сроки, установленные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, чем нарушены их жилищные права.
С учетом заявления об изменении административных исковых требований, просят признать незаконным отказ администрации МО «Плесецкое» в проведении заседания межведомственной комиссии по обследованию указанных жилых помещений на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания. Обязать административных ответчиков провести обследование жилых помещений на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу. Взыскать с администрации МО «Плесецкое» в пользу Вознесенского С.Д. расходы на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб, а также 15 000,00 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Решением Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления Вознесенского С.Д. и Тарутиной О.А., действующих от своего имени и как законные представители несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, к администрации МО «Плесецкое» об обязании создания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, организации проведения обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирных домов, взыскании расходов – отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Плесецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Плесецкий районный суд <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия МО «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории МО «Плесецкое», исключена из числа заинтересованных лиц.
Административный истец Вознесенский С.Д., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, его представитель ФИО8 в судебном заседании настаивали на удовлетворении административных исковых требований с учетом их уточнения по тем же основаниям, изложенным в административном иске.
Административный истец Тарутина О.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители административных ответчиков администрации МО «Плесецкое» и межведомственной комиссии МО «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории МО «Плесецкое» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства и возражений на административный иск с учетом его уточнения не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Тарутиной О.А. и представителей административных ответчиков.
Выслушав административного истца Вознесенского и его представителя адвоката ФИО8, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 2, ч. 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение №), устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Разделом IV Положения № определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 42 названного раздела комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В п. 45 Положения № приведен перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, к которым отнесены:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - Едином государственном реестре недвижимости);
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является
необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №)
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории муниципального образования «Плесецкое», утверждены ее состав и Положение о названной комиссии.
В постановление администрации МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № изменения до настоящего времени не вносились.
Вознесенский С.Д. является собственником жилого помещения, расположенного в двухэтажном многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в указанном доме четыре квартиры из восьми находятся в муниципальной собственности.
Кроме того, Вознесенскому С.Д., Тарутиной О.А. и их несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Все жилые помещения данного многоквартирного жилого дома находятся в частной собственности граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Вознесенкий С.Д. направил главе МО «Плесецкое» заявление о создании межведомственной комиссии по обследованию жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет его непригодности для проживания, приложив выписку из ЕГРН и копию технического паспорта на указанное жилое помещение.
В ответ на указанное обращение, письмом главы муниципального образования «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № Вознесенкому С.Д. указано на отсутствие у межведомственной комиссии администрации МО «Плесецкое» оснований для принятия решения по заявлению ввиду представления заявителем неполного перечня документов, перечисленных в п. 45 Положения без конкретизации того, какие именно документы не представлены заявителем.
ДД.ММ.ГГГГ Вознесенкий С.Д. и Тарутина О.А., действующие также от имени несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, повторно направили главе МО «Плесецкое» заявление о создании межведомственной комиссии по обследованию жилого дома по адресу: <адрес>, а также жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет их непригодности для проживания, указав в приложении к заявлению на предоставление копии выписки из ЕГРН на жилое помещение по адресу: <адрес>, копии свидетельств о государственной регистрации права на жилое помещение по адресу: <адрес>, с копиями технических паспортов на указанные жилые помещения.
Письмом главы МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на повторное заявление было вновь указано на отсутствие у межведомственной комиссии администрации МО «Плесецкое» оснований для принятия решения по заявлению ввиду представления неполного перечня документов, перечисленных в п. 45 Положения. При этом, в письме отражено, что с заявлением представлен лишь технический паспорт на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, на 3-х страницах в одном экземпляре. Какие именно еще документы должны быть представлены заявителем, в письме не указано.
Полагая, что администрация МО «Плесецкое» неправомерно бездействует, административные истцы обратились в суд с административным иском.
Исходя из п. 45 Положения №, для признания спорных помещений непригодными для проживания по указанным в заявлениях от 17 февраля и ДД.ММ.ГГГГ основаниям, административные истцы должны были представить в орган местного самоуправления документы, перечисленные в подпунктах а) и б) пункта 45 Положения, то есть заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и копии правоустанавливающих документов на жилое помещение в случае, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В данном случае, сведения об указанных помещениях на момент подачи административными истцами заявлений содержались в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (позднее Едином государственном реестре недвижимости): в отношении <адрес> в <адрес> (кадастровый №) запись в ЕГРП внесена ДД.ММ.ГГГГ, а в отношении <адрес> в <адрес> (кадастровый №) запись в ЕГРП внесена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-13, 45).
В силу п. 45(2) Положения № межведомственная комиссия самостоятельно, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе, в электронной форме:
а) сведения из прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение из Единого государственного реестра недвижимости);
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.
И только в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения №, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта (абз. 3 п. 46 Положения № в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Следовательно, оспариваемый отказ администрации МО «Плесецкое» в проведении заседания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания не соответствует установленным требованиям закона, нарушает права административных истцов.
Каких-либо возражений относительно уточненных административных исковых требований, доказательств административные ответчики до момента вынесения решения по делу суду не представили.
Таким образом, административное исковое заявление с учетом его уточнения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков администрацию МО «Плесецкое» и межведомственную комиссию МО «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории муниципального образования «Плесецкое», обязанность провести обследование жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания, в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При подаче административного искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб Вознесенский С.Д. уплатил государственную пошлину в общей сумме 600 рублей, из них: по чеку ордеру от ДД.ММ.ГГГГ оплачено 300 рублей, по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ оплачено 150 рублей и по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ оплачено 150 рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Вознесенским С.Д. и адвокатом ФИО8 было заключено соглашение об оказании юридической помощи и представительства в суде.
В подтверждение расходов на оплату услуг представителя Вознесенским С.Д. представлена квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15 000 рублей (за подготовку административного искового заявления к МО «Плесецкое», представительство интересов в суде).
Учитывая категорию сложности спора, длительность рассмотрения дела, количество составленных по делу процессуальных документов (подготовка административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, заявления на выдачу копии судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ, кассационной жалобы от ДД.ММ.ГГГГ), количество состоявшихся судебных заседаний суда первой инстанции с участием представителя административного истца (предварительное судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ, судебные заседания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), заявленная сумма расходов по оказанию юридической помощи отвечает принципу разумности и справедливости, соответствует степени сложности настоящего административного дела и длительности его рассмотрения.
Как указано в пунктах 1.3. и 1.4 Положения о межведомственной комиссии МО «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории муниципального образования «Плесецкое», комиссия не обладает правами юридического лица, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом МО «Плесецкое», а также настоящим Положением.
Администрация МО «Плесецкое» является распорядительным органом МО «Плесецкое», обладает правами юридического лица и осуществляет полномочия по исполнению бюджета муниципального образования, а также полномочия финансового органа в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Таким образом, с административного ответчика администрации МО «Плесецкое» в пользу административного истца Вознесенского С.Д., в возмещение расходов на уплату государственной пошлины и на оплату услуг представителя подлежит взысканию 15 600,00 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180, 277 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Вознесенского Сергея Дмитриевича и Тарутиной Олеси Анатольевны, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Плесецкое» в проведении заседания межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания.
Обязать администрацию муниципального образования «Плесецкое» и межведомственную комиссию муниципального образования «Плесецкое» по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории муниципального образования «Плесецкое» провести обследование жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, на предмет признания пригодными (непригодными) для проживания, в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации муниципального образования «Плесецкое» в пользу Вознесенского Сергея Дмитриевича 600 рублей 00 копеек в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче административного искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб, а также 15 000 рублей 00 копеек в возмещение расходов на оплату услуг представителя, всего взыскать 15 600 (пятнадцать тысяч шестьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий подпись А.Ю. Доильницын
Копия верна. Судья А.Ю. Доильницын
Решение в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2021 года.