61RS0019-01-2022-004008-92
Судья Тюрин М.Г. дело № 33-19442/2022
№ 2-3011/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Афанасьева О.В.,
судей Ковалева А.М., Филиппова А.Е.
при секретаре Сагакян С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочеркасска в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по Ростовской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФСИН России об обязании произвести ремонт камер следственного изолятора и осуществить его финансирование, по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН РФ по Ростовской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалева А.М., судебная коллегия
установила:
И.о прокурора г. Новочеркасска обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному каченному учреждению Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по Ростовской области (ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области об обязании совершить действия, в обоснование указав о том, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области требований законодательства при содержании в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу. Учреждение состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 13 России по Ростовской области. СИЗО-3 осуществляется содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполнение функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В нарушение ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции, камеры СИЗО -3 № 297-320, нуждаются в ремонте. Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, нарушения закона о материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу и осужденных до настоящего времени не устранены. Администрация СИЗО-3 неоднократно обращалась в ГУФСИН России по Ростовской области с заявками о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, однако денежные средства не выделялись. Выявленные нарушения препятствуют исполнению в полном объеме администрацией СИЗО-3 требований действующего законодательства при обеспечении требований действующего законодательства, что обуславливает нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в указанном учреждении. На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил суд обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт в камерах № 297-315; обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по ремонту камер № 297-315.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08.09.2022 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН РФ по Ростовской области и Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы автор жалобы указывает на неисполнимость решения суда, так как не установлены реальные сроки ремонта, какой ремонт требуется осуществить (капитальный, текущий, косметический, профилактический), не выяснен объем работ и затрат на ремонт. Коме того, суд не указал закон, возлагая обязанность по ремонту на СИЗО-3, не мотивировал, почему восстановление прав неопределенного круга лиц возможно путем осуществления ремонта, не определил его целесообразность, а истец не доказал основания проведения ремонт и, что в отсутствие ремонта не обеспечиваются безопасные санитарно-эпидемиологические условия. Причем, полагает, что установить необходимость ремонта могут лишь лица, обладающие навыками в данной сфере деятельности, а не прокурор.
Также считает, что финансирование расходов на содержание следственных изоляторов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, распорядителем которых выступает ФСИН России, а потому суд незаконно, в нарушение конституционного принципа разделения властей, возложил на ГУФСИН России по Ростовской области финансирование ремонтных работ.
Прокуратурой г. Новочеркасска поданы возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель апеллянтов по доверенностям Ярыг М.А., поддержала доводы апелляционной жалобы, против которых возражал прокурор отдела Ростовской областной прокуратуры Беллуян Г.А.
В отношении неявившегося третьего лица: ФСИН России дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 123.21, 123.22 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, положениями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, и исходил из доказанности заявленных исковых требований.
При этом суд указал, что ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области не выполняется обязанность соблюдать требования действующего законодательства (Федерального закона № 103-ФЗ), чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение надлежащих условий содержания.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Новочеркасска проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области требований законодательства при содержании в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу.
В соответствии со ст. 15, 90 и 115 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Согласно п.п. 1 и 4 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний (подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 ГУФСИН России по Ростовской области», является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации, в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. В соответствии с пп. 2 п. 15 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Управление обеспечивает финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 123.21 и 123.22 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. СИЗО-3 осуществляется содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполнение функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. В силу п. 2.1 Устава СИЗО-3 предметом и целью деятельности учреждения является, в том числе, создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Согласно п. 2.5.1 и 2.5.2 Устава СИЗО-3 предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; медико-санитарного обеспечения, реализации исполнения санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья. В соответствии с п. 15.1 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, основой правильной технической эксплуатации зданий и сооружений является своевременное проведение ремонтных работ. Согласно п. 15.2.1 Инструкции текущий ремонт производится с целью предупреждения преждевременного износа строительных конструкций зданий, сооружений и их инженерных систем. Пунктом 15.2.2 Инструкции установлено, что текущий ремонт производится в течение всего года. В соответствии с п. 15.2.4 Инструкции перечень работ по текущему ремонту, предусматриваемый в плане учреждения, приведен в приложении 7 данной Инструкции. В нарушение ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, п. 15.2.2 Инструкции, камеры № 297 - 315 нуждаются в ремонте (пол, потолок, стены). Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, нарушения закона о материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу и осужденных на момент рассмотрения настоящего спора не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат. Выявленные нарушения препятствуют исполнению в полном объеме администрацией СИЗО-3 требований действующего законодательства, что обуславливает нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в указанном учреждении. Обеспечение соблюдения вышеуказанных требований закона, требующих финансовых затрат должно быть произведено за счёт средств СИЗО-3, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представляемых на территории области - ГУФСИН России по Ростовской области. Согласно доводам апелляционной жалобы, ремонт камер следственного изолятора напрямую зависит от формирования государственного бюджета. Между тем, отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является законным основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них законом обязанностей по содержанию камер следственного изолятора в надлежащем состоянии, так как действующим законодательством материально-бытовое обеспечение спецконтингента не ставится в зависимость от финансового обеспечения. Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по материально-бытовому обеспечению лиц, содержащихся под стражей, в том числе, по устранению нарушений, по осуществлению ремонта камер, в которых размещены лица указанной категории в учреждении. Доводы автора жалобы о том, что судом не установлен объем работ, который необходимо произвести для исполнения решения суда, не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку необходимый объем работ, который обязан произвести ответчик, установлен в Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, и указывался в представлении прокурора (л.д. 7-9). Довод апеллянта о том, что возложение на ГУФСИН России по Ростовской области обязанности по финансированию ремонта незаконно, так как распорядителем бюджетных средств является ФСИН России, а понуждение ФСИН России к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств федерального бюджета по реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей, суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным, поскольку функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, возложены на ФСИН России. Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.Иных доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, а они повторяют позицию ответчиков, приведенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, получили надлежащую оценку, и, по сути, сводятся к выражению несогласия автора жалобы с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной. Таким образом, принятое по делу решение суда соответствует требованиям материального и процессуального закона, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 08 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН РФ по Ростовской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 24.11.2022