Решение по делу № 2-805/2024 от 20.02.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием истца Попова С.В. и его представителя Макаровой О.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области

26 апреля 2024 года

гражданское дело по исковому заявлению Попова С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию,

установил:

Попов С.В. обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию. В исковом заявлении указал, что 26.04.2023 обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 03.05.2023 ему отказано в назначении пенсии, так как отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, требуется 42 года, в наличии 31 год 6 месяцев 22 дня и не достигнут требуемый пенсионный возраст. Из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии были исключены следующие периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет. Также ответчик засчитал в страховой стаж период с 24.04.1981 по 27.04.1984 – период службы в армии по призыву в однократном размере, вместо того, чтобы засчитать его в двойном размере. Считает данное решение не законным и подлежащим отмене. Считает, что период службы в армии должен быть засчитан в льготном исчислении, так как его служба должна быть приравнена к службе на надворных кораблях, вспомогательных судах Военно-Морского Флота, находящихся в строю, так как проходила в Японском море в заливе Петра Великого в акватории Тихого океана. Считает, что указанные периоды ухода за матерью и службы в армии подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. С учетом уточнения требования, просил признать незаконным и отменить решение от 03.05.2023. Обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет. Период службы в армии по призыву с 20.04.1981 по 27.04.1984 зачесть в льготном размере: 1 год службы в двойном размере, 2 год – в тройном размере, 3 год – в пятикратном размере. Назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.04.2023.

В судебном заседании истец Попов С.В. и его представитель по письменному ходатайству Макарова О.Ф. заявленные требования поддержали по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указал, что решение ОСФР по Курганской области вынесено законно и обоснованно, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы, пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона № 400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.

В статью 8 Закона № 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

На основании части 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

- пункт 1 - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

- пункт 2 - период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- пункт 12 - период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 № 419-ФЗ, от 25.12.2023 № 639-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ч.9 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст.8 настоящего Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные части 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 ст.12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Вместе с тем, ни действовавшим в спорный период пенсионным законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность льготного исчисления периода военной службы (в тройном размере) для зачета его в страховой стаж для назначения пенсий по основаниям, предусмотренным ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2055 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, введен пункт 52(2), которым предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно вышеприведенных норм (ч. 1.9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ) периоды, подлежащие включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, включаются (засчитываются) в календарном порядке и без применения положений части 8 статьи 13 Закона 400-ФЗ, позволяющих применять правила подсчета стажа, в соответствии с ранее действующим законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Кроме того, только периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы и период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере, зачет иных периодов в льготном исчислении данной статьей не предусмотрен.

Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в частях 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Как установлено судом и следует из материалов дела Попов С.В., 26 апреля 2023 года обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 03 мая 2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что страховой стаж Попова С.В. для определения права на пенсию по достижении возраста 62 лет, в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ составляет 31 год 6 месяцев 22 дня вместо требуемого страхового стажа 42 года. Не достигнут требуемый пенсионный возраст. Право на страховую пенсию по старости для мужчин 1962 г.р. возникает в 64 года. Право на страховую пенсию по старости для мужчин 1962 г.р., имеющих стаж не менее 42 лет, страховая пенсия может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, то есть в 62 года.

Указанным решением исключены из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ следующие периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет.

При этом периоды ухода за трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитаны Попову С.В. в страховой стаж в соответствии с ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Попова С.В. в периоды 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 истец осуществлял уход за матерью П.А.П., ... г.р. достигшей возраста 80 лет, факт родства подтверждается копией свидетельства о рождении истца.

Законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Так как периоды ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, не являются периодами, за которые производятся страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то они не подлежат включению в страховой стаж при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, указанные периоды правомерно исключены ответчиком из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Кроме того, истец не согласен с тем, что период с 24.04.1981 по 27.04.1984 – период его службы в армии по призыву засчитан страховой стаж не в льготном исчислении.

Как следует из военного билета НЮ от 20 апреля 1981 года, Попов С.В. с 24 апреля 1981 года по 27 апреля 1984 года проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР (Служба в Советской Армии).

Попов С.В. просит засчитать указанный период в льготном исчислении: 1 год службы в двойном размере, 2 год службы – в тройном размере, 3 год службы - в пятикратном.

Довод истца о необходимости исчисления периода службы в армии по призыву в двойном размере является необоснованным, поскольку Федеральный Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 01.01.2002 г. в связи с принятием ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, военная служба по призыву исчислялась в льготном порядке - в двойном размере; военная служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 1 января 2002 г.

Согласно военного билета серии НЮ Попов С.В. в период с 24 апреля 1981 года по 27 апреля 1984 года в боевых действиях не участвовал.

Из материалов дела следует, что период службы по призыву с 24.04.1981 по 27.04.1984 истцу включен в страховой стаж для определения права для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении. В целях определения права на пенсию по этому основанию подсчет периода службы по призыву в льготном порядке не предусмотрен.

Кроме того, ни действовавшим в спорный период пенсионным законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность льготного исчисления периода военной службы (в тройном размере, пятикратном размере) для зачета его в страховой стаж для назначения пенсий по основаниям, предусмотренным ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, оснований для зачета данного периода службы в льготном исчислении не имеется.

Поскольку на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии страховой стаж истца, исчисленный в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составлял менее 42 лет, то оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении пенсии также не имеется.

При таких обстоятельствах, требования Попова С.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Попова С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 06 мая 2024 года.

Судья Н.Ю. Журавлева

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием истца Попова С.В. и его представителя Макаровой О.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области

26 апреля 2024 года

гражданское дело по исковому заявлению Попова С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию,

установил:

Попов С.В. обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию. В исковом заявлении указал, что 26.04.2023 обратился к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 03.05.2023 ему отказано в назначении пенсии, так как отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа, требуется 42 года, в наличии 31 год 6 месяцев 22 дня и не достигнут требуемый пенсионный возраст. Из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии были исключены следующие периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет. Также ответчик засчитал в страховой стаж период с 24.04.1981 по 27.04.1984 – период службы в армии по призыву в однократном размере, вместо того, чтобы засчитать его в двойном размере. Считает данное решение не законным и подлежащим отмене. Считает, что период службы в армии должен быть засчитан в льготном исчислении, так как его служба должна быть приравнена к службе на надворных кораблях, вспомогательных судах Военно-Морского Флота, находящихся в строю, так как проходила в Японском море в заливе Петра Великого в акватории Тихого океана. Считает, что указанные периоды ухода за матерью и службы в армии подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. С учетом уточнения требования, просил признать незаконным и отменить решение от 03.05.2023. Обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет. Период службы в армии по призыву с 20.04.1981 по 27.04.1984 зачесть в льготном размере: 1 год службы в двойном размере, 2 год – в тройном размере, 3 год – в пятикратном размере. Назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.04.2023.

В судебном заседании истец Попов С.В. и его представитель по письменному ходатайству Макарова О.Ф. заявленные требования поддержали по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие. В письменном отзыве, направленном в адрес суда, указал, что решение ОСФР по Курганской области вынесено законно и обоснованно, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы, пришел к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона № 400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.

В статью 8 Закона № 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

На основании части 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

- пункт 1 - период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

- пункт 2 - период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- пункт 12 - период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 № 419-ФЗ, от 25.12.2023 № 639-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ч.9 ст.13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст.8 настоящего Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные части 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 ст.12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Вместе с тем, ни действовавшим в спорный период пенсионным законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность льготного исчисления периода военной службы (в тройном размере) для зачета его в страховой стаж для назначения пенсий по основаниям, предусмотренным ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2055 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, введен пункт 52(2), которым предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно вышеприведенных норм (ч. 1.9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ) периоды, подлежащие включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, включаются (засчитываются) в календарном порядке и без применения положений части 8 статьи 13 Закона 400-ФЗ, позволяющих применять правила подсчета стажа, в соответствии с ранее действующим законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Кроме того, только периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы и период пребывания в добровольческом формировании засчитываются в страховой стаж в двойном размере, зачет иных периодов в льготном исчислении данной статьей не предусмотрен.

Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в частях 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Как установлено судом и следует из материалов дела Попов С.В., 26 апреля 2023 года обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области от 03 мая 2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что страховой стаж Попова С.В. для определения права на пенсию по достижении возраста 62 лет, в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ составляет 31 год 6 месяцев 22 дня вместо требуемого страхового стажа 42 года. Не достигнут требуемый пенсионный возраст. Право на страховую пенсию по старости для мужчин 1962 г.р. возникает в 64 года. Право на страховую пенсию по старости для мужчин 1962 г.р., имеющих стаж не менее 42 лет, страховая пенсия может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, то есть в 62 года.

Указанным решением исключены из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ следующие периоды: с 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 – периоды ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет.

При этом периоды ухода за трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитаны Попову С.В. в страховой стаж в соответствии с ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Попова С.В. в периоды 05.01.2020 по 24.12.2020, с 13.09.2021 по 31.01.2022, с 01.04.2022 по 24.04.2023 истец осуществлял уход за матерью П.А.П., ... г.р. достигшей возраста 80 лет, факт родства подтверждается копией свидетельства о рождении истца.

Законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Так как периоды ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, не являются периодами, за которые производятся страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то они не подлежат включению в страховой стаж при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, указанные периоды правомерно исключены ответчиком из подсчета страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Кроме того, истец не согласен с тем, что период с 24.04.1981 по 27.04.1984 – период его службы в армии по призыву засчитан страховой стаж не в льготном исчислении.

Как следует из военного билета НЮ от 20 апреля 1981 года, Попов С.В. с 24 апреля 1981 года по 27 апреля 1984 года проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР (Служба в Советской Армии).

Попов С.В. просит засчитать указанный период в льготном исчислении: 1 год службы в двойном размере, 2 год службы – в тройном размере, 3 год службы - в пятикратном.

Довод истца о необходимости исчисления периода службы в армии по призыву в двойном размере является необоснованным, поскольку Федеральный Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 01.01.2002 г. в связи с принятием ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, военная служба по призыву исчислялась в льготном порядке - в двойном размере; военная служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 1 января 2002 г.

Согласно военного билета серии НЮ Попов С.В. в период с 24 апреля 1981 года по 27 апреля 1984 года в боевых действиях не участвовал.

Из материалов дела следует, что период службы по призыву с 24.04.1981 по 27.04.1984 истцу включен в страховой стаж для определения права для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении. В целях определения права на пенсию по этому основанию подсчет периода службы по призыву в льготном порядке не предусмотрен.

Кроме того, ни действовавшим в спорный период пенсионным законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность льготного исчисления периода военной службы (в тройном размере, пятикратном размере) для зачета его в страховой стаж для назначения пенсий по основаниям, предусмотренным ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, оснований для зачета данного периода службы в льготном исчислении не имеется.

Поскольку на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии страховой стаж истца, исчисленный в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составлял менее 42 лет, то оснований для удовлетворения исковых требований о досрочном назначении пенсии также не имеется.

При таких обстоятельствах, требования Попова С.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований Попова С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области о признании решения незаконным, включении в стаж для назначения пенсии периодов ухода за нетрудоспособным лицом, службы в армии, о возложении обязанности назначить страховую пенсию отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 06 мая 2024 года.

Судья Н.Ю. Журавлева

2-805/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Сергей Васильевич
Ответчики
ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области
Другие
Макарова Ольга Федоровна
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на странице суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2024Передача материалов судье
27.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Подготовка дела (собеседование)
18.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.04.2024Предварительное судебное заседание
09.04.2024Предварительное судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее