32RS0027-01-2019-003182-10
Дело № 2а-4110/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего Сухоруковой Л.В.
при секретаре Мухиной А.А.
с участием административного ответчика Чулкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Брянску к Чулкову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указано, что Чулков В.В. в соответствии с гл. 34 НК РФ является плательщиком страховых взносов.
Размер страховых взносов зависит от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период и определен ст. 430 НК РФ. Так, за налогоплательщиком по уплате страховых взносов числится задолженность в сумме 19755 рублей 84 копейки: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, пени – 13478 рублей 85 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г., пени – 2952 рублей 01 копейка; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, пени – 3321 рубль, 04 копейки.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на имеющуюся задолженность была начислена пеня по НДФЛ в сумме 3 рубля 94 копейки.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование № 56185 от 11.12.2015 г., №042S01160068695 от 25.10.2016 г. до настоящего времени данное требование не исполнено.
Ссылаясь на ст. 48 НК РФ административный истец просит суд восстановить срок и взыскать с Чулкова В.В. задолженность в пользу ИФНС России по г. Брянску в общей сумме 19755 рублей 84 копейки, в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, пени 3 рубля 94 копейки, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, пени – 13478 рублей 85 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г., пени – 2952 рублей 01 копейка; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, пени – 3321 рубль 04 копейки.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Брянску не явился. Уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании административный ответчик Чулков В.В. административные исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. Заявил о пропуске административным ответчиком 6-ти месячного срока обращения в суд с данными требованиями.
В порядке п. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административным истцом заявлено о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о взыскании налоговой задолженности по страховым взносам.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №13 Советского судебного района г. Брянска от 19 октября 2018 г. по заявлению ИФНС России по г. Брянску вынесен судебный приказ о взыскании с Чулкова В.В. задолженности по страховым взносам в общей сумме 19755 рублей 84 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка №13 Советского судебного района г. Брянска от 21 ноября 2018 года судебный приказ отменен.
С настоящим иском в суд налоговый орган обратился 16 мая 2019 года. Таким образом, срок обращения в суд с данными требованиями налоговым органом не соблюден. Доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска процессуального срока, материалы административного дела не содержат.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Указанная обязанность изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Судом установлено, что Чулков В.В. в соответствии с гл. 34 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 9 ст. 22.3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи. С 02.10.2014 года Чулков В.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается записью в ЕГРИП.
Согласно требованию № 56185 по состоянию на 11.12.2015 г. за Чулковым В.В. числится общая задолженность в сумме 66 рублей 94 копейки, которую предложено уплатить не позднее 31.12.2015 г.
Согласно требованию №042S01160068695 по состоянию на 25.10.2016 г. Чулкову В.В. начислен налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 15291 рубль 68 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. – 2952 рубля 01 копейка; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии – 3930 рублей 67 копеек, которые предложено оплатить не позднее 08 ноября 2016 года.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку административный ответчик в установленный срок не оплатил налоги, налоговым органом в его адрес направлено требование об уплате налога, пени, штрафа, исчисленных в порядке пункта 1 статьи 75 НК РФ.
На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 указанного Закона для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01 января 2015 года, а также соответствующая сумма пени, начисленная на указанную задолженность; для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01 января 2015 года, а также соответствующая сумма пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений следует, что в отношении физических лиц подлежит списанию задолженность по имущественным налогам, в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе утративших статус - задолженность по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма задолженности, имела место до 01 января 2017 года, то в силу закона суд признает недоимку по страховым взносам и пени безнадежной к взысканию.
Кроме того, в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговое требование является письменным документом, составляемым по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, факт направления налогового требования может быть подтвержден только письменными доказательствами.
Однако, в нарушение требований ст. ст. 61, 62 КАС РФ какие-либо доказательства, подтверждающие факт направления Чулкову В.В. требований № 56185 от 11.12.2015 г. №042S01160068695 от 25.10.2016 г. (уведомление о вручении заказного письма, реестр отправки заказных писем и пр.), административным истцом в суд не представлены. Документы, подтверждающие вручение требования об уплате страховых взносов и пени лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, а также доказательства уклонения административного ответчика от получения этого требования в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, налоговым органом надлежащим образом не исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования установленной формы об уплате страховых взносов и пени.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ИФНС России по г. Брянску о взыскании с Чулкова В.В. задолженности по страховым взносам.
Руководствуясь ст. ст. 179 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Брянску к Чулкову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2019 года.