Дело № 2-1584/2022
УИД 42RS0037-01-2022-002883-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 30 ноября 2022 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего Корытникова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.,\
с участием:
представителя истца Ленинг М.А.
представителя ответчика Курилович А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юртиной Н.И. к Администрации г. Юрги о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Юртина Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Юрги о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что 09.12.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, а именно ***, в ***. 16.12.2021 ответчиком был дан письменный отказ в заключении договора социального найма жилого помещения, в котором было сказано, что:
- истец не имеет документов, подтверждающих вселение на законных основаниях;
- отсутствуют документы, подтверждающие законность перепланировки.
Истец считает подобный отказ нарушающим его законное право на заключение договора социального найма жилого помещения в связи со следующими обстоятельствами:
Общежитие находилось в ведении государственного образовательного учреждения, а Истец являлась сотрудником государственного органа — Юргинского городского суда. По ходатайству председателя Юргинского городского суда и на основании Решения администрации училища совместно с профсоюзным органом, истцу была предоставлена *** общежитии. Истец вселена и проживает в спорном жилом помещении с 12.05.2000г. (длительный период-22 года), что подтверждается справкой *** от 25.04.2001г., данной директором ПУ ***, сведениями миграционной службы о регистрации по месту жительства, и открытым на имя истца лицевом счете в ООО УК «Ремстрой-Индустрия». Вселение в квартиру было произведено на основании ордера и договора найма жилого помещения от 12.05.2000г.
Истец постоянно проживает в спорном жилом помещении, осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг за жилое помещение что подтверждается: квитанциями об оплате коммунальных платежей, отметкой в паспорте гражданина о постоянной регистрации по указанному месту жительства.
Жилой дома (общежитие) перешло в муниципальную собственность ***, что подтверждается Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 1321-р о 29.11.2007 о передаче государственного имущества в собственность муниципальную собственность.
Таким образом, факт принятия решения о передаче здания общежития, которое находилось в государственной собственности и было закреплено за ГОУ НПО «ПУ ***», и перешло в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорная квартира предоставлена истцу в установленном законом порядке до передачи дома в муниципальную собственность, в силу чего с истцом, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
Поскольку спорное жилое помещение не предоставлялось истцу впервые, а имело место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения при его передаче в муниципальную собственность, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма не распространяются на отношения, возникающие при изменении правового статуса жилого помещения.
Таким образом, считают, что истец имеет все законные основания для признании права пользования занимаемым жилым помещением, на условиях договора социального найма, и на заключение с ним договора социального найма жилого помещения.
На момент вселения истца в квартиру она представляла из себя две жилые комнаты и часть общего коридора и общего туалета, отгороженные перегородкой. До вселения истца, в указанном помещении проживала семья З., которые в 1996г. обращались к директору училища Ф.А.Б. с просьбой о разрешении перепланировки и присоединении к своим комнатам части общего коридора и туалета. С учетом мнения соседей, которые дали на перепланировку письменное согласие, директор училища утвердил новый план квартиры и разрешил перепланировку и присоединение к квартире части общего коридора и туалета. Путем перепланировки, произведенной З. была возведена перегородка в общем коридоре, установлен умывальник, возведена перегородка в помещении общего коридора для устройства душевой комнаты, установлено сантехническое оборудование (душевая стойка).
Поскольку перепланировку осуществляла не истец, то обязанности по согласованию ее у истца не возникло, тем более что перепланировка была ранее согласована с собственником общежития и соседями.
В результате перепланировки изменилась общая площадь квартиры которая составляла 30,9 кв.м., а за счет присоединения нежилого помещения - коридора и туалета площадью 9,0 м.кв., составляет в настоящее время 39,9 кв.м. Бывшие наниматели сведений в БТИ не вносили, иным образом перепланировку не узаконили.
В 2020г. в технический паспорт *** были внесены изменения, в апреле 2022г. от ООО «Юргапроект» получено заключение, которым установлено, что в результате перепланировки объемно-планировочное решение здания в целом сохранено, присоединение сантехники выполнено в соответствии с санитарными правилами, работы по перепланировке не влияют на несущую конструкцию здания в целом.
Правовыми нормами главы 3 ЖК РФ предусмотрен специальный порядок перевода нежилых помещений в жилые. В спорном случае отсутствуют законные ограничения для такого перевода (ст. 24 ЖК РФ), в связи с чем истец считает возможным перевод спорного нежилого помещения площадью 9,0 кв.м. в жилое, а также сохранение спорного помещения, *** перепланированном состоянии.
Просит суд признать за ней право пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма, а именно квартирой *** в *** в ***, обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения по адресу: ***71, перевести нежилого помещение (часть коридора и туалет) на 2-ом этаже *** в ***, расположенного рядом с квартирой ***, площадью 9,0 кв.м. в жилое помещение, сохранить квартиру по адресу: ***71, в реконструированном виде, общей площадью 39,9 кв. м.
В судебном заседании представитель истца Ленинг М.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Курилович А.В. исковые требования не признала.
остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, причины неявки суду не сообщили.
Судом постановлено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 109 ЖКРСФСР (действовавшего до 01.03.2005 в ред. № 3 от 28.03.1998) для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР (в ред. № 3 от 28.03.1998) прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении примерного положения об общежитиях» от 11.08.1988 № 328 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 726, утверждено Примерное положение об общежитиях.
Согласно п. 10 данного Положения жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006. 14.06.2006 (вопрос 21), разъяснил, что при передаче в муниципальную собственность жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Так, согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее общее имущество в многоквартирном доме).
Судом установлено, что 09.12.2021 Юртина Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, а именно ***, в ***. 16.12.2021 ответчиком был дан письменный отказ в заключении договора социального найма жилого помещения, в котором было сказано, что:
- истец не имеет документов, подтверждающих вселение на законных основаниях;
- отсутствуют документы, подтверждающие законность перепланировки.
Общежитие по адресу ***, находилось в ведении государственного образовательного учреждения, а Юртина Н.И. являлась сотрудником государственного органа Юргинского городского суда. По ходатайству председателя Юргинского городского суда и на основании решения администрации училища совместно с профсоюзным органом, Юртиной Н.И. была предоставлена *** общежитии. Юртина Н.И. вселена и проживает в спорном жилом помещении с 12.05.2000 (длительный период-22 года), что подтверждается справкой *** от 25.04.2001, данной директором ***, сведениями миграционной службы о регистрации по месту жительства, и открытым на имя Юртиной Н.И. лицевом счете в ООО УК «Ремстрой-Индустрия». Вселение в квартиру было произведено на основании ордера и договора найма жилого помещения от 12.05.2000.
Согласно представленным документам и показаниям свидетелей Юртина Н.И. постоянно проживает в спорном жилом помещении, осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг за жилое помещение что подтверждается: квитанциями об оплате коммунальных платежей, отметкой в паспорте гражданина о постоянной регистрации по указанному месту жительства.
Жилой дома (общежитие) перешло в муниципальную собственность ***, что подтверждается Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 1321-р о 29.11.2007 о передаче государственного имущества в собственность муниципальную собственность.
Таким образом, факт принятия решения о передаче здания общежития, которое находилось в государственной собственности и было закреплено за ГОУ НПО «ПУ ***», и перешло в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
На момент вселения истца в квартиру она представляла из себя две жилые комнаты и часть общего коридора и общего туалета, отгороженные перегородкой. До вселения истца, в указанном помещении проживала семья З., которые в 1996г. обращались к директору училища Ф.А.Б. с просьбой о разрешении перепланировки и присоединении к своим комнатам части общего коридора и туалета. С учетом мнения соседей, которые дали на перепланировку письменное согласие, директор училища утвердил новый план квартиры и разрешил перепланировку и присоединение к квартире части общего коридора и туалета. Путем перепланировки, произведенной З. была возведена перегородка в общем коридоре, установлен умывальник, возведена перегородка в помещении общего коридора для устройства душевой комнаты, установлено сантехническое оборудование (душевая стойка).
В результате перепланировки изменилась общая площадь квартиры которая составляла 30,9 кв.м., а за счет присоединения нежилого помещения -коридора и туалета площадью 9,0 м. кв., составляет в настоящее время 39,9 м. кв. Бывшие наниматели сведений в БТИ не вносили, иным образом перепланировку не узаконили.
В 2020г. в технический паспорт *** были внесены изменения, в апреле 2022г. от ООО «Юргапроект» получено заключение, которым установлено, что в результате перепланировки объемно-планировочное решение здания в целом сохранено, присоединение сантехники выполнено в соответствии с санитарными правилами, работы по перепланировке не влияют на несущую конструкцию здания в целом.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № *** ООО «ТЭПЦ «Регион 70» Произведенная перепланировка и переустройство жилого помещения - *** в *** соответствует требованиям СНиП, а именно СП 54.13330.2016 «Дома жилые многоквартирные», «СП-54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные», Работы по перепланировке ***, не повлияли на несущую способность конструкций здания,, приведение *** в *** в прежнее состояние нецелесообразно.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не содержат.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
С учетом положения приведенных норм материального права, установленных обстоятельств, отсутствие возражений со стороны ответчика, отсутствие нарушения прав и интересов третьих лиц, проведения реконструкции с согласия собственника здания и жильцов, суд полагает, что Юртина Н.И. имеет право пользования жилым помещением по адресу: ***71, и заключение с ней договора социального найма спорного жилого помещения, в реконструированном виде.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░) ░░ 2-░░ ░░░░░ *** ░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░ 9,0 ░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***71, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 39,9 ░░. ░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ *** ░ *** ░ ***, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***71,
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.