Дело № 2-2034/18 Великий Новгород Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Костяевой А.А.,
при секретаре Чаловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к УФССП России по Новгородской области (далее – Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, в обоснование указав, что на основании решения Новгородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Леонтьевой М.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона. На основании указанного решения постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по данному исполнительному производству с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., который Администрация просит уменьшить на одну четверть, ссылаясь на то, что не исполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления.
Представитель истца Администрации Великого Новгорода, представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, представитель прокуратуры Великого Новгорода, третье лицо Леонтьева М.И., судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Департамента образования и молодежной политики Новгородской области, Департамента финансов Новгородской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель истца Администрации Великого Новгорода и представитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 30 того же Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 6 и 7 статьи №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Великого Новгорода обязана предоставить Леонтьевой М.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Администрации Великого Новгорода было возбуждено исполнительное производство № по исполнению названного судебного решения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации Великого Новгорода вынесено постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа по исполнительному производству №
Из материалов дела следует, что в областном бюджете на 2018 год на обеспечение жильем детей сирот и лиц из их числа для городского округа Великий Новгород предусмотрены денежные средства в размере 50 494 700 рублей.
На данную субвенцию Администрация Великого Новгорода планирует обеспечить жилыми помещениями 40 детей-сирот и лиц из их числа. Все жилые помещения будут предоставляться детям - сиротам и лицам из их числа, имеющим решение суда, в соответствии с датами вступления их в законную силу. В апреле - мае 2018 года Администрация Великого Новгорода планирует проведение аукционов по приобретению жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа. В списке решений суда, сформированном по дате вступления в законную силу, решение суда по предоставлению Леонтьевой М.И. жилого помещения, значится под номером №.
Таким образом, решение Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, будет исполнено в течение 2018 года после приобретения жилых помещений для детей - сирот и лиц из их числа.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями имеют 130 граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Администрация Великого Новгорода в 2018 году (как и в 2017 году) будет изыскивать возможность выделения дополнительного финансирования из средств областного бюджета, а также предоставления детям - сиротам и лицам из их чист жилых помещений из освобожденного муниципального жилищного фонда.
В настоящее время Администрацией Великого Новгорода ведутся переговоры с застройщиками Великого Новгорода об утверждении планов по строительству многоквартирных жилых домов, сдаче многоквартирных жилых домов в эксплуатацию в 2018 и 2019 годах.
Детям - сиротам и лицам из их числа, которые не обеспечены жилыми помещениями, предлагаются жилые помещения маневренного фонда в <адрес>
Леонтьева М.И. предоставила письменное согласие на заселение в жилое помещение маневренного фонда.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 март 2016 №1156 для временного проживания на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, Леонтьевой М.И. предоставлено жилое помещение маневренного фонда Великого Новгорода - комната площадью 18,3 кв. м в квартире <адрес>
Принимая во внимание, что на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора со дня возбуждения исполнительного производства прошел незначительный срок, явно недостаточный для обеспечения Леонтьевой М.И. жилым помещением, с учетом времени необходимого для выделения денежных средств и заключения муниципального контракта, суд приходит к выводу о том, что неисполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению в связи с чем полагает, что имеются все основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Администрации Великого Новгорода об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Великого Новгорода в рамках исполнительного производства № на 1/4 часть – до 37 500 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 12 апреля 2018 года.
Председательствующий А.А. Костяева