Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2019 года г.Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1885/19 по иску Кочергиной Н. Б. к администрации Шелеховского муниципального образования о включении в список на выплату единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка,
у с т а н о в и л:
Кочергина Н.Б. обратилась в суд с иском к администрации Шелеховского муниципального образования о включении в список на выплату единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, указав в обоснование, что она проживает по адресу: Иркутская <адрес>.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением главы Шелеховского муниципального образования в связи с наводнением введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате наводнения жилой дом, где она проживает, не попал в зону затопления, при этом в результате паводка были нарушены условия жизнедеятельности.
Единовременная материальная помощь гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 000 рублей на человека ею не получалась.
Тайшетской межрайонной прокуратурой в отношении Шелеховского муниципального образования вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства о чрезвычайной ситуации». В данном представлении указано, что к критериям, устанавливающим факт нарушения условий жизнедеятельность граждан относится, в том числе, невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Поскольку в период чрезвычайной ситуации было нарушено транспортное сообщение между территорией их проживания и иными территориями, они должны быть включены в список на выплату единовременной материальной помощи гражданам пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
В исковом заявлении Кочергина Н.Б. просила суд включить её в список на выплату единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обратить решение к немедленному исполнению.
Представители третьего лица - администрации Тайшетского района просил рассмотреть дело в их отсутствие, в возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку транспортное сообщение между населенными пунктами Тайшет и с. Шелехово осуществляется по автомобильной дороге «Тайшет-Шелехово» любым видом наземного транспорта. Постановлением администрации Тайшетского района №442 от 04.08.2018 года утвержден Реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок. В данном случае перевозки осуществляются по маршруту №103 «Тайшет-Рождественка». В период наводнения в с. Рождественка перевозчик не осуществлял перевозки по маршруту. Однако, автомобильная дорога была открыта. При наличии необходимости, передвижение по ней было возможно. Данный факт подтверждается тем, что в период паводка для с. Рождественка осуществлялась доставка гуманитарной помощи в с. Шелехово автомобильным транспортом. В границы чрезвычайной ситуации домовладение, в котором проживает истец не включено. В администрации Тайшетского района отсутствуют заявления граждан и заключения главы о нарушении условий жизнедеятельности населения на территории Шелеховского муниципального образования. В связи, с чем соответствующие списки не составлялись.
В судебное заседание Кочергина Н.Б. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, путем направления СМС-сообщения, о причинах неявки суду не сообщила, заявлений, ходатайств не представила.
Представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального образования не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Директор Областного государственного казенного учреждения «УСЗН по Тайшетскому району» о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил, в заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Иркутской области в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что факт нарушения условий жизнедеятельности характеризуется, в том числе, невозможностью осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не нарушены. Просили суд учесть их позицию, изложенную в отзыве.
Представитель третьего лица - Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил. На основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).
Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечить завершение формирования списков граждан, пострадавших от наводнения на территории Иркутской области, и выплату им до 10 августа 2019 г. денежных средств в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ №110 от 15.02.2014 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 2 подпунктом «г» и пунктом 2(1) которых предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р постановлением Правительства Иркутской области №519-пп от 29.06.2019 утвержден «Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее по тексту Порядок).
Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года N 1521-р, следующей помощи единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт 3 пункта 1 Порядка).
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных нормативно-правовых актов условием социальной поддержки граждан является постоянное проживание в жилом помещении, подвергшемся паводку и нарушение условий жизнедеятельности, в отсутствие одного из условий единовременная материальная помощь оказана быть не может.
Как следует из материалов дела, Кочергина Н.Б. зарегистрирована и проживает по адресу: Иркутская <адрес>.
Постановлениями правительства Иркутской области № 558-пп от 17 июля 2019 года, администрации Тайшетского района №378 от 10.07.2019, с учетом изменений внесенных постановлением №444 от 16.08.2019, утверждены границы зоны чрезвычайной ситуации, произошедшей с 25.06.2019, в результате летнего наводнения, подтопления населенных пунктов муниципального образования «Тайшетский район».
Домовладение истца не попало в зону чрезвычайной ситуации, что также и не оспаривалось истцом при предъявлении искового заявления.
Поскольку жилое помещение, в котором зарегистрирована и проживает Кочергина Н.Б. не попало в зону чрезвычайной ситуации, то суд приходит к выводу, что истец не обладает правом на единовременную материальную помощь гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. рублей на человека.
Кроме того, суд при принятии решения учитывает, что пунктом 2 Порядка определено, что организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 (далее - Правила), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 года N 155 (далее - Порядок N 155), с учетом того, что к отношениям, связанным с предоставлением единовременной материальной помощи, применяются положения Правил и Порядка N 155, касающиеся предоставления единовременной материальной помощи, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 Правил.
Приказом МЧС России от 21.03.2019 N 155 утвержден Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пунктом 8 приказа МЧС России №155 предусмотрено, что подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 11 Правил, осуществляется следующим образом:
граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации, составленное по форме согласно приложению N 9 к Правилам, об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации;
списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений граждан и заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (далее - заключение);
заключение утверждается главой местной администрации;
факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, возникших в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;
порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации аналогичен порядку, утвержденному приказом МЧС России от 30.12.2011 N 795 "Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт".
Пунктом 3 приказа МЧС России от 30.12.2011 N 795 определено, что факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Пунктом 6 приказа МЧС России от 30.12.2011 №795 установлено, что критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. При этом, невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
15.08.2019г. истец обратилась в администрацию Шелеховского муниципального образования с заявлением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, вызванного паводками, произошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, выразившийся в невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией их проживания и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены. Заявление истца оставлено без удовлетворения.
Как следует из представленных третьим лицом доказательств возможность осуществления транспортного сообщения между с. Шелехово и иными территориями, где условия жизнедеятельности не нарушены, имелась.
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано на результаты проверки, проведенной Тайшетской межрайонной прокуратурой, при этом из информации, представленной прокуратурой, следует, что при проведении надзорных мероприятий в связи с введением чрезвычайной ситуации факт невозможности осуществления транспортного сообщения в с. Шелехово не устанавливался, представление в адрес администрации муниципального образования не вносилось.
Поскольку ответчиком нарушений прав истца не допущено, суд полагает правильным отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к администрации Шелеховского муниципального образования о включении в список на выплату единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, Кочергиной Н. Б. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова