Решение по делу № 2-212/2021 от 25.02.2021

Дело №2-212/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пыть-Ях 06 апреля 2021 года                                 

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Старшиновой Н.В.

при секретаре Аллахвердиевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности,

установил:

прокурор города Пыть-Яха обратился в суд в интересах неопределенного круга с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по соблюдению законодательства о похоронном деле, в результате которой было установлено, что в соответствии с уставом ответчика целью учреждения является осуществление судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований. На территории г. Пыть-Яха расположен филиал ответчика, сотрудниками которого не осуществляются действия по омовению и одеванию тел умерших, поступивших для проведения судебно-медицинской экспертизы. Считает, что неисполнение сотрудниками филиала обязанности по омовению и одеванию трупов при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение, нарушают права указанных лиц и приводит к несению ими дополнительных расходов.

Ссылаясь на Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах, утвержденным Приказом Минздрава СССР, Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России, положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», просит суд возложить на ответчика обязанность осуществлять действия по омовению и одеванию поступивших трупов, в отношении которых филиалом ответчика будут проводиться судебно-медицинские экспертизы, при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение.

В судебном заседании заместитель прокурора города Иванов Д.В. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Семко А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснил, в соответствии с уставом ответчика учреждение является некоммерческой организацией, основной и единственной целью которого является осуществление судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований. Учреждение за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой, осуществляет следующие основные виды деятельности: судебно-медицинские экспертизы и судебно-медицинские исследования; участие судебно-медицинских экспертов в следственных действиях; хранение тел умерших сверх сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, при этом данным законом не предусмотрена возможность судебно-экспертных организаций по осуществлению иной деятельности (как на возмездной, так и безвозмездной основе), помимо экспертной. Услуги по санитарной и косметической обработке трупа отнесены к услугам по организации похорон и связанным с этим услугам, услугам похоронных бюро. Платные услуги населению на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, услуги по санитарной и косметической обработке трупа, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д., входят в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению, что относится к основным видам ритуальных услуг. Исполнителем ритуальной услуги являются организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела. Таким образом, в случае осуществления ответчиком деятельности в области похоронного дела, а именно оказания ритуальных услуг по омовению и одеванию тел умерших или погибших (на возмездной либо безвозмездной основе), такая деятельность не будет отвечать закрепленным в уставе целям и видам деятельности учреждения. Кроме того, по протесту прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, внесенного в Департамент на п.2.3.2 Устава учреждения, распоряжением Департамента в Устав учреждения внесены изменения, в том числе признан утратившим силу подпункт 2.3.2 пункта 2.3, разрешавший осуществлять оказание услуг по косметической обработке тел умерших. Отмечает, что в связи с изданием Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказа «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах (приложение №1 к Правилам судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденных приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182), в той части, в которой данные Правила предписывают санитарам морга осуществлять деятельность в области похоронного дела, а именно оказывать ритуальные услуги - выдавать трупы в гробу (или соответственно местным национальным обычаям), обмытыми и одетыми (п.2.3.2.), не подлежат применению, как противоречащие действующему законодательству. Полагает, что с учетом требований положений ч.ч.1 - 4 ст.15 Федерального закона от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», а также с учетом утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации Перечня нормативных правовых актов, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в приказе Минздрава СССР. Считает, что осуществление в области похоронного дела ритуальных услуг, в том числе омовение, одевание, укладывание в гроб и т.д., на территории, в том числе, городского округа Пыть-Ях не может выполняться работниками КУ и его филиала, а должно выполняться специализированной службой либо иным хозяйствующим субъектом в области похоронного дела в соответствии с требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица «Отделение в городе Пыть-Яхе» КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что казенное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» создано в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О создании казенных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, путем изменения типа бюджетных учреждений», является некоммерческой организацией и имеет филиал, расположенный в городе Пыть-Яхе. В результате проведенной прокуратурой города проверки по соблюдению законодательства о похоронном деле было установлено, что сотрудниками филиала ответчика, расположенного в городе Пыть-Яхе, не осуществляются действия по омовению и одеванию тел умерших, поступивших для проведения судебно-медицинской экспертизы что, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц.

Данные доводы суд находит несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с пунктом и статьи Закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В силу Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно «Цели и виды (предмет) деятельности» Устава Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», основной и единственной целью учреждения является осуществление судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований.

В соответствии с подсунктами с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента, для достижения своих целей учреждение за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой, осуществляет следующие основные виды деятельности: судебно-медицинские экспертизы и судебно-медицинские исследования; участие судебно-медицинских экспертов в следственных действиях; хранение тел умерших сверх сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно Устава учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в настоящем разделе, и лишь постольку, поскольку эту служит достижению его целей. Видами деятельности учреждения могут быть только выполнение работ и оказание услуг.

Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о судебно-экспертной деятельности) определены особенности правового статуса государственного судебно-экспертного учреждения.

Статьей 1 Закона о судебно-экспертной деятельности установлено, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями.

В соответствии со статьей Закона о судебно-экспертной деятельности задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Согласно статье Закона о судебно-экспертной деятельности государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Медицинской экспертизой в соответствии с Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Судебно-медицинская экспертиза Закона указана в качестве одного из видов медицинских экспертиз.

Согласно Закона о судебно-экспертной деятельности деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.

Таким образом, оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Законом о судебно-экспертной деятельности.

Доводы прокурора о том, что действующим законодательством на сотрудников судебно-медицинской экспертной организации возлагаются обязанности по омовению и одеванию трупов при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение, суд находит несостоятельными.

Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту - ОКВЭД) и относятся к видам деятельности в области здравоохранения.

Ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в ОКВЭД, отнесены к услугам по организации похорон и связанным с этим услугам.

В примечании к пункту «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенному в действие приказом Росстандарта, указано, что в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д., что относится к основным видам ритуальных услуг (п.2.3.). Исполнителем ритуальной, мемориальной услуги являются организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (п.2.1.7).

Кроме того правилами судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182, предусмотрен исчерпывающий перечень действий, которые государственные судебно-экспертные учреждения имеют право осуществлять в рамках проводимых им экспертиз при выдаче объектов исследования.

Таким образом, ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке трупа, услуги по бальзамированию трупа, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб не относятся к медицинской деятельности, а, следовательно, оказание таких услуг не отвечает целям деятельности Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», а также не отвечает целям деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах (приложение №1 к Правилам судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденных приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182), в той части, в которой данные Правила предписывают санитарам морга осуществлять деятельность в области похоронного дела, а именно оказывать ритуальные услуги - выдавать трупы в гробу (или соответственно местным национальным обычаям), обмытыми и одетыми (п.2.3.2.), не подлежат применению, как противоречащие действующему законодательству.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего иска у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 6,12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2021 года.

Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова

2-212/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Пыть-Ях
Ответчики
КУ ХМАО-Югры "Бюро судебно-медецинской экспертизы"
Другие
Филиал "Отделение в г. Пыть-Яхе" КУ ХМАО-Югры "Бюро судебно-медецинской экспертизы"
Суд
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Старшинова Н.В.
Дело на странице суда
pth.hmao.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Подготовка дела (собеседование)
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2021Дело оформлено
29.07.2021Дело передано в архив
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее