Дело №5-541/2020г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Село Большая Атня 22 октября 2020 года
Республики Татарстан
Судья Атнинского районного суда Республики Татарстан Назмиев А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>
установил:
постановлением Фарухова Л.М. природоохранного межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отношении государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М. за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В поданных возражениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фарухова Л.М. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая, что в ее действиях отсутствуют нарушения законодательства, поскольку мероприятия по государственному контролю ей не проводились, в рассматриваемом случае ей возбуждено дело об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> проведен осмотр с целью пресечения выявленных нарушений в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, Фарухова Л.М. и ее представитель с постановлением не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок исполнения должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления своих должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Фарухова Л.М. послужили результаты прокурорской проверки соблюдения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Из постановления Фарухова Л.М. природоохранного межрайонного прокурора старшего советника юстиции Г.И.И. следует, что государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М. ДД.ММ.ГГГГ в 10:12 по адресу <адрес> проведена внеплановая выездная проверка <данные изъяты> при которой проведено обследование производственной площадки организации, что подтверждается актом экологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание.
Таким образом, действия Фарухова Л.М. Фарухова Л.М. природоохранным межрайонным прокурором квалифицированы по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события, состава правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ закрепляют общие основания привлечения к административной ответственности, предусматривающие необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправного и виновного действия (бездействия), за которое предусмотрена административная ответственность.
Как установлено материалами дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М. осуществила обследование территории по адресу: <адрес> и составлен акт экологического обследования состояния территории. В результате обследования обнаружено, что по адресу: <адрес>, допущен сброс отходов производства и потребления на почву, а именно лома и отходов содержащие не загрязнённые черные металлы.
По результатам составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица В.И.И.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановление о назначении административного наказания № государственным инспектор Республики Татарстан в области охраны окружающей среды К.Л.А., В.И.И. привлечен ка административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Прихожу к выводу о том, что Фарухова Л.М., являясь государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды, осуществляя в пределах своих полномочий должностной контроль, возбуждать дела об административных правонарушениях, проводить административные расследования в случаях не соблюдения лицом норм законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Из дела усматривается, что при проведении осмотра должностным лицом не были затребованы какие-либо сведения, касающиеся хозяйственной деятельности <данные изъяты>», и оценка ей не давалась.
Установив, что входе осмотра территории, а также вещей, и документов имеются данные, свидетельствующие о признаках совершения должностным лицом В.И.И. административного правонарушения в указанной сфере, Фарухова Л.М. вынесла протокол об административном правонарушении, к полномочиям которой относится решение вопросов как о возбуждении (отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), так и проведении проверки в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
При этом вопреки суждениям прокурора, Фарухова Л.М. не осуществляла мероприятий по контролю в отношении <данные изъяты> ей возбуждено дело об административном правонарушении в порядке, установленном положениями глав 24-29 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, выявив в ходе исполнения своих должностных обязанностей признаки административного правонарушения, Фарухова Л.М., действуя в пределах полномочий должностного лица органа государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, в целях пресечения действий связанных с их незаконным действиями, возбудила дело, при этом к ее компетенции отнесено принятие правового решения по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, положения статьи 8.3 Закона № 294-ФЗ позволяют должностному лицу при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения в результате проведенных мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, независимо от проведения проверки и составления акта проверки.
В соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Следовательно, руководитель или заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают решение о назначении внеплановой проверки только в случае необходимости по мотивированному представлению, содержащему информацию о выявленных нарушениях.
Тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М. было выявлено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, не свидетельствует о проведении в отношении юридического лица проверки, в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Кроме того необходимо отметить, что постановление о назначении административного наказания № вынесено государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды К.Л.А., а не Фарухова Л.М.
Изложенное в своей совокупности не позволяет прийти к выводу о том, что Фарухова Л.М. было совершено грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), что выразилось в проведении проверки в отношении <данные изъяты> без распоряжения (приказа).
Отсутствие события и (или) состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Фарухова Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Ф. Назмиев