дело № 2-1299/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 21 июня 2018 года
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Енокян К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Комитету здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, взыскании денежных средств,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Комитету здравоохранения <адрес>, в обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу необеспечения его лекарственным средством, в ходе которой установлено, что ФИО2 является инвали<адрес> группы, наблюдается в ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ» по имеющемуся заболеванию – Ревматоидный артирит, с назначением лекарственного препарата Тоцилизумаб (Актемра) в дозе 480 мг. в/в кап. 1 раз в месяц. Согласно информации Комитета, предоставленной в прокуратуру, ФИО2 не был обеспечен лекарственным препаратом Тоцилизумаб (Актемра) в апреле 2017 года и в августе 2017 года по причине невключения ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ» в разнарядку главным внештатным специалистом, в мае 2017 года, в июне 2017 года, в ноябре 2017 года, в январе 2018 года, в марте 2018 года, в апреле 2018 года по причине отсутствия лекарственного препарата на складе логистической организации. Указывает, что несоблюдение указанного назначения в виде постоянного получения терапии генно-инженерными препаратами может привести к необратимым процессам вплоть до летального исхода.
С учетом изложенного, просит обязать комитет здравоохранения <адрес> обеспечивать ФИО2 лекарственным препаратом Тоцилизумаб (актемра) в дозе 480 мг. в/в кап 1 раз в месяц на основании медицинского назначения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главным внештатным специалистом-ревматологом ГУЗ «ГКБСМП №» ФИО4
В судебном заседании истец ФИО2, старший помощник прокурора <адрес> Волгограда ФИО5 иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6 возражал против удовлетворения иска, просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014г. № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, согласно которой органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, комитет здравоохранения <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории <адрес>.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения, комитет здравоохранения <адрес> организует на территории <адрес> в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ» с диагнозом Ревматоидный артрит, а также, имеет 3 группу инвалидности.
Кроме того, ФИО2 наблюдается в тормосиновской амбулатории, в ревматологическом отделении государственного учреждения здравоохранения ГУЗ «Государственная клиническая больница скорой медицинской помощи №».
В связи с имеющимся заболеванием в соответствии с рекомендацией заведующим отделением ревматологии ГУЗ «ГКБСМП №» ФИО4 назначен лекарственный препарат Тоцилизумаб (Актемра) в дозе 480 мг. в/в кап. 1 раз в месяц.
Лекарственный препарат Тоцилизумаб (Актемра) включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно информации Комитета здравоохранения <адрес>, ФИО2 не был обеспечен лекарственным препаратом Тоцилизумаб (Актемра) в апреле 2017 года и в августе 2017 года по причине невключения ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ» в разнарядку главным внештатным специалистом, в мае 2017 года, в июне 2017 года, в ноябре 2017 года, в январе 2018 года, в марте 2018 года, в апреле 2018 года по причине отсутствия лекарственного препарата на складе логистической организации.
Согласно медицинским показаниям, несоблюдение указанного назначения в виде постоянного получения терапии генно-инженерными препаратами может привести к необратимым процессам вплоть до летального исхода.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 08.04.1999г. № «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» ФИО2 в необходимом объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, препаратом Тоцилизумаб (Актемра) не обеспечен.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД "О лекарственном обеспечении населения <адрес>" в их взаимосвязи.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей <адрес> за счет средств бюджета <адрес> настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения <адрес>, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения <адрес>, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.
Нуждаемость ФИО2 в применении лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что ФИО2 нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванного лекарственного препарата, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом Тоцилизумаб (Актемра) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, за счет средств бюджета <адрес>.
В этой связи суд полагает необходимым обязать Комитет здравоохранения <адрес> своевременно обеспечивать ФИО2 лекарственным препаратом Тоцилизумаб (Актемра) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение суда по обеспечению ФИО2 показанным лекарственным препаратом на основании ст. 212 ГПК РФ подлежит обращению к немедленному исполнению в связи с наличием высокой степени риска наступления тяжких последствий для жизни истца вплоть до летального исхода вследствие промедления применения соответствующего лекарственного препарата.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Комитету здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, взыскании денежных средств – удовлетворить.
Обязать комитет здравоохранения <адрес> своевременно обеспечивать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Тоцилизумаб (Актемра), в соответствии с медицинским показаниям.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Справка: решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: С.В. Дрогалева