Решение по делу № 2-460/2023 от 15.02.2023

УИД № 68RS0013-01-2023-000334-21

Гр. дело № 2-460/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мичуринск            24 апреля 2023 года

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием:

представителя истца Медведева Д.Н. - Клишина В.А.,

ответчиков Гаврилова В.Н., Гавриловой Т.Н.

третьего лица Сониной Е.А.,

при секретаре Пшеничной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева ФИО12 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Медведев Д.Н. обратился в суд с иском к Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н., администрации г. Мичуринска об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет.

Протокольным определением суда от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также были привлечены Сонина Е.А. и Мордасова Н.А.

Определением суда от 24 апреля 2023 года производство по делу прекращено в части требований, заявленных к ответчикам Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н. об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что он является собственником квартиры № ***. Собственниками соседней квартиры № *** являются ответчики. Земельный участок под указанным многоквартирным домом на кадастровый учет в ЕГРН не поставлен, что препятствует ему получить разрешение на проведение реконструкции дома. В мае 2022 года он обратился в администрацию г. Мичуринска по вопросу формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, в чем ему было отказано. Считает данный отказ незаконным. Просит суд обязать администрацию г. Мичуринска сформировать данный земельный участок и поставить его на кадастровый учет в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание истец Медведев Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно. Доверил представлять свои интересы представителю Клишину В.А., который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчик администрация г. Мичуринска незаконно отказывает истцу в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Истец намеревается произвести реконструкция своей квартиры, подвести коммуникации. Для этих целей ресурсоснабжающие и сетевые организации, а также администрация требуют, чтобы земельный участок был сформирован и стоял на кадастровом учете. Таким образом, бездействие администрации, связанное с уклонением от формирования земельного участка считает незаконным. Кроме того истцом уже были заказаны и оплачены кадастровые работы, проведенные кадастровым инженером в отношении спорного земельного участка. Исковые требования просил удовлетворить.

В судебном заседании ответчики Гаврилов В.Н. и Гаврилова Т.Н. исковые требования, заявленные к администрации г. Мичуринска, поддержали в полном объеме, полагали, что земельный участок под их домом подлежит постановке на кадастровый учет.

Ответчик Терешкина М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Причина неявки суду неизвестен. Ранее направлял в адрес суда письменные возражения на иск, согласно которым администрация г. Мичуринска полагает, что постановка на кадастровый учет производится по заявлению собственников многоквартирного дома, что прямо предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». У администрации г. Мичуринска, согласно административного регламента, отсутствует такая муниципальная услуга. В удовлетворении иска, заявленного к администрации г. Мичуринска, просил отказать.

Третье лицо Сонина Е.А. в судебном заседании поддержала иск Медведева Д.Н. к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом и поставить его на государственный кадастровый учет. Суду пояснила, что она является собственником квартиры № ***. Их дом состоит из 4 квартир. Две квартиры (№ ***) находятся в одной половине дома. А в другой располагаются другие две квартиры: № ***, принадлежащая ей, и № ***, принадлежащая Мордасовой Н.А. Исковые требования Медведева Д.Н. просила удовлетворить.

Третье лицо Мордасова Н.А. (собственник квартиры № ***) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. ***, имеет четыре квартиры:

- квартира № 1 с кадастровым номером *** принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Терешкиной М.С. (3/8 доли), Гаврилову В.Н. (3/8 доли), Гавриловой Т.Н. (1/4 доли);

- квартира № 2 с кадастровым номером *** принадлежит истцу Медведеву Д.Н. на праве собственности;

- квартира № 3 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Сониной Е.А. на праве собственности;

- квартира № 4 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Мордасовой Н.А. на праве собственности.

Земельный участок под многоквартирным домом до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Заявляя настоящие требования к администрации г. Мичуринска, сторона истца ссылается на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом является прерогативой органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа. (часть 4).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (часть 4.1).

О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4.2).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции РФ

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

В соответствии с абз. 2 п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

В соответствии с п. 3 ст. 113 Земельного кодекса Российской Федерации в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, подготовка проекта межевания является частью процедуры образования земельного участка под многоквартирным домом.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания отнесен к числу документов по планировке территории.

В силу ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение такой подготовки и утверждение документации по планировке территории в границах поселения, городского округа предоставлены органам местного самоуправления поселения.

В этой связи весь комплекс правомочий по образованию земельного участка под многоквартирным домом в данном случае находится в пределах компетенции администрации г. Мичуринска.

Таким образом, именно орган местного самоуправления обязан был выполнить работы по образованию самостоятельного земельного участка под многоквартирным домом № *** по ул. ***.

Вопреки доводам представителя администрации г. Мичуринска, указанная обязанность является публичной, для её исполнения не требуется получение согласия собственников помещений в многоквартирных домах, образование такого земельного участка должно осуществляться и без обращения собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Мичуринска обязанности сформировать данный земельный участок под многоквартирным домом № *** области и поставить его на государственный кадастровый учет.

Представителем органа местного самоуправления приводятся доводы о том, что земельный участок под многоквартирным домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет собственниками квартир, расположенных в данном многоквартирном доме, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако данные доводы суд не может принять во внимание, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме именно с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска и доводы стороны ответчика о том, что в административном регламенте не имеется такой отдельной муниципальной услуги, как формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков.

В данном случае, как указано выше, такая обязанность у органа местного самоуправления возникает в силу прямого указания закона (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), а не посредством оказания населению муниципальных услуг.

Принимая такое решение, суд также учитывает, что стороной истца за счет личных средств уже проведены все основные кадастровые работы (межевание) в отношении вышеуказанного земельного участка в целях его формирования, однако в силу закона не имеют возможности поставить его на государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из принципов разумности, суд полагает необходимым определить ответчику администрации г. Мичуринска срок для исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Медведева ФИО13 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет, удовлетворить.

Обязать администрацию г. Мичуринска сформировать земельный участок под многоквартирным домом № *** и поставить его на государственный кадастровый учет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2023 года.

Председательствующий судья -         Н.Л. Ильин

УИД № 68RS0013-01-2023-000334-21

Гр. дело № 2-460/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мичуринск            24 апреля 2023 года

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием:

представителя истца Медведева Д.Н. - Клишина В.А.,

ответчиков Гаврилова В.Н., Гавриловой Т.Н.

третьего лица Сониной Е.А.,

при секретаре Пшеничной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева ФИО12 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Медведев Д.Н. обратился в суд с иском к Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н., администрации г. Мичуринска об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет.

Протокольным определением суда от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также были привлечены Сонина Е.А. и Мордасова Н.А.

Определением суда от 24 апреля 2023 года производство по делу прекращено в части требований, заявленных к ответчикам Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н. об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что он является собственником квартиры № ***. Собственниками соседней квартиры № *** являются ответчики. Земельный участок под указанным многоквартирным домом на кадастровый учет в ЕГРН не поставлен, что препятствует ему получить разрешение на проведение реконструкции дома. В мае 2022 года он обратился в администрацию г. Мичуринска по вопросу формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, в чем ему было отказано. Считает данный отказ незаконным. Просит суд обязать администрацию г. Мичуринска сформировать данный земельный участок и поставить его на кадастровый учет в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание истец Медведев Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно. Доверил представлять свои интересы представителю Клишину В.А., который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчик администрация г. Мичуринска незаконно отказывает истцу в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Истец намеревается произвести реконструкция своей квартиры, подвести коммуникации. Для этих целей ресурсоснабжающие и сетевые организации, а также администрация требуют, чтобы земельный участок был сформирован и стоял на кадастровом учете. Таким образом, бездействие администрации, связанное с уклонением от формирования земельного участка считает незаконным. Кроме того истцом уже были заказаны и оплачены кадастровые работы, проведенные кадастровым инженером в отношении спорного земельного участка. Исковые требования просил удовлетворить.

В судебном заседании ответчики Гаврилов В.Н. и Гаврилова Т.Н. исковые требования, заявленные к администрации г. Мичуринска, поддержали в полном объеме, полагали, что земельный участок под их домом подлежит постановке на кадастровый учет.

Ответчик Терешкина М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Причина неявки суду неизвестен. Ранее направлял в адрес суда письменные возражения на иск, согласно которым администрация г. Мичуринска полагает, что постановка на кадастровый учет производится по заявлению собственников многоквартирного дома, что прямо предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». У администрации г. Мичуринска, согласно административного регламента, отсутствует такая муниципальная услуга. В удовлетворении иска, заявленного к администрации г. Мичуринска, просил отказать.

Третье лицо Сонина Е.А. в судебном заседании поддержала иск Медведева Д.Н. к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом и поставить его на государственный кадастровый учет. Суду пояснила, что она является собственником квартиры № ***. Их дом состоит из 4 квартир. Две квартиры (№ ***) находятся в одной половине дома. А в другой располагаются другие две квартиры: № ***, принадлежащая ей, и № ***, принадлежащая Мордасовой Н.А. Исковые требования Медведева Д.Н. просила удовлетворить.

Третье лицо Мордасова Н.А. (собственник квартиры № ***) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. ***, имеет четыре квартиры:

- квартира № 1 с кадастровым номером *** принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Терешкиной М.С. (3/8 доли), Гаврилову В.Н. (3/8 доли), Гавриловой Т.Н. (1/4 доли);

- квартира № 2 с кадастровым номером *** принадлежит истцу Медведеву Д.Н. на праве собственности;

- квартира № 3 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Сониной Е.А. на праве собственности;

- квартира № 4 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Мордасовой Н.А. на праве собственности.

Земельный участок под многоквартирным домом до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Заявляя настоящие требования к администрации г. Мичуринска, сторона истца ссылается на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом является прерогативой органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа. (часть 4).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (часть 4.1).

О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4.2).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции РФ

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

В соответствии с абз. 2 п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

В соответствии с п. 3 ст. 113 Земельного кодекса Российской Федерации в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, подготовка проекта межевания является частью процедуры образования земельного участка под многоквартирным домом.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания отнесен к числу документов по планировке территории.

В силу ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение такой подготовки и утверждение документации по планировке территории в границах поселения, городского округа предоставлены органам местного самоуправления поселения.

В этой связи весь комплекс правомочий по образованию земельного участка под многоквартирным домом в данном случае находится в пределах компетенции администрации г. Мичуринска.

Таким образом, именно орган местного самоуправления обязан был выполнить работы по образованию самостоятельного земельного участка под многоквартирным домом № *** по ул. ***.

Вопреки доводам представителя администрации г. Мичуринска, указанная обязанность является публичной, для её исполнения не требуется получение согласия собственников помещений в многоквартирных домах, образование такого земельного участка должно осуществляться и без обращения собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Мичуринска обязанности сформировать данный земельный участок под многоквартирным домом № *** области и поставить его на государственный кадастровый учет.

Представителем органа местного самоуправления приводятся доводы о том, что земельный участок под многоквартирным домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет собственниками квартир, расположенных в данном многоквартирном доме, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако данные доводы суд не может принять во внимание, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме именно с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска и доводы стороны ответчика о том, что в административном регламенте не имеется такой отдельной муниципальной услуги, как формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков.

В данном случае, как указано выше, такая обязанность у органа местного самоуправления возникает в силу прямого указания закона (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), а не посредством оказания населению муниципальных услуг.

Принимая такое решение, суд также учитывает, что стороной истца за счет личных средств уже проведены все основные кадастровые работы (межевание) в отношении вышеуказанного земельного участка в целях его формирования, однако в силу закона не имеют возможности поставить его на государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из принципов разумности, суд полагает необходимым определить ответчику администрации г. Мичуринска срок для исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Медведева ФИО13 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет, удовлетворить.

Обязать администрацию г. Мичуринска сформировать земельный участок под многоквартирным домом № *** и поставить его на государственный кадастровый учет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2023 года.

Председательствующий судья -         Н.Л. Ильин

УИД № 68RS0013-01-2023-000334-21

Гр. дело № 2-460/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мичуринск            24 апреля 2023 года

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Ильина Н.Л., с участием:

представителя истца Медведева Д.Н. - Клишина В.А.,

ответчиков Гаврилова В.Н., Гавриловой Т.Н.

третьего лица Сониной Е.А.,

при секретаре Пшеничной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева ФИО12 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Медведев Д.Н. обратился в суд с иском к Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н., администрации г. Мичуринска об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет.

Протокольным определением суда от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также были привлечены Сонина Е.А. и Мордасова Н.А.

Определением суда от 24 апреля 2023 года производство по делу прекращено в части требований, заявленных к ответчикам Терешкиной М.С., Гаврилову В.Н., Гавриловой Т.Н. об устранении препятствий путем демонтажа металлического контейнера и выгребной ямы, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что он является собственником квартиры № ***. Собственниками соседней квартиры № *** являются ответчики. Земельный участок под указанным многоквартирным домом на кадастровый учет в ЕГРН не поставлен, что препятствует ему получить разрешение на проведение реконструкции дома. В мае 2022 года он обратился в администрацию г. Мичуринска по вопросу формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, в чем ему было отказано. Считает данный отказ незаконным. Просит суд обязать администрацию г. Мичуринска сформировать данный земельный участок и поставить его на кадастровый учет в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание истец Медведев Д.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом и своевременно. Доверил представлять свои интересы представителю Клишину В.А., который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчик администрация г. Мичуринска незаконно отказывает истцу в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Истец намеревается произвести реконструкция своей квартиры, подвести коммуникации. Для этих целей ресурсоснабжающие и сетевые организации, а также администрация требуют, чтобы земельный участок был сформирован и стоял на кадастровом учете. Таким образом, бездействие администрации, связанное с уклонением от формирования земельного участка считает незаконным. Кроме того истцом уже были заказаны и оплачены кадастровые работы, проведенные кадастровым инженером в отношении спорного земельного участка. Исковые требования просил удовлетворить.

В судебном заседании ответчики Гаврилов В.Н. и Гаврилова Т.Н. исковые требования, заявленные к администрации г. Мичуринска, поддержали в полном объеме, полагали, что земельный участок под их домом подлежит постановке на кадастровый учет.

Ответчик Терешкина М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации г. Мичуринска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. Причина неявки суду неизвестен. Ранее направлял в адрес суда письменные возражения на иск, согласно которым администрация г. Мичуринска полагает, что постановка на кадастровый учет производится по заявлению собственников многоквартирного дома, что прямо предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». У администрации г. Мичуринска, согласно административного регламента, отсутствует такая муниципальная услуга. В удовлетворении иска, заявленного к администрации г. Мичуринска, просил отказать.

Третье лицо Сонина Е.А. в судебном заседании поддержала иск Медведева Д.Н. к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом и поставить его на государственный кадастровый учет. Суду пояснила, что она является собственником квартиры № ***. Их дом состоит из 4 квартир. Две квартиры (№ ***) находятся в одной половине дома. А в другой располагаются другие две квартиры: № ***, принадлежащая ей, и № ***, принадлежащая Мордасовой Н.А. Исковые требования Медведева Д.Н. просила удовлетворить.

Третье лицо Мордасова Н.А. (собственник квартиры № ***) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. ***, имеет четыре квартиры:

- квартира № 1 с кадастровым номером *** принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Терешкиной М.С. (3/8 доли), Гаврилову В.Н. (3/8 доли), Гавриловой Т.Н. (1/4 доли);

- квартира № 2 с кадастровым номером *** принадлежит истцу Медведеву Д.Н. на праве собственности;

- квартира № 3 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Сониной Е.А. на праве собственности;

- квартира № 4 с кадастровым номером *** принадлежит третьему лицу Мордасовой Н.А. на праве собственности.

Земельный участок под многоквартирным домом до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Заявляя настоящие требования к администрации г. Мичуринска, сторона истца ссылается на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом является прерогативой органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа. (часть 4).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. (часть 4.1).

О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4.2).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции РФ

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

В соответствии с абз. 2 п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

В соответствии с п. 3 ст. 113 Земельного кодекса Российской Федерации в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, подготовка проекта межевания является частью процедуры образования земельного участка под многоквартирным домом.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания отнесен к числу документов по планировке территории.

В силу ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия по принятию решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение такой подготовки и утверждение документации по планировке территории в границах поселения, городского округа предоставлены органам местного самоуправления поселения.

В этой связи весь комплекс правомочий по образованию земельного участка под многоквартирным домом в данном случае находится в пределах компетенции администрации г. Мичуринска.

Таким образом, именно орган местного самоуправления обязан был выполнить работы по образованию самостоятельного земельного участка под многоквартирным домом № *** по ул. ***.

Вопреки доводам представителя администрации г. Мичуринска, указанная обязанность является публичной, для её исполнения не требуется получение согласия собственников помещений в многоквартирных домах, образование такого земельного участка должно осуществляться и без обращения собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Мичуринска обязанности сформировать данный земельный участок под многоквартирным домом № *** области и поставить его на государственный кадастровый учет.

Представителем органа местного самоуправления приводятся доводы о том, что земельный участок под многоквартирным домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет собственниками квартир, расположенных в данном многоквартирном доме, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако данные доводы суд не может принять во внимание, поскольку указанный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме именно с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска и доводы стороны ответчика о том, что в административном регламенте не имеется такой отдельной муниципальной услуги, как формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков.

В данном случае, как указано выше, такая обязанность у органа местного самоуправления возникает в силу прямого указания закона (ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), а не посредством оказания населению муниципальных услуг.

Принимая такое решение, суд также учитывает, что стороной истца за счет личных средств уже проведены все основные кадастровые работы (межевание) в отношении вышеуказанного земельного участка в целях его формирования, однако в силу закона не имеют возможности поставить его на государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из принципов разумности, суд полагает необходимым определить ответчику администрации г. Мичуринска срок для исполнения решения суда - 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Медведева ФИО13 к администрации г. Мичуринска о возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить его на государственный кадастровый учет, удовлетворить.

Обязать администрацию г. Мичуринска сформировать земельный участок под многоквартирным домом № *** и поставить его на государственный кадастровый учет в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2023 года.

Председательствующий судья -         Н.Л. Ильин

2-460/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Медведев Денис Николаевич
Ответчики
Гаврилов Владимир Николаевич
администрация г.Мичуринска
Терешкина Марина Сергеевна
Гаврилова Татьяна Николаевна
Другие
Клишин Вадим Анатольевич
Сонина Елена Александровна
Мордасова Нина Алексеевна
Суд
Мичуринский городской суд Тамбовской области
Судья
Ильин Назар Львович
Дело на странице суда
michurinskygs.tmb.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
25.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.01.2024Судебное заседание
07.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.08.2024Судебное заседание
24.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее