Дело № 2-2934/2023
24RS0002-01-2023-002635-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2023 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лисичко С.С.,
с участием представителя ответчика Рашитова В.В., действующего на основании доверенности от 28.08.2023 сроком на десять лет,
при секретаре Фроловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Габрусенко Галине Анатольевне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Габрусенко Г.А. о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, мотивируя свои требования тем, что решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 № <данные изъяты> «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры» объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты> (далее по тексту – ОКН) принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры РФ от 13.11.2015 № <данные изъяты> объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с присвоением ему регистрационного номера <данные изъяты>. Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 09.12.2016 № <данные изъяты> утверждено охранное обязательство собственника. Приказом Службы от 22.12.2022 № <данные изъяты> утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. Актом технического состояния от 15.03.2016 № <данные изъяты> зафиксировано состояние ОКН, а также установлена необходимость проведения следующих работ по сохранению: подготовить проектную документацию на работы по сохранению части Объекта (в срок до 01.12.2019); выполнить работы по сохранению части Объекта в соответствии с согласованной проектной документацией (в срок до 01.12.2022). В 2021 году ОКН повторно осматривался Службой, о чем составлен акт технического состояния от 22.06.2021 № 112, установлено, что работы по сохранению на объекте не выполнены до настоящего времени. Согласно выписке из ЕГРН ОКН принадлежит на праве собственности Габрусенко Г.А. Выданное предписание от 25.08.2017 № <данные изъяты> ответчиком не исполнено. В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд, просит обязать ответчика в течение двенадцати месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно: подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 73-ФЗ, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты>; выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты>, на основании проектной документации (л.д.3-6).
Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.109), в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.119).
Ответчик Габрусенко Г.А., надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, со слов представителя по доверенности Рашитова В.В., просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Рашитов В.В., действующий на основании доверенности от 28.08.2023 сроком на десять лет, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал, пояснив, что свои обязательства ответчик понимает, готова осуществить необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия, для чего они уже обратились в специализированную организацию для разработки проектной документации, находятся на согласовании смет и вида работ. Предварительно, проект будет стоит 4 600 000 рублей. В связи с чем, поскольку проведение наружных работ – это работа сезонная, данные работы очень дорогостоящие, просил установить срок для проведения работ по подготовке проектной документации – один год, на проведение работ – два года. Дополнительно пояснил, что указанные истцом в исковом заявлении документы ответчик не получала.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе, в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 указанного Закона.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.3 Закона).
На основании пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ предписано, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 Закона № 73-ФЗ.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24 декабря 1986 года № <данные изъяты> принят на государственную охрану объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты> (далее –ОКН) (л.д.8-11).
На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 №<данные изъяты> ОКН зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером <данные изъяты> (л.д.12).
Актом технического состояния от 15.03.2016 №<данные изъяты> зафиксировано состояние ОКН в целом как удовлетворительное, однако, необходимо проведение работ по сохранению объекта (л.д.34-54).
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 09.12.2016 №<данные изъяты> утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты> 8 (л.д.13,14-24).
На основании акта внеплановой выездной проверки от 25.08.2017 № <данные изъяты> ответчику Габрусенко Г.А. выдано предписание от 25.08.2017 № <данные изъяты>17 о разработке в срок до 01.12.2019 проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН, в срок до 01.12.2022 - выполнении работ по сохранению ОКН, предписание направлено собственнику заказным письмом с уведомлением от 28.08.2017 № <данные изъяты> (л.д.67-68, 69-70).
Согласно приобщенной истцом копии письма, 12.12.2016 Габрусенко Г.А. направлены письма об охранном обязательстве с указанием о необходимости подготовки проектной документации на работы по сохранению ОКН до 01.12.2019 и выполнении работ по сохранению ОКН в соответствии с проектной документацией до 01.12.2022 (л.д. 55-56).
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 22.12.2022 № <данные изъяты> утвержден предмет охраны объекта культурного наследия «Дом жилой с магазином», кон. Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты> (л.д.25, 26-33).
Согласно выписке из ЕГРН Габрусенко Г.А. принадлежит на праве собственности с 02.02.2011 ОКН – нежилое здание по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты> (л.д. 120-124).
В 2021 году ОКН повторно осматривался Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, о чем составлен акт от 22.06.2021 № <данные изъяты>, установлено, что работы по сохранению на объекте не выполнены, здание нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работ (л.д. 57-63). 24.06.2021 в адрес ответчика направлена копия акта по результатам мероприятия по систематическому наблюдению в отношении ОКН (л.д.64).
До настоящего времени требования охранного обязательства, предписания Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ответчиком не исполняются. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела ответчиком не опровергнуты, иное судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении срока исполнения решения, суд учитывает необходимость больших финансовых затрат со стороны ответчика по исполнению решения суда, природно-климатические особенности местности, в которой надлежит выполнить определенные решением суда работы, последовательность их выполнения после получения проектной документации, ее согласования, в связи с чем считает необходимым определить ответчику срок до 01 мая 2024 года в части подготовки проектной документации и до 01 мая 2026 года в части выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края удовлетворить.
Обязать Габрусенко Галину Анатольевну
в срок до 01 мая 2024 года подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 73-ФЗ, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты>;
в срок до 01 мая 2026 года выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона №73-ФЗ, на основании проектной документации работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с магазином», Х1Х, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. <данные изъяты>/ул. <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд красноярского края.
Судья С.С. Лисичко
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2023 года.