Дело №2а-1352/2020
УИД 18RS0003-01-2020-000097-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Исаковой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора Шепелевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Б о прекращении действия права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в суд с административным иском к Б о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Требования мотивировал следующим.
Прокуратурой района при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в области безопасности дорожного движения, в сферах профилактики наркомании и правонарушений, установлено, что Б состоит на учете с диагнозом «<номер>» (<номер>), при этом ответчик имеет право управления транспортными средствами. На основании чего, прокурор просит прекратить действие права Б <дата> г.р., на управление транспортными средствами до установления состояния стойкой ремиссии.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Ш административный иск поддержала.
Административный ответчик Б, третье лицо Управление ГИБДД МВД по УР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о дорожном движении, утвержденной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений п. п. 1, 2, 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Закона установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 Закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании. В числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять авто-, мототранспортными средствами, предусмотрена "наркомания". Водители транспортных средств категории "В" допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии.
Аналогичные требования предусмотрены Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604.
Согласно пункту седьмому раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, установленный ответчику диагноз является противопоказанием к управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704, предусмотрено, что срок диспансерного учета для больных хроническим алкоголизмом, в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, составляет 5 лет.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097 "О допуске к управлению транспортным средством" российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В судебном заседании установлено, что 25.03.2016г. Б, <дата> года рождения, МРЭО Ижевск выдано водительское удостоверение № <адрес> категории В, В1 со сроком действия до <дата>. Водительский стаж с 2004 года.
По информации БУЗ УР «РНД» МЗ УР Б, <дата> г.р. состоит на диспансерном наблюдении с июня <дата>. с диагнозом «<номер>
Б с диспансерного учета не снят, доказательств наличия стойкой ремиссии не представлено.
Поскольку Б страдает психическим расстройством (наркоманией), которое относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, и препятствуют безопасному управлению транспортными средствами, продолжение действия его права на управление транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем, суд приходит к выводу о необходимости прекращения действия права ответчика на управление транспортными средствами и, как следствие этого, о признании вышеназванного водительского удостоверения недействительным.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что на основании п. п. 9 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, согласно п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ госпошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Б, <дата> года рождения о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Б, <дата> года рождения, на управление транспортными средствами до получения им медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
Взыскать с Б в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья М.В. Шахтин