РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 г. с. Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Хохловой М.О.,
с участием истца Крейденков М.И.,
представителя ответчика администрации муниципального района "Каларский район" Мисюра Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Крейденков М.И. к администрации муниципального района "<адрес>" о признании незаконным постановления главы администрации муниципального района "<адрес>"№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить социальную выплату исходя из общей площади жилого помещения 64,2 кв.м,
УСТАНОВИЛ:
Крейденков М.И. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>.. Жилое помещение заключением комиссии признано аварийным. Он является получателем жилищной субсидии в рамках подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-амурской магистрали, признанных непригодными для проживания и из жилых домов признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы»». <адрес> квартиры составляет 64,2 кв.м., а предлагаемая сумма социальной выплаты составляет исходя из расчета 46,4 кв.м, с чем он не согласен. Просит суд обязать администрацию муниципального района «<адрес>» предоставить ему социальную выплату исходя из общей площади жилого помещения 64,2 кв.м.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство территориального развития <адрес> (л.д.28).
В судебном заседании установлено.
Истец на иске настаивает по основаниям, в нём изложенным. Им был предоставлен кадастровый паспорт и свидетельство на право собственности на момент принятия решения о предоставлении социальной выплаты, где общая площадь жилого помещения составляет – 64,2 кв.м. Квартира ему была предоставлена в своё время Мехколонной и на момент вселения веранда была холодным помещением, однако поскольку на территории пгт. Новая Чара нет общественных туалетов, пришлось обустраивать квартиру и он сам сделал из веранды теплое помещение, сделал систему отопления и оплачивает коммунальные услуги, исходя из общей площади квартиры в размере 64,2 кв.м. Ранее руководство Мехколонны устно дало разрешение на то, чтобы делать в квартире ту планировку, которую он хотел. В администрации ГП «Новочарское» в связи с перепланировкой помещения он не обращался. Просит удовлетворить требования.
Представитель ответчика Мисюра Н.В. просит оставить исковое заявление без удовлетворения, ссылаясь на то, что в числе иных документов в администрацию муниципального района "Каларский район" Крейденков М.И. был представлен технический паспорт на квартиру, исходя из которого видно, что общая жилая площадь квартиры составляет 46,4 кв.м, и исходя из её размера был произведен расчет выплаты. Истец с вопросом о перепланировке в уполномоченные органы не обращался, оснований полагать, что общая жилая площадь составляет 64,2 кв.м у администрации муниципального района "Каларский район" не имеется.
Представитель Министерства территориального развития <адрес> в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чём свидетельствует расписка в получении судебной корреспонденции. Сведений об уважительности причин неявки не представлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
По делу установлено, что Крейденков М.И. является получателем жилищной субсидии в рамках подпрограммы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания и из жилых домов признанных аварийными на территории муниципального района «<адрес>» муниципальной программы «Экономическое и территориальное развитие муниципального района «<адрес>» на 2018-2022 годы»».
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Крейденков М.И. была предоставлена социальная выплата в размере 1 766 980 руб. 80 коп., исходя из общей площади жилого помещения (46,4 кв.м.) и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, установленного в Забайкальском крае на II квартал 2019 года (38297 рубль) (л.д.17).
Полагая неверным расчет социальной выплаты, исходя из площади жилого помещения 46,4 кв.м., Крейденков М.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором указал, что занимаемое им жилое помещение имеет общую жилую площадь 64,2 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и техническим паспортом.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа по переселению граждан из аварийного или непригодного для проживания с высоким уровнем износа жилищного фонда, в рамках которого предусмотрена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали», которая кроме прочего, содержит сроки и этапы реализации подпрограммы, которые установлены с 2016 - 2020 гг. в один этап.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории муниципального района «<адрес>» (2016-2020 годы)» и постановлением администрации городское поселение «Новочарское» муниципальной программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа на территории городского поселения «Новочарское» (2016-2020 годы)».
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № право на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, находящегося в зоне Байкало-Амурской магистрали" имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) аварийными и не подлежащими реконструкции, формируемый органом местного самоуправления на текущий год.
Согласно Порядку предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) жилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование (далее - Порядок предоставления социальных выплат), утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей в период вынесения спорного постановления администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №), размер социальной выплаты рассчитывается муниципальным районом на дату принятия решения о предоставлении социальной выплаты гражданину исходя из общей площади занимаемого гражданином жилого помещения исходя из общей площади занимаемого гражданином жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в <адрес>, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующей на день принятия решения о предоставлении социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, расчет социальной выплаты, полагаемой Крейденков М.И., был произведен администрацией муниципального района «<адрес>», исходя из общей площади жилого помещения 46,4 кв.м., указанной в техническом паспорте <адрес> по адресу: пгт. Новая Чара <адрес> (л.д.14).
Согласно п. 4 Порядка предоставления социальных выплат, гражданин,
претендующий на получение социальной выплаты, представляет в муниципальный район заявление с приложением следующих документов: копии документа, удостоверяющего личность гражданина; копии правоустанавливающего документа на занимаемое гражданином жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (для граждан, являющихся собственниками жилых помещений); копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем на условиях социального найма (для граждан, являющихся нанимателями жилого помещения по договору социального найма); обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения или о безвозмездном отчуждении занимаемого гражданином и принадлежащего ему на праве собственности, свободного от обязательств жилого помещения и принадлежащего ему на праве собственности, свободного от обязательств земельного участка в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; 4) согласие гражданина на обработку персональных данных, оформленное в соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных".
Из выписки из ЕГРП, кадастрового паспорта, технического паспорта (л.д. 9-13), которые были представлены Крейденков М.И. в администрацию муниципального района «<адрес>», усматривается, что общая площадь помещения составляет 64,2 кв.м.
Вместе с тем, из названных документов не следует, что данная площадь также является общей площадью жилого помещения, которую необходимо учитывать при исчислении размера социальной выплаты.
Частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90 утверждены Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требования к определению площади здания, сооружения и помещения.
В пункте 1 Приложения 2 к названному приказу "Требования к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Требования) указано, что они применяются для целей государственного кадастрового учета при определении площади жилых и нежилых зданий, сооружений, основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки, жилых и нежилых помещений.
Согласно пункту <адрес> жилого помещения (квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.
Тем самым, Требованиями воспроизведено и детализировано положение части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно определения общей площади жилого помещения.
Их технического паспорта и экспликации к нему следует, что площадь квартиры составляет – 64,2 кв.м., при этом общая площадь жилого помещения составляет 46,4 кв.м., из которых жилая – 36,2 кв.м., подсобная – 10,2 кв.м. Кроме того, в общую площадь квартиры входит площадь веранды 17,8 кв.м, которая внесена в таблицу экспликации площади квартиры в графу 10, поименованную «лоджии, балконы с пониж.коэф.».
Учитывая изложенное, расчет социальной выплаты, полагаемой Крейденков М.И., был обоснованно произведен администрацией муниципального района «Каларский район», исходя из общей площади жилого помещения 46,4 кв.м., указанной в техническом паспорте квартиры.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 37, сени являются пристройкой к зданию.
Пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п. (Приложение № (обязательное) к Инструкции).
Документов, подтверждающих законность произведенной истцом перепланировки (переустройства) в жилом помещении суду не представлено.
То обстоятельство, что истцом производится оплата коммунальных услуг по отоплению, исходя из общей площади в размере 64,2 кв.м, значения не имеют, поскольку уполномоченными органами право на перепланировку не предоставлялось, техническим паспортом данные о приведении веранды в жилое помещение опровергаются. Самовольно установив систему отопления истец оплачивал предоставляемые услуги отопления ресурсоснабжающей организации по факту их потребления.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Крейденков М.И. к администрации муниципального района "Каларский район" о признании незаконным постановления главы администрации муниципального района "<адрес>"№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить социальную выплату исходя из общей площади жилого помещения 64,2 кв.м, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О.Н.Пешкова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
УИД №