УИД: 59RS0004-01-2023-005542-37
Дело № 2-390/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2024 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Ветелиной О.О.,
с участием представителя истца Меркушевой Е.М., действующей на основании доверенности,
представителя ответчиков администрации г. Перми, департамента образования администрации г. Перми Лунякиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2», администрации г. Перми, департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось с иском к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля им. В.Н. Татищева» г. Перми, администрации г.Перми, департаменту образования администрации г. Перми о возложении на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля им. В.Н. Татищева» г. Перми обязанности по устранению нарушений санитарных требований, а именно обеспечить при формировании первых классов количество учащихся исходя из нормы площади на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в соответствии с требованием, установленным п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20; на департамент образования администрации г. Перми обязанности осуществлять в соответствии с требованием, установленным в п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20: закрепление МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми за конкретными территориями Ленинского района г. Перми; координацию и контроль процедуры приема детей в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми; организацию мероприятий для приведения имущественного комплекса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми в соответствии с требованиями действующего законодательства; организацию работы по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми; на администрацию г. Перми обязанности организовать предоставление начального общего образования по основным общеобразовательным программам при формировании первых классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми, в соответствии с обязательными требованиями санитарного законодательства, предусмотренными п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», исходя из расчета не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, обеспечить количество учебных мест в первых классах МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми с учетом указанных требований путем заключения договоров безвозмездного пользования, договоров аренды иных помещений, а так же принятия иных мер в рамках предоставленных администрации г. Перми полномочий.
В обоснование требований указано, что в феврале 2023 года в отношении МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми по адресу: <Адрес> Управлением произведен профилактический визит, в ходе которого выявлено нарушение требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 128 от 20.02.2023. Согласно ответу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми, нарушение не устранено, а именно: при формировании первых классов не определено количество учащихся в классе, исходя из нормы площади на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, чем нарушен п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20. Согласно Уставу МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми, учредителем организации является муниципальное образование «город Пермь», отдельные полномочия и функции которого осуществляет Департамент образования г.Перми. Характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что не обеспечивается воспитание, обучение детей в надлежащих условиях, возможно причинение вреда их здоровью, создаются предпосылки для возникновения как инфекционной, так и не инфекционной заболеваемости среди детей и сотрудников учреждения, что свидетельствует о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья детей, посещающих МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что при формировании первых классов нарушены площади, приходящиеся на одного учащегося первого класса, составляют менее 2 кв.м. Данное обстоятельство является серьезным нарушением, не способствует сохранению здоровья ребенка. Ответчик на предписание отреагировал, факт нарушения не оспаривает. Перераспределение возможно, поскольку ответчик ссылается на возможность передачи ему прилегающего двухэтажного здания. Согласно представленному проекту в классе должно быть по 25 обучающихся, однако количество обучающихся превышено. Иск заявлен в сфере санитарного законодательства, санитарные правила прошли экспертизу, прошли регистрацию в Минюсте. Требование не отличается от других санитарных требований, нельзя их не соблюдать даже при невозможности реализовать заявленные требования. Согласно закону, любое нарушение санитарных правил создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Иск содержит в себе пути решения, также санитарное законодательство указывает, какие меры необходимо провести, кроме того есть норма, которая говорит, что обязанность хозяйственного субъекта при несоблюдении санитарных правил прекратить свою деятельность. 2,5 кв.м – это норма на каждого ученика независимо от класса, требования предъявлены только в отношении первых классов, поскольку их только формируют, старшие классы уже сформированы. В этой школе должно быть не более 25 человек в классе. За школой закреплено 73 дома, надо формировать классы на основании этого требования. Аргумент, что школе не хватает классных комнат, неактуален, поскольку есть прилежащее двухэтажное здание, также в этом году сдается новый корпус школы №, за этой школой всего закреплено 10 домов, возможно перераспределение микрорайонов. Рядом имеется три корпуса медицинского университета, где можно организовать обучение, арендовав их. В материалы дела представлены письменные дополнения к доводам искового заявления, из которого следует, что переуплотнение классов создает явные предпосылки для контаминации возбудителями инфекционных заболеваний, предаваемых воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем, включая такие инфекции как туберкулез, дифтерия, корь, многочисленные вирусные инфекции (л.д. 87-88).
Представитель ответчиков администрации г. Перми, департамента образования администрации г. Перми исковые требования не признала, пояснила, что в связи с отсутствием помещений, принятие первоклассников должно ограничиваться, при этом количество школьников намного выше того количества, которое может принять школа, отказ в принятии в школу ограничивает конституционное право на образование. Истцом не представлено доказательств, что ответчиками не исполняются возложенные на них обязанности. Распределение территорий за определенными образовательными учреждениями осуществляется ежегодно. Заключение договоров безвозмездного пользования и аренды помещений неисполнимо ввиду отсутствия соответствующих помещений, которые бы отвечали предусмотренным законом требованиям. За образовательным учреждением закреплены определенные здания. Все поданные родителями заявления по принятию первоклассников в школу директор должен принять, отказать он не имеет право. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого следует, что администрация г. Перми осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления осуществляют организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Одной из мер по реализации прав детей на доступное образование на территории г. Перми администрацией города является увеличение мощности образовательных учреждений путем введения новых мест в результате реконструкции старых зданий, строительства новых объектов образования в соответствии с принятыми муниципальными программами. Так в соответствии с решением Пермской городской Думы от 27.06.2023 № 111 «Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Перми на 2023-2034 годы в период с 2018 года по 2022 год созданы 7095 новых мест в школах за счет строительства, реконструкции и приобретения в муниципальную собственность зданий школ. В результате реализации мероприятий муниципальной программы в период 2022-2026 годов за счет строительства, реконструкции, приобретения и безвозмездной передачи в муниципальную собственность города Перми зданий детских садов, школ и учреждений дополнительного образования будут созданы 10576 мест в общеобразовательных организациях. Администрацией города Перми в лице департамента образования администрации города Перми производится учет детей, подлежащих обучению, закрепление конкретных территорий за образовательными учреждениями. Администрация города Перми, являясь учредителем образовательного учреждения, осуществляет финансирование деятельности подведомственных учреждений по оказанию муниципальных услуг в сфере общего образования в соответствии с положениями статей 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Здание школы построено до введения в действия СП 2.4.36548-20 и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к вновь строящимся зданиям, что не зависит от действий ответчиков. Согласно п. 1.3. СП 2.4.36548-20, объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанных правил, должны эксплуатироваться в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они построены. Истец, заявляя исковые требования, не указал способ устранения нарушений требования п. 3.4.14 СП 2.4.36548-20, в частности какие конкретно действия должны быть предприняты ответчиками, какие конкретно мероприятия должны быть проведены по устранению нарушений. Таким образом, отсутствуют указания, какие именно действия должен обязать суд совершить ответчиков для выполнения требований, установленных п. 3.4.14 СП 2.4.36548-20, что не соответствует требованиям об исполнимости судебных решений (л.д. 91-94).
Представитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого следует, что в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми четыре первых классов по 28 учащихся (всего 112). Открыть пятый класс нет возможности в связи с отсутствием свободных кабинетов. Администрация МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми неоднократно обращалась в администрацию г.Перми о предоставлении дополнительного здания для учебных занятий, вопрос остается открытым. После реконструкции школы в 2002 году количество классов должно составлять 24 с наполняемостью 25 учащихся, численность учащихся доведена до 600 учащихся. На сегодняшний день учащихся составляет 1198, количество классов 42. В первую смену учатся: 9 классов начальной школы (257 учащихся), пятые, восьмые, одиннадцатые классы (430 учащихся). Во вторую смену учатся: 9 классов начальной школы (268 учащихся), шестые, седьмые, десятые классы (243 учащихся). Всего в первую смену учится 23 класса, во вторую – 19 классов. Для обеспечения школы необходимым количеством кабинетов, переоборудованы рекреации в учебные кабинеты; медицинский кабинет перенесен в фойе школы; стоматологический кабинет закрыт и оборудован для занятия в малых группах; часть уроков проходит в актовом и танцевальном залах (л.д. 70).
Представитель Министерства образования и науки Пермского края в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором мнение по заявленным требованиям не выражено, указано, что для того, чтобы период обучения не отражался негативно на состояние здоровья детей, необходимо создание и соблюдение определенных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Количество учащихся классов определяется исходя из нормы площади на одного школьника в зависимости от формы обучения. Пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20 установлено, что при фронтальных формах занятий на одного обучающегося должно приходиться не менее 2,5 кв.м (л.д. 78).
Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 названного закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 кв. м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми является образование среднее общее, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 20.03.2013, учредителями МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми являются Департамент образования администрации г. Перми, администрация г. Перми (л.д. 23-32, 33-39). Сведения об учредителе также указаны в п. 1.4 Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми (л.д. 20-22).
Актом профилактического визита №349 от 20.02.2023 установлено, что в ходе профилактического визита в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по адресу: <Адрес> выявлены нарушения обязательных требований п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20, а именно: количество обучающихся в классах определено не из расчета соблюдения нормы площади не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий – 1,79 кв.м: площадь на одного обучающегося составляет 1,7 кв.м (1Б и 1Д классы), 1,88 кв.м (1В класс), 2,01 кв.м (1Г класс) (л.д. 12-16).
Согласно плану реконструкции школы № 2 по <Адрес>, после реконструкции школы в 2002 году количество классов должно составлять 24 с наполняемостью 25 учащихся, численность учащихся доведена до 600 учащихся (л.д. 72).
На основании результатов проведения профилактического визита МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми выдано предписание №128 от 20.02.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 17-18).
24.04.2023 МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми обращалась в адрес главы города Перми с просьбой о содействии в приобретении для МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г. Перми здания по <Адрес> (л.д. 71).
01.08.2023 Управление направило в адрес администрации г. Перми письмо, содержащее в себе сведения о проведенной проверке об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в образовательных учреждениях, в том числе в отношении МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми (л.д. 89-90).
Письмом от 21.08.2023 № 212 МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми уведомило Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю о том, что нарушения п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 не устранены, в связи с востребованностью школы, классы переполнены и нет возможности уменьшения классов (л.д. 19).
Согласно сведениям представленным МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми, за школой закреплены (количество домов) жилые дома по следующим адресам: <Адрес> (л.д. 98).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Как следует из искового заявления, Управлением заявлены требования о возложении обязанности обеспечить при формировании первых классов количество учащихся исходя из нормы площади на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в соответствии с требованием, установленным п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20, путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов нормативам из расчета не менее 2,5 кв.м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий.
Вместе с тем, истец, заявляя исковые требования, не указал способ устранения ответчиком нарушений требования пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в частности, какие конкретно действия должны совершить ответчики, в чем должны состоять мероприятия по устранению нарушений.
Фактически истцом заявлены требования о выполнении требований санитарных правил, что и так является обязательным для всех органов и организаций в силу закона и не требует вынесения судебного акта в отсутствие указания, какие действия должен обязать суд совершить ответчиков для выполнения требований, установленных пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20, что не соответствует требованиям об исполнимости судебных постановлений.
Кроме того, из представленных МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми документов следует, что здание школы возведено в 1951 году, реконструировано в согласно проекту 1998 года, рассчитано до 600 мест, эксплуатируется в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой она была построена. Помещения, которые могут быть использованы под учебные классы в здании, все реализуются. Более того, для обеспечения школы необходимым количеством кабинетов, переоборудованы рекреации в учебные кабинеты; медицинский кабинет перенесен в фойе школы; стоматологический кабинет закрыт и оборудован для занятия в малых группах; часть уроков проходит в актовом и танцевальном залах.
Таким образом, здание школы построено до введения в действие СП 2.4.3648-20 и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к вновь строящимся зданиям общеобразовательных организаций, что не зависит от действий ответчиков.
Согласно пункту 1.3 СП 2.4.3648-20 объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки истца на заключение договоров безвозмездного пользования, договоров аренды иных помещений с целью увеличения площади помещений с учетом наполняемости учебного заведения, суд находит несостоятельными, поскольку арендуемые помещения, здания, так же должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, в том числе пункту 2.1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», устанавливающему допустимое расстояние от организаций, реализующей программы начального образования и жилых зданий, кроме того нормами пожарной безопасности, антитеррористической защищённости, для детей должно быть организовано горячее питание, постоянное дежурство медицинского персонала, учебному заведению необходимо будет расширить штат педагогов, которые могли бы проводить занятия.
При установленных обстоятельствах, учитывая значительное количество дополнительных критериев, которому должно соответствовать арендуемое помещение, результативность данного способа исполнения предписания, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказана.
Нарушение санитарно-эпидемиологических норм вызвано количеством обучающихся, которых учреждение обязано принять для обеспечения их права на образование.
Согласно частям 2, 3 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право обучающихся на выбор образовательной организации, при этом директор образовательного учреждения не вправе отчислять учащихся без установленных законом оснований.
Исполнение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми пункта 3.4.14 СП 2.4,3648-20 посредством сокращения количества учащихся в каждом классе в виде отказа в приеме в школу учеников, повлечет нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование, то есть к существенным нарушениям прав и законных интересов лиц, обучающихся в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.Н. Татищева» г.Перми и имеющих гарантированный законом равный доступ к получению образования в том образовательном учреждении, которое они выбрали и были приняты.
Также суд обращает внимание, на то обстоятельство, что с достоверной точностью не представляется возможным определить количество будущих первоклассников, с учетом нестабильной рождаемости, миграции, созданием новых учебных мест в связи с открытием новых школ, оно может как значительно снизиться, так и увеличиться.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет конституционных норм перед иными нормативными актами, и им придан характер прямого действия.
Таким образом, стороной истца в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств возможности исполнения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2», администрации г. Перми, департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
(мотивированное решение изготовлено 15.03.2024)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева