Решение по делу № 2а-1141/2021 от 14.09.2021

11RS0010-01-2021-002283-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в составе председательствующего судьи Баталова Р.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 14 октября 2021 года административное дело №2а-1141/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Хабока Игорю Владимировичу о взыскании задолженности,

установил:

МИФНС № 8 по Республике Коми обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением к Хабока И.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени в общей сумме 47604,20 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в сумме 984 руб.; пени в сумме 8,78 руб., начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с **.**.** по **.**.**; транспортный налог с физических лиц за 2019 год в сумме 46125 руб., пени в сумме 411,67 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с **.**.** по **.**.**; почтовые расходы, связанные с направлением административного иска ответчику в размере 74,75 руб., государственной пошлины в доход государства.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Хабока И.В. в судебное заседание не явился, извещение суда о дате, времени и месте судебного заседания, назначенного на **.**.**, направлено заблаговременно по адресу регистрационного учета, также указанному самим административным ответчиком в заявлении об отмене судебного приказа от **.**.**, однако возвращено в суд по истечении срока хранения ввиду неполучения адресатом.

На основании ст.101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Суд находит извещение Хабока И.В. надлежащим, поскольку меры для его надлежащего извещения судом были приняты в полном объеме, в том числе путем размещения информации о дате и времени рассмотрения дела на официальном сайте суда, где административный ответчик мог получить информацию о времени и месте рассмотрения дела.

Суд с учетом требований статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела ...№... о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 23, 45 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 ст.408 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 Налогового кодекса РФ). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.6 ст.58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

В силу п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п.п. 1, 2 ст.45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 356 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

Транспортный налог на территории Республики Коми установлен Законом от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге», который определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ).

В силу п.1 ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 ст.362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из вышеуказанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 02.12.2013 №26-П, Определение от 14.12.2004 №451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подп.1 п.1 ст.359 и ст.361 Налогового кодекса РФ). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.

В силу п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 2 ст.52 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового кодекса РФ).

В силу п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.

Положения п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п.51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса РФ», направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.

В связи с тем, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то прекращение начисление пени возможно только в случае прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Также пени могут не начисляться в случаях, специально установленных Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, в 2019 году на Хабока И.В. на праве собственности зарегистрирован объект недвижимости: квартира с кадастровым номером №... по адресу ...

Исходя из представленных ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару сведений, в 2019 году Хабока И.В. являлся собственником транспортных средств: ...

Согласно налоговому уведомлению №... от **.**.**, общая сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год, подлежащей уплате Хабока И.В., составила 934 руб., транспортный налог за 2019 год, подлежащий уплате Хабока И.В., составил 46125 руб., срок уплаты налога установлен – не позднее **.**.**.

В установленный срок обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена, в связи с чем, налоговым органом на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу начислены пени.

В связи с неуплатой данного налога административным ответчиком, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование №... от **.**.** со сроком исполнения до **.**.** об уплате, в том числе налога на имущество физических лиц за 2019 года в размере 934 руб. и пени в размере 8,78 руб., транспортного налога с физических лиц за 2019 года в сумме 46125 руб. и пени в сумме 411,67 руб.

Требование налогового органа административным ответчиком не исполнено.

Приведенные налоговые уведомления, а также требования об уплате налога направлены Хабока И.В. заказными письмами, что подтверждено списками почтовых отправлений с указанием номера идентификатора заказного письма. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 Налогового кодекса РФ).

В связи с неисполнением в установленной срок требования, Межрайонная ИФНС №8 **.**.** обратилась к мировому судье ... о вынесении в отношении Хабока И.В. судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени.

Судебным приказом ... от **.**.** с Хабока И.В. взысканы недоимки по: налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 984 руб., пени в размере 8,78 руб.; транспортному налогу в размере 46125 руб., пени в размере 411,67 руб., всего на общую сумму 47529, 45 руб. за 2019 год, а также государственная пошлина в размере 812,94 руб.

Определением ... от **.**.** судебный приказ, в связи с поступившими от Хабока И.В. возражениями, отменен, что явилось основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в суд.

Разрешая требования административного истца о взыскании с Хабока И.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу и пеней по ним, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.2 ст.45 Налогового кодекса РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.

В силу положений п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ).

Согласно содержанию пунктов 1, 2, 3 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Как следует из положений ст.400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.1 ст.408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п.1 настоящей статьи с учетом положений п.8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с п.1 настоящей статьи с учетом положений п.8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях (п.3).

Пунктом 1 ст.409 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2015 №320-ФЗ, вступившей в силу 23.11.2015, срок уплаты налога на заявленные в отношении Хабока И.В. периоды определен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Абзацем 17 п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, суд находит заявленные истцом требования обоснованными, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, в связи с чем, налоговым органом начислены недоимка и пени. Требования налогового органа об уплате недоимки и пени по указанным налогам Хабока И.В. не исполнены. Доказательств обратного административный ответчик в нарушение требований ст.62 КАС РФ суду не представил.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Срок на обращение в суд с требованиями о взыскании пени налогу на имущество, транспортному налогу административным истцом не пропущен, поскольку в силу п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ налоговый орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Коми о взыскании с Хабока И.В. задолженности по обязательным платежам и пени в общей сумме 47604,20 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 984 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с **.**.** по **.**.** в размере сумме 8,78 руб., недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 46125 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с **.**.** по **.**.** в размере 411,67 руб.

В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (п.6 ст.106 КАС РФ).

Частью 1 статьи 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административный истец просит взыскать с Хабока И.В. почтовые расходы в размере 74,75 руб., понесенные при отправке административного иска административному ответчику.

С учетом полного удовлетворения требований требования административного истца, почтовые расходы подлежат взысканию с административного ответчика в заявленном размере.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Хабока Игоря Владимировича, ИНН №..., проживающего по адресу ..., в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 984 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с **.**.** по **.**.** в размере 8 руб. 78 коп., недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 46125 руб., пени на недоимку по транспортному налогу за период с **.**.** по **.**.** в размере 411 руб. 67 коп., а всего взыскать 47604 рубля 20 копеек.

Взыскать с Хабока Игоря Владимировича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми почтовые расходы в сумме 74 рубля 75 копеек.

Взыскать с Хабока Игоря Владимировича в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья - Р.Г. Баталов

Мотивированное решение составлено 15.10.2021.

2а-1141/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС №8 по Республике Коми
Ответчики
Хабока Игорь Владимирович
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Баталов Роман Геннадьевич
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
26.10.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее