Решение по делу № 2-6836/2024 от 29.07.2024

№2-6836/2024

10RS0011-01-2024-008869-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2024 года          г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Новосёловой Е.Н. с участием ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Республики Карелия» к Павловой А. А.е о взыскании денежных средств,

установил:

ГКУ «Центр занятости населения РК» обратилось с иском к Павловой А.А. по тем основаниям, что ответчик был признан безработными, получал пособие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51922,74 руб. На момент постановки на учет выяснилось, что ответчик являлся самозанятым, скрыл эту информацию. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика сумму 51922, 74 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление ФНС по РК.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО «МКК «Выручайка».

Истец в судебное заседание не направил представителя в судебное заседание, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик в судебное заседание иск не признал, сообщив, что не знала о своей регистрации в качестве самозанятотого, доход не получала, деятельность не вела, пособие получала законно. Представлен отзыв, по которому Павлова А.А. сообщает, что не имела умысла вводить истца в заблуждение. Не знала о регистрации в качестве самозанятой. Никакой деятельности, от которой ответчик получала доход, не вела. Просит в иске отказать.

УФНС по РК представило сведения, по которым Павлова А.А. была зарегистрирована в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, сведения о доходах Павловой А.А. за указанный период отсутствуют, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с правилами п.1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Абзацем 8 п. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в ст.2 Закона, по которой занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утратили силу 31.12.2022).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз.2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке.

В силу ч.2 ст. 35 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Павлова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась к истцу через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа России» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Приказом Отделения от ДД.ММ.ГГГГ «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» ответчик признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, назначено пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере не выше 14710,80 руб.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику выплачено пособие по безработице в сумме 51922, 74 руб.

Достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве самозанятого определяется Центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с данными, содержащимися на официальном сайте ФНС России (п. 4(2) Временных правил № 460).

В силу п. 4 Временных правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 (документ утратил силу с 01.01.2023 в связи с истечением срока действия, установленного п. 3 данного документа) центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

По п. 17 Временных правил центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.

В результате проверки достоверности данных об ответчике по базе данных ФНС РК по <адрес> по межведомственному запросу, установлено, что ответчик на момент постановки на учет в качестве безработного, являлся налогоплательщиком на профессиональный доход (самозанятый) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация ответчика в качестве самозанятого в указанный период подтверждается сведениями из Управления ФНС по РК. В спорный период доход, облагаемый налогом на профессиональный доход, ответчиком получен не был, что следует из ответа Управления ФНС по РК.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с регионального учета в качестве безработного гражданина с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем в соответствии с п.2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», выплата пособия прекращена.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как следует из правовой позиции, закрепленной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п.1 ст. 1102 и пп.3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, являлось установление обстоятельства того, имела ли место со стороны ответчика недобросовестность в получении пособия по безработице.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Самозанятые лица не могут быть признаны безработными, поскольку согласно Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» они уплачивают налог на профессиональный доход от своей деятельности, то есть встают на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, что предполагает осуществление ими экономически активной деятельности и исключает признак отсутствия работы и заработка (дохода).

Согласно письму Минтруда РФ от 03.03.2020 № 16-1/В-87 граждане, которые уведомили налоговые органы об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, относятся к занятым гражданам, так как понятие «занятые граждане» включает понятие «самозанятые», поскольку последнее определяет только то, что такие граждане наряду с гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивают себя работой. Указанные граждане подлежат снятию с регистрационного учета как занятые, при этом органы службы занятости не вправе учитывать их в качестве трудоустроенных.

В силу ч.3 ст.3 Закона РФ 19.04.1991 № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Разрешая спор, суд, оценивая представленные сторонами доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь указанными выше нормами, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», исходит из того, что Павлова А.А., действуя недобросовестно, встала на учет по безработице при одновременной регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), что привело к неосновательному получению пособия по безработице. Заполняя заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (ДД.ММ.ГГГГ заявление подано) Павлова А.А. в графе «отношусь к категории «плательщики налога на профессиональный доход» указала «Нет» (с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована самозанятой), следовательно, суд приходит к выводу, что ей было известно, что самозанятый не может быть признан безработным, однако, зарегистрировалась в качестве безработного, скрыв данный факт от истца,

В связи с умолчанием о факте регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход ответчик проявила факт недобросовестности.

При рассмотрении дела ответчик подтвердила, что обратилась в налоговый орган о снятии ее с учета уже после признания ее безработной. Ответчик имела реальную возможность уведомить налоговый орган о добровольном прекращении статуса самозанятого и сняться с соответствующего учета до фактического обращения заявлением о признании безработной, в связи с чем, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению. Указанное соответствует позиции, обозначенной в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ .

Суд также учитывает, что после подачи заявления в электронной форме и до момента принятия центром занятости населения решения по указанному заявлению гражданин вправе дополнить и (или) изменить сведения, указанные в заявлении в электронной форме, однако ответчик этим правом не воспользовался. Отсутствие у ответчика в спорный период дохода от деятельности в качестве самозанятого не является основанием для признания его безработным и назначения пособия по безработице. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход (ст. 2, п. 1, п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения). Лица, утратившие статус самозанятых, признаются безработными и получают пособие по безработице в общем порядке.

При этом суд принимает во внимание ответ УФНС по РК на запрос суда о том, что заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог» (п.4 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Сведениями о входе в такое приложение после регистрации мог обладать только ответчик, сведений о том, что такие данные попали к третьим лицам, материала дела не содержат.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1758 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Республики Карелия» (ИНН ОГРН ) к Павловой А. А.е (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Павловой А. А.ы (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН ) в пользу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Республики Карелия» (ИНН , ОГРН денежные средства в размере 51922,74руб.

Взыскать с Павловой А. А.ы (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 1758 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.А. Шишкарёва

Мотивированное решение составлено 28.11.2024

2-6836/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
государственное казенное учреждение Республики Карелия "Центр занятости населения Республики Карелия" Кадровый центр города Петрозаводска (межрайонный)
Ответчики
Павлова Александра Александровна
Другие
Управление Федеральной налоговой службы по республике Карелия
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Выручайка"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
29.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.08.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
27.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее