Решение по делу № 3а-751/2019 от 30.05.2019

дело № 3а-751/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 12 сентября 2019 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Прониной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вольпера Леонида Викторовича к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Вольпер Л.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей (строительство магазина), площадью 165 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 412 872,90 руб., и универсального здания магазина и офиса, назначение: нежилое здание, количество этажей:2, площадью 207 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 11 814 471,18 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика налога.

Просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей (строительство магазина), площадью 165 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 83 333 руб.; универсального здания магазина и офиса, назначение: нежилое здание, количество этажей:2, площадью 207 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 696 569 руб.

Административный истец Вольпер Л.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В заявлении от 25 июня 2019 года просил рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Вольпера Л.В. – Киндиров А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В ходатайстве от 12 сентября 2019 года просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, администрация Комаричского района Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных органов в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В ходатайстве от 09 сентября 2019 года представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Семиленкова Е.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления имущественных отношений Брянской области, указав, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта в размере его рыночной стоимости управление не оспаривает. Кроме того, объект недвижимости, в отношении которого административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной, расположен на территории Комаричского района Брянской области, что непосредственно затрагивает интересы указанного муниципального образования, как прямого получателя налоговых отчислений.

В отзыве представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Тимошенковой М.И. от 24 июня 2019 года указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Административный иск управление Росреестра по Брянской области не признает, поскольку, как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, рассмотрение спора оставляет на усмотрение суда ( л.д. 152-153).

Согласно отзыву заместителя директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Жензировой О.В. от 24 июня 2019 года, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости. Учет изменений размера кадастровой стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости с момента ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости не осуществлялся ( л.д.154-155).

В соответствии с требованиями статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Вольпера Л.В. и его представителя Киндирова А.С., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области и администрации Комаричского района Брянской области.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Комаричский», утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года N 1872.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области, утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890.

Как следует из материалов административного дела, Вольпер Л.В. является собственником земельного участка, площадью 165 +/- 7.30 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей ( строительство магазина), с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, и нежилого здания, наименование - универсальное здание магазина и офиса, площадью 207, 0 кв.м, количество этажей, в том числе подземных: 2, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 апреля 2019 года № 32/ИСХ/19-125370, № 32/ИСХ/19-125413 и информации, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, составляет 412 872, 90 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 11 814 471, 18 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года.

Учет изменений размера кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости с момента ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости не осуществлялся.

Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьями 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу требований статей 390 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца Вольпера Л.В., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец Вольпер Л.В., оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчет от 26 апреля 2019 года № 007985/19/161, выполненный ИП ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей ( строительство магазина), площадью 165 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 83 333 руб.; универсального здания магазина и офиса, назначение: нежилое здание, количество этажей:2, площадью 207 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года - 1 696 569 руб.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Киндирова А.С. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, поручено эксперту ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 31 июля 2019 года № 01-311/Э-2019 отчет об оценке соответствует основным требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценивая заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» ФИО2 от 31 июля 2019 года № 01-311/Э-2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

Доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть представленные отчет об оценке от 26 апреля 2019 года № 007985/19/161, выполненный ИП ФИО1, и заключение эксперта ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 31 июля 2019 года № 01-311/Э-2019, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Вольпера Л.В. и установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости: земельного участка, площадью 165 +/- 7.30 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей ( строительство магазина), с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года - 83 333 руб.; нежилого здания, наименование - универсальное здание магазина и офиса, площадью 207, 0 кв.м, количество этажей, в том числе подземных: 2, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>., по состоянию на 01 января 2015 года – 1 696 569 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов административного дела, Вольпер Л.В. обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 30 мая 2019 года (л.д.2).

Таким образом, датой подачи Вольпером Л.В. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 30 мая 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.

По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Вольпера Леонида Викторовича к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 165 +/- 7.30 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей (строительство магазина), с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 83 333 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, наименование - универсальное здание магазина и офиса, площадью 207, 0 кв.м, количество этажей, в том числе подземных: 2, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 696 569 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 мая 2019 года – дату обращения Вольпера Л.В. с настоящим административным иском в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

3а-751/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вольпер Л.В.
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
администрация Комаричского района
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
30.05.2019[Адм.] Передача материалов судье
30.05.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.05.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.08.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
09.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2019[Адм.] Судебное заседание
12.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее