РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 апреля 2021 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Уваровой Л.Г.
при секретаре Козыревой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № *** по административному иску ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Шибашовой Н.А., Старшему судебному приставу ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Шуевой С.Е., Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР› :
РћРћРћ «Специализированное Агентство Аналитики Рё Безопасности» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что 08.12.2020 Рі. судебным приставом - исполнителем РћРЎРџ в„– 1 Рі. Сызрани Рё Сызранского района УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Шибашовой Рќ.Рђ. РІ соответствии СЃ Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 47 ФЗ в„– 229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства Рё возвращении исполнительного документа взыскателю РїРѕ исполнительному производству в„– *** РѕС‚ 25.06.2020Рі., возбужденному РЅР° основании исполнительного документа в„– *** РѕС‚ 29.09.2008Рі., выданного мировым судьей судебного участка в„– 44 Самарского района Рі.Рѕ.Самары Рѕ взыскании задолженности РІ размере 4395,44 СЂСѓР±. СЃ должника Р¤РРћ7 РІ пользу взыскателя РћРћРћ "РЎРђРђР‘". РљРѕРїРёСЏ указанного постановления СЃ исполнительным документом поступили РІ РћРћРћ "РЎРђРђР‘" 23.03.2021 Рі., тем самым РІ соответствии СЃ С‡. 3 СЃС‚. 219 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє обращения СЃ административным исковым заявлением РІ СЃСѓРґ РЅРµ истек. РЎ указанными действиями представитель РћРћРћ "РЎРђРђР‘" РЅРµ согласен, поскольку РѕРЅРё нарушают законные права Рё интересы взыскателя, что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего РІ законную силу действующего Рё неисполненного судебного акта. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа РІ установленный законом СЃСЂРѕРє возлагается РЅР° судебного пристава-исполнителя. Поскольку решение СЃСѓРґР° РЅР° сегодняшний день РЅРµ исполнено административный истец считает, что постановление РѕР± окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых Рё достаточных мер РїРѕ выявлению места нахождения должника, его имущества, источника РґРѕС…РѕРґР°. Поэтому обратились СЃ данным РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ Рё РїСЂРѕСЃСЏС‚ признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ в„– 1 Рі. Сызрани Рё Сызранского района УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Шибашовой Рќ.Рђ., выразившееся РІ непринятии достаточных мер принудительного исполнения РїРѕ исполнительному производству в„– ***, обязать начальника РћРЎРџ в„– 1 Рі. Сызрани Рё Сызранского района УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области запросить Сѓ взыскателя исполнительный документ Рё отменить постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„– *** для осуществления полного комплекта мер, направленных РЅР° фактическое исполнение требований, содержащихся РІ исполнительном документе в„– *** РѕС‚ 29.09.2008Рі.
Представитель административного истца РћРћРћ «СААБ» РїРѕ доверенности Р¤РРћ5 РІ судебное заседание РЅРµ явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Судебный пристав-исполнитель Парамонова Р•.Р’., РїРѕ доверенности РѕС‚ старшего судебного пристава РћРЎРџ в„– 1 Рі.Сызрани Рё Сызранского района, РїРѕ доверенности РѕС‚ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области РІ судебное заседание РЅРµ явилась, РїРѕ доверенности РѕС‚ судебного пристава-исполнителя Шибашовой Рќ.Рђ., предоставила РІ СЃСѓРґ заявление Рѕ рассмотрении дела РІ ее отсутствие Рё письменный отзыв, РёР· которого следует, что РќР° исполнении РІ Отделении судебных приставов в„– 1 Рі. Сызрани Рё Сызранского района находилось исполнительное производство в„– 73376/20/63025-РРџ РѕС‚ 25.06.2020Рі., возбужденное РЅР° основании исполнительного документа дело в„– *** Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ7 СЃСѓРјРјС‹ долга РІ размере 4345,41СЂСѓР±. РІ пользу РћРћРћ «СААБ»
Постановление о возбуждении исполнительного производства были направлены в адрес сторон исполнительного производства.
08.12.2020г. Данное исполнительное производство было окончено в соответствии с п.4 ч.1 ст. 46, п.З ч.1 ст. 47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа был направлен в адрес взыскателя.
В своем заявлении административный истец просит признать:
1. незаконными бездействие судебного приставы-исполнителя Шибашовой Н.А. выразившиеся в не принятия достаточных мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 68 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».
Данные требования не обоснованы и соответствуют материалам исполнительного производства, поскольку, норма ст. 68 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» лишь только указывает на меры принудительного исполнения, а не конкретизирует, что судебный пристав-исполнитель обязан когда и в какие органы должен направить запросы для выявления имущественного положения, дохода и иной информации должника. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применялись все предусмотренные меря для исполнения решения суда. Согнало соглашения об электронном документообороте, организациями своевременно предоставлялись сведения о должнике на основании запросов судебного пристава- исполнителя. Следовательно требования административного истца о несоблюдения направления запроса в органы, указанные в административном исковом заявлении не соответствуют нормам действующего законодательства, в частности ФЗ-229 «Об исполнительном производстве».
2. Обязать начальника Отделения судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района запросить у взыскателя исполнительный документ и отменить постановление об окончании исполнительного производства для осуществления полного комплекса мер для исполнения решения суда. Данные требования не законны, поскольку повторюсь, судебным приставом-исполнителем осуществлены все предусмотренные меры для исполнения решения суда. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» взыскатель имеет право повторно предъявить данный исполнительный документ для исполнения.
В настоящее время взыскатель имеет право в очередной раз направить данный исполнительный документ для повторного исполнения в адрес Отделения судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района. Право решения вопроса о направления или не направлении исполнительного документа на исполнения в территориальные органы ФССП лежит на взыскателе, а не на службе судебных приставов.
Административным истцом пропущен срок для обжалования данных действий, поскольку постановление об окончании и возвращении исполнительного документа с оригиналом исполнительного документа были направлены в адрес ООО «СААБ» 15.01.2021г., что подтверждается реестром оправки заказной корреспонденции (ШПР44601054069339). Согласно отслеживания заказной корреспонденции Почта России постановление об окончании и возвращении исполнительного документа с оригиналом исполнительного документа были были получены ООО «СААБ» 27.01.2021г. А само административное исковое заявление датируется 22.03.2021г. Однако в самом административном исковом заявлении ООО «СААБ» указывает, что обжалуемое постановление ими было получено 23.03.2021г., что не соответствует действительности.
В соответствии со ст. 122 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» жалоба (заявление)на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течении десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (без действий).
В соответствии с ч.З ст. 219 КАС РФ Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава- исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № *** от 17.11.2015г. Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течении десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
В соответствии с нормами КАС суд имеет право восстановить срок для подачи административного искового заявления. В случае признание пропуска срока уважительным. В соответствии с нормами ст. 205 ГК РФ к уважительности причин пропуска срока относится чрезвычайное происшествие, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность. Однако административным истцом не предоставлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока, также административный истец в своем административном исковом заявлении не просит суд восстановить срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением.
Просит отказать в удовлетворении административного заявления.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ7 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ слушании дела извещался надлежащим образом, РѕР± уважительных причин неявки СЃСѓРґСѓ РЅРµ сообщил, РѕР± отложении слушания дела СЃСѓРґ РЅРµ РїСЂРѕСЃРёР», поэтому СЃСѓРґ определил рассмотреть дело без его участия.
Суд, исследовав письменные доказательства и материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет :
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 вышеуказанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об исполнительном производстве", мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; ) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принудительное выселение должника из жилого помещения; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В силу ст. 68 вышеуказанного Закона, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.
Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Согласно ст. 98 вышеуказанного Закона, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № *** «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № *** от 17.11.2015г. Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течении десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Согласно отслеживания корреспонденции Почта России данное постановление с оригиналом исполнительного документа был получен взыскателем ООО «СААБ» 27.01.2021г. ШПР44601054069339.
Дата административного искового заявления - 31.03.2021., поступило в суд 09.04.2021г. Следовательно, административным истцом пропущен срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска ООО «СААБ» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № *** г. Сызрани и Сызранского района Шибашовой Н.А., Старшему судебному приставу ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района, Управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный иск ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Шибашовой Н.А., Старшему судебному приставу ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Шуевой С.Е., Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решения в окончательной форме принято 26 апреля 2021 года.
Судья : Уварова Л.Г.