Решение по делу № 33-14240/2022 от 22.11.2022

Судья: Алексейцев И.И. 24RS0003-01-2021-001587-91

Дело №33-14240/2022

070г

                                                                                         

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 декабря 2022г.          Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,

помощника судьи: Коцаревой И.Г.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску Ивановой Татьяны Сергеевны к ОПФР по Красноярскому краю, Клиентской службе в Балахтинском районе об отмене решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе ОПФР по Красноярскому краю,

на решение Балахтинского районного суда от 07 сентября 2022г., которым постановлено:

Исковое заявление Ивановой Татьяны Сергеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ ОПФР по Красноярскому краю №794675/21 от 11.11.2021 года в части невключения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов, не включенных в специальный стаж.

Обязать ГУ ОПФР по Красноярскому краю включить Ивановой Татьяне Сергеевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периоды работы: в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 10.05.1999г. по 14.06.1999г., с 22.06.1999г. по 21.12.2011г., с 14.02.2013г. по 12.03.2014г., с 25.04.2014г. по 11.12.2014г., с 05.12.2014г. по 11.12.2014г., с 13.12.2014г. по 20.05.2015г., с 22.05.2015г. по 23.09.2015г., с 25.09.2015г. по 27.09.2015г., с 29.09.2015г. по 30.09.2015г.; в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01.10.2015г. по 01.10.2015г., с 03.10.2015г. по 22.10.2015г., с 24.10.2015г. по 13.04.2016г., с 15.04.2016г. по 22.09.2016г., с 24.09.2016г. по 21.12.2016г., с 23.12.2016г. по 02.03.2017г., с 04.03.2017г. по 31.03.2017г.; в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01.04.2017г. по 11.05.2017г., с 13.05.2017г. по 27.06.2017г., с 29.06.2017г. по 12.07.2017г., с 14.07.2017г. по 19.12.2017г.

В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Иванова Т.С. обратилась в суд с иском к ОПФР по Красноярскому краю, Клиентской службе в Балахтинском районе об отмене решения, возложении обязанности по включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии. Свои требования она мотивировала тем, что решением ОПФР по Красноярскому краю от 11 ноября 2021г. ей было отказано в установлении досрочной пенсии, т.к. в специальный стаж не были включены периоды работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», а также периоды отпуска по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г., с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., и отпуска без сохранения заработной платы. Отказ она считает незаконным, поскольку по профилю лечебной деятельности санаторий «Красноярское Загорье» относится к санаториям, указанным в Списке работ и профессий, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, т.к. проводит лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, ревматических и психоневрологических заболеваний. В этой связи она просила суд признать незаконным решение ответчика от 11 ноября 2021г. №794675/21 об отказе в назначении досрочной пенсии, включить в специальный стаж периоды работы: с 10 мая 1999г. по 14 июня 1999г., с 22 июня 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 14 марта 2014г. по 23 апреля 2014г., с 25 апреля 2014г. по 02 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г. в должности медицинской сестры палатной; 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г. в должности старшей медицинской сестры палатной; с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. в должности старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г. и с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., отпуска без сохранения заработной платы с 15 июня 1999г. по 21 июня 1999г.; 13 марта 2014г., 24 апреля 2014г., с 03 декабря 2014г. по 04 декабря 2014г., 12 декабря 2014г., 21 мая 2015г., 24 сентября 2015г., 28 сентября 2019г., 02 октября 2015г., 23 октября 2015г., 14 апреля 2016г., 23 сентября 2016г., 22 декабря 2016г., 03 марта 2017г., 12 мая 2017г., 28 июня 2017г., 13 июля 2017г., назначить пенсию с 11 ноября 2021г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Красноярскому краю Гурман Т.С. просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Она указывает на то, что право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью предоставлено работникам учреждений, к которым акционерное общество не относится, т.к. является коммерческой организацией. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебное заседание представитель третьего лица АО «Санаторий «Красноярское Загорье», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОПФР по Красноярскому краю Королевой А.С., Ивановой Т.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части удовлетворенных требований за период с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г., в остальной части - оставлению без изменения.

Из материалов дела видно, что решением ОПФР по Красноярскому краю от 11 ноября 2021г. №794675/21 Ивановой Т.С. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку не были приняты к зачету периоды работы в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г. и с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., поскольку данные отпуска были предоставлены после введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Также суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.

Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С. в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», исходил из того, что истица работала в должностях, предусмотренных соответствующими Списками; в организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской помощи, целями деятельности которой являлось оказание услуг по санаторно-курортному лечению по профилям заболеваний, перечисленных в Списке соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, в связи с чем пришел к выводу о тождественности должностных обязанностей, выполняемых истицей в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», как до, так и после изменения организационно-правовой формы этого санатория.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы Ивановой Т.С. с 10 мая 1999г. по 14 июня 1999г. и с 22 июня 1999г. по 31 октября 1999г. в должности палатной медсестры в санатории «Красноярское Загорье», поскольку Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Доводы апелляционной жалобы об отмене решения в данной части судебная коллегия считает необоснованными, т.к. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066, который предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля, был введен в действие с 01 ноября 1999г.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С., начиная с 01 ноября 1999г., в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения в указанной части.

В соответствии со ст.ст.8,35 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03 октября 2018г. №350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п.20 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из ч.2 ст.30 этого же Федерального закона следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ).

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999г. правовому регулированию в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464. В указанном Списке были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С 1 ноября 1999г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066, который предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781.

После принятия Правительством Российской Федерации постановления от 22 сентября 1999г. №1066 медицинским сестрам санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2009г. №309-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001г. №8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий определило ряд лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых врачей и среднего медицинского персонала дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям отнесены санатории определенных профилей: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Исходя из указанных норм, с 1 ноября 1999г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из материалов дела видно, что Иванова Т.С. с 10 мая 1999г. была принята на должность палатной медсестры в санаторий «Красноярское Загорье», 01 октября 2015г. она была переведена в отделение реабилитации на должность старшей медсестры палатной, 03 апреля 2017г. - переведена в отделение кардиореабилитации на должность старшей медицинской сестры, с 01 декабря 2017г. - переведена в отделение реабилитации на должность старшей медицинской сестры палатной, 19 декабря 2017г. - уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.

24 декабря 1992г. санаторий «Красноярское Загорье» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», учредителями которого являлись санаторий «Красноярское Загорье» и ФНПР «Роскурорт». Постановлением Администрации Балахтинского района №196 от 20 июня 1996г. была зарегистрирована новая редакция Устава ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» с организационно-правовой формой - закрытое акционерное общество. В 2008г. принято решение о преобразовании ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» в ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и 11 июля 2008г. осуществлена государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы. В последующем Устав ЗАО и АО «Санаторий «Красноярское Загорье» изменялся в 2009г., 2015г. и 2017г.

В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007г. №522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18 апреля 2022г. АО «Санаторий «Красноярское Загорье» были выданы в 2010г. и 2013г. лицензии на деятельность, связанную с оборотом психотропных и наркотических веществ, в 2010г., 2011г., 2015г., 2016г. - лицензии на медицинскую деятельность.

Из имеющейся в материалах дела лицензии на осуществление медицинской деятельности от 22 декабря 2016г. видно, что АО «Санаторий «Красноярское Загорье» предоставлено право на осуществление медицинской деятельности согласно приложению.

Согласно приложению №1 к названной лицензии АО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает первичную, доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара. При оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по акушерству и гинекологии, аллергологии и иммунологии, гастроэнтерологии, гериатрии, дезинфектологии, дерматовенерологии, детской кардиологии, детской эндокринологии, диетологии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, неврологии, нефрологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, профпатологии, психотерапии, пульмонологии, ревматологии, рефлексотерапии, сестринскому делу (т.1, л.д.207-214).

Из представленных в материалы дела учредительных документов АО «Санаторий «Красноярское Загорье», а также выданной этому Обществу лицензии и приложений к ней следует, что данный санаторий является санаторием общетерапевтического профиля и специализируется на санаторно-курортном лечении по нескольким профилям, осуществляет диагностические, лечебные, профилактические и медико-восстановительные мероприятия, проводимые с целью укрепления здоровья и предупреждения заболевания граждан. При этом профили деятельности, указанные в лицензии, не свидетельствуют об осуществлении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» деятельности по одному из профилей, указанных в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781.

Доводы истицы о том, что в санатории проводится лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психоневрологическими расстройствами, кардиологическими проблемами, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку основным направлением деятельности санатория является оздоровление (профилактика) граждан с различными заболеваниями, в том числе по профилям гастроэнтерологии, неврологии, терапии, педиатрии, кардиологии, психотерапии, гинекологии, эндокринологии, офтальмологии, профпатологии, стоматологии, травматологии, ортопедии и т.д. (т.1, л.д.168).

Доказательств того, что основным профилем деятельности санатория являлось лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, истицей не представлено.

Кроме того, в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, в разделе «Наименование учреждений» акционерные общества, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.

Досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью, и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем медицинским работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Согласно п.1 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с п.1 ст.123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В п.1 ст.96 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (п.3 ст.96 ГК РФ).

Согласно статье 66.3 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений ГК РФ акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно п.3.1 Устава АО «Санаторий «Красноярское Загорье», утвержденного решением единственного акционера Общества от 18 апреля 2017г., целью Общества является оказание населению санаторно-курортных, социальных услуг с предоставлением проживания, медицинских услуг и получение прибыли.

В соответствии с п.3.2 Устава основными видами деятельности Общества являются оздоровление (профилактика) граждан природными лечебными ресурсами (минеральной водой, лечебной грязью, лечебными травами, природными факторами) при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям; организация досуга и отдыха граждан; производство лекарственного сырья и других природных лечебных средств; осуществление медицинской деятельности, связанной с оборотом психотропных и наркотических веществ; поставка продуктов питания, промышленных товаров, медикаментов, медицинского оборудования; строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения; оказание коммерческих и других услуг физическим и юридическим лицам.

Таким образом, поскольку одной из основных целей деятельности АО «Санаторий «Красноярское Загорье» является извлечение прибыли, то в соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ данное общество является коммерческой организацией, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Указанное общество не поименовано в действовавших в спорные периоды работы истицы Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003г. №229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005г. №627, и в действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013г. №529н. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием для признания указанного общества учреждением здравоохранения.

Доводы истицы о том, что после изменения организационно-правовой формы АО «Санаторий «Красноярское Загорье», направление лечебной деятельности санатория не изменилось, а также не изменился характер труда по занимаемым ею должностям медицинской сестры палатной, старшей палатной медицинской сестры и старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку право на назначение досрочной пенсии определяется исходя из должности и учреждения здравоохранения, поименованных в соответствующих Списках.

Кроме того, в соответствии с п.13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014г. №1015, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Из положений ст.3 Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1,2 ст.11 указанного Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Из материалов дела видно, что Иванова Т.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 20 марта 2001г.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ивановой Т.С. от 04 марта 2018г. спорные периоды ее работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» не указаны как работа с особыми условиями труда для досрочного назначения страховой пенсии (т.1, л.д.102-109).

При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о включении спорных периодов работы истицы в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье», начиная с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку стаж работы истицы в качестве лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с учетом включенных пенсионным органом периодов, составил менее 25 лет, правовых оснований для назначения Ивановой Т.С. досрочной пенсии со дня ее обращения в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии, т.е. с 11 ноября 2021г. не имеется.

Таким образом, решение суда в вышеуказанной части, основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С. с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г. в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье».

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Балахтинского районного суда от 07 сентября 2022г. в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю №794675/21 от 11 ноября 2021г. в части не включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов, не включенных в специальный стаж, возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить Ивановой Татьяне Сергеевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периоды работы в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 ноября 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 25 апреля 2014г. по 11 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г., в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 октября 2015г. по 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г., в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. отменить.

Принять по делу в этой части новое решение.

В удовлетворении требований Ивановой Татьяне Сергеевне к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю №794675/21 от 11 ноября 2021г., включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периодов работы в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 ноября 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 25 апреля 2014г. по 11 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г., в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 октября 2015г. по 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г., в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОПФР по Красноярскому краю Гурман Т.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 декабря 2022г.

Судья: Алексейцев И.И. 24RS0003-01-2021-001587-91

Дело №33-14240/2022

070г

                                                                                         

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 декабря 2022г.          Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.,

судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,

помощника судьи: Коцаревой И.Г.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

дело по иску Ивановой Татьяны Сергеевны к ОПФР по Красноярскому краю, Клиентской службе в Балахтинском районе об отмене решения, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

по апелляционной жалобе ОПФР по Красноярскому краю,

на решение Балахтинского районного суда от 07 сентября 2022г., которым постановлено:

Исковое заявление Ивановой Татьяны Сергеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ ОПФР по Красноярскому краю №794675/21 от 11.11.2021 года в части невключения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов, не включенных в специальный стаж.

Обязать ГУ ОПФР по Красноярскому краю включить Ивановой Татьяне Сергеевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периоды работы: в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 10.05.1999г. по 14.06.1999г., с 22.06.1999г. по 21.12.2011г., с 14.02.2013г. по 12.03.2014г., с 25.04.2014г. по 11.12.2014г., с 05.12.2014г. по 11.12.2014г., с 13.12.2014г. по 20.05.2015г., с 22.05.2015г. по 23.09.2015г., с 25.09.2015г. по 27.09.2015г., с 29.09.2015г. по 30.09.2015г.; в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01.10.2015г. по 01.10.2015г., с 03.10.2015г. по 22.10.2015г., с 24.10.2015г. по 13.04.2016г., с 15.04.2016г. по 22.09.2016г., с 24.09.2016г. по 21.12.2016г., с 23.12.2016г. по 02.03.2017г., с 04.03.2017г. по 31.03.2017г.; в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01.04.2017г. по 11.05.2017г., с 13.05.2017г. по 27.06.2017г., с 29.06.2017г. по 12.07.2017г., с 14.07.2017г. по 19.12.2017г.

В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Иванова Т.С. обратилась в суд с иском к ОПФР по Красноярскому краю, Клиентской службе в Балахтинском районе об отмене решения, возложении обязанности по включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии. Свои требования она мотивировала тем, что решением ОПФР по Красноярскому краю от 11 ноября 2021г. ей было отказано в установлении досрочной пенсии, т.к. в специальный стаж не были включены периоды работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», а также периоды отпуска по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г., с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., и отпуска без сохранения заработной платы. Отказ она считает незаконным, поскольку по профилю лечебной деятельности санаторий «Красноярское Загорье» относится к санаториям, указанным в Списке работ и профессий, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, т.к. проводит лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, ревматических и психоневрологических заболеваний. В этой связи она просила суд признать незаконным решение ответчика от 11 ноября 2021г. №794675/21 об отказе в назначении досрочной пенсии, включить в специальный стаж периоды работы: с 10 мая 1999г. по 14 июня 1999г., с 22 июня 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 14 марта 2014г. по 23 апреля 2014г., с 25 апреля 2014г. по 02 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г. в должности медицинской сестры палатной; 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г. в должности старшей медицинской сестры палатной; с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. в должности старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г. и с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., отпуска без сохранения заработной платы с 15 июня 1999г. по 21 июня 1999г.; 13 марта 2014г., 24 апреля 2014г., с 03 декабря 2014г. по 04 декабря 2014г., 12 декабря 2014г., 21 мая 2015г., 24 сентября 2015г., 28 сентября 2019г., 02 октября 2015г., 23 октября 2015г., 14 апреля 2016г., 23 сентября 2016г., 22 декабря 2016г., 03 марта 2017г., 12 мая 2017г., 28 июня 2017г., 13 июля 2017г., назначить пенсию с 11 ноября 2021г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Красноярскому краю Гурман Т.С. просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Она указывает на то, что право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью предоставлено работникам учреждений, к которым акционерное общество не относится, т.к. является коммерческой организацией. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебное заседание представитель третьего лица АО «Санаторий «Красноярское Загорье», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОПФР по Красноярскому краю Королевой А.С., Ивановой Т.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части удовлетворенных требований за период с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г., в остальной части - оставлению без изменения.

Из материалов дела видно, что решением ОПФР по Красноярскому краю от 11 ноября 2021г. №794675/21 Ивановой Т.С. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку не были приняты к зачету периоды работы в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком с 27 ноября 1997г. по 05 мая 1999г. и с 10 мая 2012г. по 13 февраля 2013г., поскольку данные отпуска были предоставлены после введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Также суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.

Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С. в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», исходил из того, что истица работала в должностях, предусмотренных соответствующими Списками; в организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской помощи, целями деятельности которой являлось оказание услуг по санаторно-курортному лечению по профилям заболеваний, перечисленных в Списке соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, в связи с чем пришел к выводу о тождественности должностных обязанностей, выполняемых истицей в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», как до, так и после изменения организационно-правовой формы этого санатория.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы Ивановой Т.С. с 10 мая 1999г. по 14 июня 1999г. и с 22 июня 1999г. по 31 октября 1999г. в должности палатной медсестры в санатории «Красноярское Загорье», поскольку Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Доводы апелляционной жалобы об отмене решения в данной части судебная коллегия считает необоснованными, т.к. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066, который предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля, был введен в действие с 01 ноября 1999г.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С., начиная с 01 ноября 1999г., в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения в указанной части.

В соответствии со ст.ст.8,35 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03 октября 2018г. №350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п.20 ч.1 ст.30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из ч.2 ст.30 этого же Федерального закона следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ).

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999г. правовому регулированию в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №464. В указанном Списке были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С 1 ноября 1999г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066, который предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781.

После принятия Правительством Российской Федерации постановления от 22 сентября 1999г. №1066 медицинским сестрам санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2009г. №309-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001г. №8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий определило ряд лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых врачей и среднего медицинского персонала дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям отнесены санатории определенных профилей: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.

Исходя из указанных норм, с 1 ноября 1999г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из материалов дела видно, что Иванова Т.С. с 10 мая 1999г. была принята на должность палатной медсестры в санаторий «Красноярское Загорье», 01 октября 2015г. она была переведена в отделение реабилитации на должность старшей медсестры палатной, 03 апреля 2017г. - переведена в отделение кардиореабилитации на должность старшей медицинской сестры, с 01 декабря 2017г. - переведена в отделение реабилитации на должность старшей медицинской сестры палатной, 19 декабря 2017г. - уволена по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.

24 декабря 1992г. санаторий «Красноярское Загорье» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», учредителями которого являлись санаторий «Красноярское Загорье» и ФНПР «Роскурорт». Постановлением Администрации Балахтинского района №196 от 20 июня 1996г. была зарегистрирована новая редакция Устава ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» с организационно-правовой формой - закрытое акционерное общество. В 2008г. принято решение о преобразовании ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» в ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и 11 июля 2008г. осуществлена государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы. В последующем Устав ЗАО и АО «Санаторий «Красноярское Загорье» изменялся в 2009г., 2015г. и 2017г.

В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007г. №522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18 апреля 2022г. АО «Санаторий «Красноярское Загорье» были выданы в 2010г. и 2013г. лицензии на деятельность, связанную с оборотом психотропных и наркотических веществ, в 2010г., 2011г., 2015г., 2016г. - лицензии на медицинскую деятельность.

Из имеющейся в материалах дела лицензии на осуществление медицинской деятельности от 22 декабря 2016г. видно, что АО «Санаторий «Красноярское Загорье» предоставлено право на осуществление медицинской деятельности согласно приложению.

Согласно приложению №1 к названной лицензии АО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает первичную, доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара. При оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по акушерству и гинекологии, аллергологии и иммунологии, гастроэнтерологии, гериатрии, дезинфектологии, дерматовенерологии, детской кардиологии, детской эндокринологии, диетологии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинской реабилитации, медицинской статистике, медицинскому массажу, неврологии, нефрологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, профпатологии, психотерапии, пульмонологии, ревматологии, рефлексотерапии, сестринскому делу (т.1, л.д.207-214).

Из представленных в материалы дела учредительных документов АО «Санаторий «Красноярское Загорье», а также выданной этому Обществу лицензии и приложений к ней следует, что данный санаторий является санаторием общетерапевтического профиля и специализируется на санаторно-курортном лечении по нескольким профилям, осуществляет диагностические, лечебные, профилактические и медико-восстановительные мероприятия, проводимые с целью укрепления здоровья и предупреждения заболевания граждан. При этом профили деятельности, указанные в лицензии, не свидетельствуют об осуществлении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» деятельности по одному из профилей, указанных в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781.

Доводы истицы о том, что в санатории проводится лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психоневрологическими расстройствами, кардиологическими проблемами, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку основным направлением деятельности санатория является оздоровление (профилактика) граждан с различными заболеваниями, в том числе по профилям гастроэнтерологии, неврологии, терапии, педиатрии, кардиологии, психотерапии, гинекологии, эндокринологии, офтальмологии, профпатологии, стоматологии, травматологии, ортопедии и т.д. (т.1, л.д.168).

Доказательств того, что основным профилем деятельности санатория являлось лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, истицей не представлено.

Кроме того, в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, в разделе «Наименование учреждений» акционерные общества, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.

Досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью, и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем медицинским работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Согласно п.1 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2014г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с п.1 ст.123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В п.1 ст.96 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (п.3 ст.96 ГК РФ).

Согласно статье 66.3 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014г.) акционерные общества отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений ГК РФ акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно п.3.1 Устава АО «Санаторий «Красноярское Загорье», утвержденного решением единственного акционера Общества от 18 апреля 2017г., целью Общества является оказание населению санаторно-курортных, социальных услуг с предоставлением проживания, медицинских услуг и получение прибыли.

В соответствии с п.3.2 Устава основными видами деятельности Общества являются оздоровление (профилактика) граждан природными лечебными ресурсами (минеральной водой, лечебной грязью, лечебными травами, природными факторами) при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям; организация досуга и отдыха граждан; производство лекарственного сырья и других природных лечебных средств; осуществление медицинской деятельности, связанной с оборотом психотропных и наркотических веществ; поставка продуктов питания, промышленных товаров, медикаментов, медицинского оборудования; строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения; оказание коммерческих и других услуг физическим и юридическим лицам.

Таким образом, поскольку одной из основных целей деятельности АО «Санаторий «Красноярское Загорье» является извлечение прибыли, то в соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ данное общество является коммерческой организацией, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Указанное общество не поименовано в действовавших в спорные периоды работы истицы Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003г. №229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005г. №627, и в действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013г. №529н. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием для признания указанного общества учреждением здравоохранения.

Доводы истицы о том, что после изменения организационно-правовой формы АО «Санаторий «Красноярское Загорье», направление лечебной деятельности санатория не изменилось, а также не изменился характер труда по занимаемым ею должностям медицинской сестры палатной, старшей палатной медицинской сестры и старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку право на назначение досрочной пенсии определяется исходя из должности и учреждения здравоохранения, поименованных в соответствующих Списках.

Кроме того, в соответствии с п.13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014г. №1015, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Из положений ст.3 Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1,2 ст.11 указанного Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Из материалов дела видно, что Иванова Т.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 20 марта 2001г.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ивановой Т.С. от 04 марта 2018г. спорные периоды ее работы в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» не указаны как работа с особыми условиями труда для досрочного назначения страховой пенсии (т.1, л.д.102-109).

При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о включении спорных периодов работы истицы в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье», начиная с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку стаж работы истицы в качестве лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с учетом включенных пенсионным органом периодов, составил менее 25 лет, правовых оснований для назначения Ивановой Т.С. досрочной пенсии со дня ее обращения в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии, т.е. с 11 ноября 2021г. не имеется.

Таким образом, решение суда в вышеуказанной части, основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа, включении в специальный стаж периодов работы Ивановой Т.С. с 01 ноября 1999г. по 19 декабря 2017г. в должностях палатной медсестры, старшей палатной медицинской сестры, старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации в АО «Санаторий «Красноярское Загорье».

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Балахтинского районного суда от 07 сентября 2022г. в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю №794675/21 от 11 ноября 2021г. в части не включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов, не включенных в специальный стаж, возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить Ивановой Татьяне Сергеевне в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периоды работы в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 ноября 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 25 апреля 2014г. по 11 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г., в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 октября 2015г. по 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г., в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. отменить.

Принять по делу в этой части новое решение.

В удовлетворении требований Ивановой Татьяне Сергеевне к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю №794675/21 от 11 ноября 2021г., включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, периодов работы в качестве палатной медсестры в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 ноября 1999г. по 21 декабря 2011г., с 14 февраля 2013г. по 12 марта 2014г., с 25 апреля 2014г. по 11 декабря 2014г., с 05 декабря 2014г. по 11 декабря 2014г., с 13 декабря 2014г. по 20 мая 2015г., с 22 мая 2015г. по 23 сентября 2015г., с 25 сентября 2015г. по 27 сентября 2015г., с 29 сентября 2015г. по 30 сентября 2015г., в качестве старшей палатной медицинской сестры АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 октября 2015г. по 01 октября 2015г., с 03 октября 2015г. по 22 октября 2015г., с 24 октября 2015г. по 13 апреля 2016г., с 15 апреля 2016г. по 22 сентября 2016г., с 24 сентября 2016г. по 21 декабря 2016г., с 23 декабря 2016г. по 02 марта 2017г., с 04 марта 2017г. по 31 марта 2017г., в качестве старшей медицинской сестры отделения кардиореабилитации АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с 01 апреля 2017г. по 11 мая 2017г., с 13 мая 2017г. по 27 июня 2017г., с 29 июня 2017г. по 12 июля 2017г., с 14 июля 2017г. по 19 декабря 2017г. отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОПФР по Красноярскому краю Гурман Т.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 декабря 2022г.

33-14240/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Иванова Татьяна Сергеевна
Ответчики
ОПФР по Красноярскому краю
Клиентская служба в Балахтинском районе
Другие
АО Санаторий Красноярское Загорье
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Платов Андрей Станиславович
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
07.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Передано в экспедицию
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее