Решение по делу № 2а-2006/2019 от 27.11.2018

Дело № 2а-2006/2019                        в окончательной форме 27 июня 2019 года

78RS0014-01-2018-009542-47                                                        27 мая 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Соколовой Е.В.,

с участием представителя административного истца СТ «Труженик» – Кононенко З.В., действующей на основании доверенности от 15.09.2017 года, сроком до 31.12.2019 года,

представителя административного истца СТ «Труженик» - председателя правления Героева В.В.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу – Всеволодовой Н.И., действующей на основании доверенности №00017-АА от 15.01.2019 года, сроком до 31 декабря 2019 года,

заинтересованного лица – государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Кокшарова Р.А.,

представителя заинтересованного лица СНТ «Электроаппарат» - председателя правления Дергачева Р.А.,

при секретаре Папукчи А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СТ «Труженик» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ, обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

СТ «Труженик» обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу) о признании незаконным предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ №25337 и №24865 от 27 июля 2018 года и их отмене.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что по результатам проверки Управления Росреестра по Санкт-Петербургу установлен факт занятия СТ «Труженик» земельных участков площадью 0,067 кв.м., расположенном в координатах X-81770.08 Y-110431.44 на пересечении 20-21 линии СТ «Труженик» и ул. Кирпичной дороги возле межевого знака №15/Е94-49 с кадастровым номером 78:14:0007701:146 и площадью 81,0 кв.м. расположенном в координатах X-81770.08 Y-110431.44 в 15 метрах юго-восточнее земельного участка СТ «Труженик» №33 с кадастровым номером 78:14:0007701:146. При этом должностным лицом Росреестра указано о незаконности занятия земельного участка 0,067 кв.м. под железобетонный столб линии электропередачи и земельного участка 0,81 кв.м. под учетно-водомерный узел со ссылкой на п.2.4.2 Приказ Министерства энергетики РФ от 20 мая 2003 года №187 «Об утверждении правил устройства электроустановок». По результатам проверки СТ «Труженик» были выданы предписания №25337 и №24865 от 27 июля 20918 года, которые были получены административным истцом по почте 06.09.2018 года. Вынесенные предписания считает незаконными, поскольку противоречат нормам ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, указанные в оспариваемых предписаниях земельные участки площадью 0,067 и 81,0 кв.м.под железобетонный столб и узел водомерного учета и не относятся к территории СТ «Труженик», данные объекты не являются собственностью и не устанавливались СТ «Труженик», а входят в места общего пользования смежных садоводств. Просит предписания №25337и №24865 от 27.07.2018 года признать незаконными и отменить их.

Председатель правления СТ «Труженик» Героев В.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного истца СТ «Труженик» - Кононенко З.В., на требованиях настаивала, согласно доводам изложенным в административном исковом заявлении. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу – Всеволодова Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований административного истца, согласно доводам представленного возражения. Просила в иске отказать.

Заинтересованное лицо – государственный инспектор Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Кокшаров В.В., возражал против требований административного иска. Просил в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Электроаппарат» - председатель правления Дергачев Р.А. в судебном заседании поддержал доводы административного истца.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12 пояснил, что при председателе правления СТ «Труженик» Героеве В.В. была произведена реконструкция столбов линии электропередачи, в том числе и спорного столба, деревянные столбы были заменены на железобетонные. Для производства работ была нанята компания «НЭМ», которая также производила работы по устройству водомерного узла. Заказчиком работ был председатель правления СТ «Труженик» Героев В.В., он подписывал документы, у него была печать СТ «Труженик». Томский А.Н., в полномочия которого как кассира садоводства входило сбор денежных средств, принимал от членов СТ «Труженик» денежные средства на устройство спорного водомерного узла.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13 пояснила, что при реконструкции опор линии электропередач в 2013-2014 г.г. был установлен спорный столб опоры. Все работы производились по согласованию между председателями всех садоводств. Договоры с ресурсоснабжающими компаниями заключен только у СНТ «Электроаппарат». Остальные садоводства, в том числе СТ «Труженик» является субабонентами.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Дачное» ЛАЗ, представитель заинтересованного лица СНТ «Дачное» Балтийского завода, представитель заинтересованного лица ПО «СТ Зеленый сад», представитель заинтересованного лица СТ №1 «Дачное» Октябрьского ПРЭО, представитель заинтересованного лица СПб ГУП «Водоканал» в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, определил возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав доводы представителей административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимосвязь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Исходя из положений ст. 71 Земельного кодекса под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).

На момент проведения проверки и в настоящее время, данный порядок определяется Положением о государственном земельном Надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1.

Согласно пункту 2 указанного Положения, пункту 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года № 457, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В силу пункта 3 Положения о земельном контроле Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения земельного законодательства и недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 12 Положения о земельном контроле государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

При этом, внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Одним из которых, согласно п. п. 3 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ, является поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Согласно п. п. 1, 5 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Таким образом, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу наделено полномочиями по выдаче предписания по факту нарушений земельного законодательства.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 21.05.2018 года №24865 в отношении СТ «Труженик» в период с 02.07.2018 года по 27.07.2018 года была проведена выездная проверка на предмет соблюдения земельного законодательства по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Авиагородок, СТ «Труженик».

По результатам проверки должностным лицом государственного земельного надзора - государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Кокшаровым Р.А. составлен Акт проверки от 27.07.2018 года №24865 с указанием сведений о результатах проверки и выявленных нарушений СТ «Труженик» земельного законодательства РФ. прилагаемой к нему фототаблицей и результатами обмера земельных участков.

В связи с выявленными нарушениями указанным должностным лицом в адрес административного истца были выданы Предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №24865 и №25337 от 27.07.2018 года, которые оспаривается административным истцом. В данных предписаниях был установлен срок для устранения выявленных нарушений до 15.01.2019 года путем оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на спорные земельные участки или освобождении самовольно занятых земельных участков.

В ходе проверки было установлено, что территория занимая СТ «Труженик» расположена в границах базисного квартала с кадастровым номером 78:14:0007791 (муниципальный округ «Пулковский меридиан») по адресу: Санкт-Петербург, Дачное, садоводство «Труженик» и включает в себя земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц.

С северо-восточной стороны территория занимаемая СТ «Труженик» граничит с садоводческим товариществом «Дачное» Балтийского завода, с юго-западной стороны – с потребительским обществом «СТ «Зеленый сад», с юго-восточной стороны граница территории занимаемой СТ «Труженик» проходит вдоль Кирпичной дороги, с северо-западной стороны – вдоль Лиговского канала. Внутри самой территории земельные участки СТ «Труженик» расположены вдоль линий – с 19 по 22 линию. Свободный проход по линиям со стороны Лиговского канала исключен ввиду наличия ограждения и калиток, запертых на замок. Свободный проход по линиям со стороны Кирпичной дороги возможен.

На линиях и на Кирпичной дороге установлены опоры к которым прикреплена воздушная линия электропередач.

На опорах имеются ответвления воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ, по которым электроэнергия подается непосредственно на земельные участки СТ «Труженик».

От железобетонной опоры, установленной на углу 20-21 линий СТ «Труженик» и Кирпичной дороги на земельном участке площадью 0,067 кв.м., имеется ответвление воздушной линии, по которому осуществляется подача электроэнергии на земельный участок площадью 81,0 кв.м., расположенный в 15 метрах юго-восточнее межевого знака №15/Т94-49 с координатами Х-81770.08 Y-110431.44 обозначающего участок южной границы земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007701:146, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Дачное, садоводство «Труженик», участок 33, на котором находится сооружение оборудованного учетно-водомерного узла СТ «Труженик». Сведения о земельном участке, используемом под учетно-водомерный узел и железобетонную опору воздушной линии, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

По результатам проведенной проверки государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель в отношении СТ «Труженик» составлены протоколы №24865 и №25337 от 13.09.2018 года об административных правонарушениях, ответственность которых предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

25.09.2018 года заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель ФИО14 вынесены постановления о признании СТ «Труженик» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии и использовании земельных участков площадью 0,067 кв.м. и площадью 81,0 кв.м. из состава земель не прошедших государственный кадастровый учет под размещение железобетонного столба опоры и узла водомерного учета соответственно.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №486, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (п. 103).

Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Санкт-Петербургу.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено нарушение действующего законодательства при проведении проверки, предписания об устранении земельного законодательства от 27.07.2018 года вынесены государственным инспектором Санкт-Петербурга по использованию и охране земель обоснованно и в пределах своей компетенции. Проверка проведена по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Председатель правления СТ «Труженик» был надлежащим образом уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки в отношении СТ «Труженик», вручении копий предписаний не оспаривает.

Довод административного истца о том, что размещение на спорных земельных участках железобетонного столба опоры линии электропередач и узла водомерного учета воды в соответствии с ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании закона.

Положениями ст. 39.33 Земельного кодекса РФ определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых определены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (пп.6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям п. 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 года № 98, Комитет осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе осуществляет юридические действия, связанные с принудительным прекращением прав пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельными участками ввиду их ненадлежащего использования, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет юридические действия, связанные с разграничением государственной собственности на землю.

Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 07.03.2018 года №23-р утвержден Административный регламент предоставления Комитетом государственной услуги по выдаче разрешений на использование земель, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность которых не разграничена, земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена.

Доказательств обращения СТ «Труженик» или уполномоченных лиц СТ «Труженик» за соответствующим разрешением на использование спорных земельных участков в материалы дела, либо при проведении внеплановой выездной проверки, не представлено.

Доводы административного истца о том, что СТ «Труженик» силами членов садоводства и за счет средств садоводства не устанавливало спорные объекты на указанных выше земельных участках, также подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, необходимым основанием для признания судом действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными, является не соответствие таких действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свободы и законных интересы административного истца.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В ходе судебного разбирательства, административным истцом доказательств нарушения административным ответчиком его прав, свобод и законных интересов в связи с выданными предписаниями №25337 и №24865 от 27 июля 20918 года, представлено не было. Судом не соответствия действий административного ответчика нормативным правовым актам не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению требований административного истца о признании незаконным о признании незаконным предписаний Управления Росреестра по Санкт-Петербургу об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ №25337 и №24865 от 27 июля 2018 года и считает необходимым в удовлетворении требований административному истцу отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175, 177, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового СТ «Труженик» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконными предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ №25337 и №24865 от 27 июля 2018 года, обязании произвести определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                       Е.В. Соколова

2а-2006/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СТ "Труженик"
Ответчики
Управление Росреестра по СПб
Другие
Администрация Московского района СПб
СНТ "Дачное" ЛАЗ
СНТ "Электроаппарат"
ПО "СТ " Зеленый сад"
СПб ГУП Водоканал
СНТ "Дачное" Балтийский завод
СТ №1 "Дачное" Октябрьского ПРЭО
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Соколова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
msk.spb.sudrf.ru
27.11.2018Регистрация административного искового заявления
28.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2018Судебное заседание
14.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
17.04.2019Судебное заседание
17.04.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.05.2019Судебное заседание
27.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее