Дело №3-104/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 11 августа 2015 года
Оренбургский областной суд в составе:
судьи областного суда Хакимовой О.В.
при секретаре Бобылевой JI.A.
с участием прокурора Христич Т.В.,
представителя ООО «Хуторское» - Котловской И.И., действующей на
основании доверенности от (дата), представителей
Правительства Оренбургской области Курманбаева Ж.С., действующего на
основании доверенности от (дата), Попова А.Н., действующего
на основании доверенности от (дата),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению ООО «Хуторское» о признании недействительными пункта 7 и
абзаца 2 пункта 9 Порядка расходования средств на предоставление субсидий
на возмещение части затрат на один килограмм реализованного молока,
утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от
(дата) №-п,
У С Т А Н О В И Л :
(дата) Правительством Оренбургской области принято
постановление №-п «О расходовании средств на предоставление
субсидий на возмещение части затрат на один килограмм реализованного
товарного молока» (далее Постановление), первоначальный текст которого
был опубликовано в газете "Оренбуржье", N 52, (дата).
В указанное постановление вносились изменения постановлениями
Правительства Оренбургской области от (дата) N 621-п, от
(дата) N 178-п, от (дата) N 388-п, от 03 сентября
2014 года N 645-п, от (дата) N 169-п.
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок расходования средств на
предоставление субсидий на возмещение части затрат на один килограмм
реализованного товарного молока согласно приложению (далее Порядок).
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что указанный Порядок определяет
механизм и условия предоставления субсидий, источником финансового
обеспечения которых являются субсидия из федерального бюджета и
субвенция из областного бюджета на выполнение отдельных
государственных полномочий в сфере регулирования и поддержки
сельскохозяйственного производства, на возмещение части затрат на один
килограмм реализованного товарного молока высшего сорта, молока первого
сорта.
Пунктом 7 Порядка установлено, что при снижении
сельскохозяйственными организациями поголовья крупного рогатого скота в
целом, в том числе коров, по итогам отчетного месяца к поголовью,
имевшемуся на начало текущего года, субсидии, причитающиеся за
реализованное товарное коровье молоко в отчетном и последующих месяцах,
t не начисляются и не выплачиваются. Начисление и выплата субсидий
возобновляются только после восстановления поголовья.
В случае снижения сельскохозяйственными организациями,
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными
предпринимателями поголовья крупного рогатого скота в целом, в том числе
коров, по состоянию на 1 января очередного финансового года к уровню,
имевшемуся на 1 января текущего года, вся сумма полученных субсидий за
коровье молоко подлежит возврату в бюджеты соответствующих уровней. В
исключительных случаях, когда уровень поголовья крупного рогатого скота
снижается вследствие эпизоотических заболеваний или введения
чрезвычайной ситуации, по ходатайству пострадавших сельскохозяйственной
организации, крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального
предпринимателя при представлении документов, указанных в пункте 8
настоящего Порядка, принимается решение о сохранении начисленной суммы
субсидии:
органами местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов по согласованию с министерством - по субсидии, источником
финансового обеспечения которой является субвенция из областного
бюджета;
министерством - по субсидии, источником финансового обеспечения
которой является субсидия из федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Порядка при снижении поголовья крупного
рогатого скота, в том числе коров, по состоянию на 1 января очередного
финансового года к первоначальной отчетной дате вся сумма полученных
субсидий подлежит возврату в бюджеты соответствующих уровней.
ООО «Хуторское» обратилось в суд с заявлением о признании
недействительными пункта 7 и абзаца 2 пункта 9 Порядка, указав, что в
соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ,
услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях
возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации нормативные акты, муниципальные правовые акты,
регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности,
должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при
их предоставлении.
2
По мнению заявителя, условия, которые указаны в пункте 7 Порядка,
вступают в противоречие с условиями предоставления субсидий, которые
определены в пунктах 1, 2, 5, 6 Порядка, а именно:
1. Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на один
килограмм реализованного товарного молока высшего и первого сорта.
2. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным организациям,
имеющим поголовье коров и занимающимся производством и реализацией
молока.
5. Субсидии сельскохозяйственным организациям, крестьянским
(фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям
предоставляются при условии их соответствия следующим требованиям и
критериям: а) имеющим на 1 января текущего года поголовье коров; б)
занимающимся производством и реализацией молока: высшего сорта;
первого сорта; в) обеспечившим выход телят в расчете на 100 коров: в 2013
году - по показателю 2012 года, но не менее 75 голов; в 2014 году - по
показателю 2013 года, но не менее 76 голов; в 2015 году - по показателю 2014
года, но не менее 78 голов; в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего
года, но не менее 80 голов.
6. Сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским)
хозяйствам и индивидуальным предпринимателям субсидии предоставляются
за реализованное товарное коровье молоко высшего сорта, молоко первого
сорта собственного производства или приобретенное у личных подсобных
хозяйств по договорам контрактации, а также приобретенное
сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, являющимися
учредителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов, у
членов этих кооперативов и поставленное на заготовительные и
перерабатывающие предприятия, зарегистрированные на территории
ФИО2 (адрес), и (или) отгруженное в собственные
перерабатывающие цеха, соответствующее показателям идентификации
молока по содержанию в нем жира и белка: в 2013 году - не менее 3,4
процента жира и 3,0 процента белка; в 2014 - 2020 годах - не менее 3,4
процента жира и 3,0 процента белка.
Основаниями для предоставления субсидии сельскохозяйственным
организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным
предпринимателям являются реестр документов, подтверждающих факт
реализации товарного молока (приложение N 2 к настоящему Порядку), и
заверенные получателями субсидий копии следующих документов: договоров
купли-продажи (поставки) продукции, кроме отгруженной в собственные
перерабатывающие цеха, приемных квитанций.
Пункт 11 Порядка устанавливает перечень необходимой информации
для получения субсидии, а абзац 2 пункта 12 Порядка содержит
исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии:
несоответствие требованиям и критериям, указанным в пунктах 5 и 6
настоящего Порядка (за исключением граждан, ведущих личное подсобное
3
хозяйство);
представление неполного комплекта документов, установленных
настоящим Порядком;
наличие подчисток и помарок в представленных документах (копиях
документов);
обнаружение недостоверных сведений в представленных документах;
отсутствие остатка бюджетных ассигнований;
неподтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя
(за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
возбуждение процедуры банкротства (за исключением граждан, ведущих
личное подсобное хозяйство);
непредставление отчетов о финансово-экономическом состоянии по
форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации, и в сроки, установленные министерством (за исключением
граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
Заявитель полагает, что из указанных норм следует, что при получении
субсидии или отказа в предоставлении субсидии не требуется соблюдение
условий, перечисленных в пункте 7 и абзаце 2 пункта 9 Порядка,
следовательно, данные условия не могут напрямую влиять на обязанность
сельскохозяйственного товаропроизводителя произвести возврат полученной
субсидии.
Кроме того, количество голов крупного рогатого скота не влияет на
объемы и качество производимого молока, но буквальное толкование пункта
Порядка позволяет ответчику отказать сельскохозяйственному
производителю в получении субсидии или потребовать ее возврата при
снижении поголовья крупного рогатого скота, независимо от его вида (бык,
вол), а также количества, то есть если снижение произошло даже на 1 голову.
Также, заявитель считает, что пункт 7 Порядка противоречит другим его
пунктам, что позволяет одновременно предоставлять и не предоставлять
субсидии.
Поскольку снижение поголовья крупного рогатого скота (быки, волы) не
влияет на производство молока и снижение его объемов, а молочная
продуктивность напрямую не связана с количеством крупного рогатого скота,
то в оспариваемой части Порядок нарушает права заявителя на безвозвратное
получение субсидий. К молочному скотоводству, полагает заявитель, может
быть отнесено только поголовье коров.
В судебном заседании представитель ООО «Хуторское» ФИО4
заявленные требования поддержала, указав, что Порядок в оспариваемой
части противоречит пунктам 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, а также пункту 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от (дата) № «Об утверждении правил
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного
и (или) отгруженного на собственную переработку молока».
4
Представители Правительства Оренбургской области ФИО7 и
ФИО5в судебном заседании с заявленными требованиями ООО
«Хуторское» не согласились, просили в их удовлетворении отказать.
Прокурор ФИО3 в своем заключении указала на отсутствие
оснований для удовлетворения заявленных требований. В рамках
аргументации своей позиции отметила, что оспариваемый акт был принят
полномочным органом с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
Он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса,
суд находит требования ООО «Хуторское» не подлежащими
удовлетворению, исходя из следующего.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены
предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября
1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального
закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской
Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится
решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за
исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми
программами), организации и осуществления региональных и
межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского
хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным
законом от (дата) N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства",
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики
является государственная поддержка сельскохозяйственных
товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в
соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4
5
статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от (дата)
N 264-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров,
работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в
целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового
обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией)
товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых
и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря
2012 года N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных
товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного
молока.
Согласно пункту 3 Правил, субсидии предоставляются бюджету субъекта
Российской Федерации, отвечающего следующим требованиям (критериям):
а) наличие на территории субъекта Российской Федерации
сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих
производство, реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку
молока;
б) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в
подпункте "а" настоящего пункта, поголовья коров и (или) коз.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил одним из условий
предоставления субсидий является наличие нормативного правового акта
субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия
предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета
субъекта Российской Федерации средств на возмещение части затрат на
1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых
является субсидия, в соответствии с критериями, указанными в пункте 5
Правил, а также показателями идентификации молока, определяемыми
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Правовой анализ приведенных законоположений позволяет сделать
вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации
предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия
предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из
бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются, в
том числе, и субсидии из федерального бюджета.
Судом установлено, что Постановление Правительства Оренбургской
области от (дата) №-п принято в рамках реализации
мероприятий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия ФИО2 (адрес) на 2013-2020 годы по развитию
6
молочного скотоводства», утвержденной постановлением ФИО2
ФИО2 (адрес) №-пп от (дата). Указанная
программа ФИО2 (адрес), в свою очередь, разработана в
соответствии с "Государственной программой развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации № от (дата).
В программах определены основные мероприятия развития молочного
скотоводства, целью этих мероприятий является наращивание производства
молока, сохранение и стабилизация поголовья крупного рогатого скота.
Для достижения целей, в программе указаны задачи и определено, что
государственная поддержка мероприятий осуществляется посредством
предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на
субсидирование реализованного (товарного) молока с учетом продуктивности
коров.
В оспариваемом ООО «Хуторское» постановлении Правительства
Оренбургской области определены, как это установлено вышеуказанными
пунктом 3 и подпунктом "в" пункта 4 Правил, утвержденных в постановлении
Правительства Российской Федерации №, критерии, механизм и условия
предоставления субсидий, источниками финансового обеспечения которых
являются субсидии из федерального бюджета и субвенция из областного
бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере
регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства, на
возмещение части затрат на один килограмм реализованного товарного
молока высшего сорта, молока первого сорта (далее - субсидии).
Судом установлено, что субсидии выплачиваются ежемесячно, а одним
из условий предоставления субсидии на очередной месяц является
сохранение поголовья крупного рогатого скота в целом, в том числе коров.
Нарушение указанного условия влечет прекращение выплат субсидий.
Именно такой смысл заложен в пункте 7 оспариваемого постановления
Правительства Оренбургской области.
Учитывая изложенное, правовых оснований для частичного признания
постановления Правительства Оренбургской области от (дата)
№-п противоречащим пункту 3 постановления Правительства Российской
Федерации от (дата) № нет.
Также нет оснований признать оспариваемые пункты постановления,
принятого Правительством Оренбургской области, противоречащими статье
78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку эта статья
федерального закона содержит общие положения, позволяющие
предоставлять субсидии юридическим лицам.
Так, пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и
безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных
доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ,
оказанием услуг.
7
Пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления
субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям,
устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных
органов власти.
Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт,
регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета,
должен определять в том числе цели, условия и порядок предоставления
субсидий.
В оспариваемом постановлении правительство области установило цель
предоставления субсидий - наращивание производства молока, сохранение и
стабилизация поголовья крупного рогатого скота, определило условия
предоставления субсидии, которые изложены в пунктах 5, 6, 7, Порядка, а в
пункте 11 регламентировало порядок предоставления субсидии.
Следовательно, действовало в пределах своих полномочий и компетенции.
Суд не соглашается с мнением заявителя о том, что оспариваемые им
пункты Порядка вступают в противоречие с другими положениями Порядка.
По смыслу, заложенному в постановлении правительства области,
обжалуемые пункты устанавливают определенный порядок предоставления
субсидий и указывают, что при не соблюдении установленного порядка, то
есть в случае, если произойдет уменьшение общего количества поголовья
скота, выплаченные субсидии подлежат возврату.
Кроме того, в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие нормативного
правового акта органа государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица акту, имеющему большую
юридическую силу, а не соответствие указанных заявителем положений и их
противоречие этому же нормативному правовому акту.
Поскольку оспариваемое постановление Правительства Оренбургской
области принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему
федеральным законодательством полномочий и с соблюдением
установленной процедуры, а также в связи с тем, что оспариваемый
заявителем пункт 7 и абзац 2 пункта 9 Порядка не противоречат статье 78
Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 3 постановления
Правительства Российской Федерации от (дата) №, суд
оснований для удовлетворения заявления ООО «Хуторское» не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований ООО «Хуторское» о признании
недействительными пункта 7 и абзаца 2 пункта 9 Порядка расходования
средств на предоставление субсидий на возмещение части затрат на один
8
килограмм реализованного молока, утвержденного постановлением
Правительства Оренбургской области от (дата) №-п, -
отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации через ФИО2 областной суд в течение одного месяца со
дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО2
областного суда О.В.Хакимова
9__