Дело № 2-369/ 2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре Авамовой М.Н.,
с участием представителя истца- помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в Моргаушский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов в <адрес> в местах сбора твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковое требование мотивировано тем, что в результате проведенной в соответствии с п. 1.2 приказа прокурора Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района проверки деятельности администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики на предмет соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по содержанию контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов в <адрес> установлено, что по периметру территории и за пределами контейнерных площадок осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных и бытовых отходов, что не соответствует требованиям п. п. 8, 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Обследованием контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, установлено, что на имеющемся бетонном основании расположено <данные изъяты> контейнера для сбора и накопления ТКО, при этом в нарушение требований п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 <данные изъяты> контейнера расположены на земле.
Обследованием контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, установлено, что на имеющемся бетонном основании расположено <данные изъяты> контейнера для сбора и накопления ТКО, при этом в нарушение требований п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 <данные изъяты> контейнера расположены на земле.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Моргаушского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений, которое исполнено частично, за исключением обустройства контейнерных площадок <адрес>.
Выявленные нарушения создают угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, нарушаются права неопределенного круга лиц- граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
Истец, ссылаясь на нормы п. п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», п. 3 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297), просит удовлетворить заявленное требование.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Моргаушского района Кудряшов К.В. исковое требование поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района, представитель третьего лица – администрации Моргаушского района в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика представлены пояснения, согласно которым обустройство контейнерных площадок, расположенных по <адрес> дополнительным бетонных или асфальтовым покрытием для контейнеров, расположенных на земле, в настоящее время не представляется возможным, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации <адрес>.
Суд с согласия лица, участвующего в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца Кудряшова К.В., исследовав материалы дела, которых, по его мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательном Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В ст. 21 указанного Федерального закона определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Моргаушского районного собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № администрацией Моргаушского района Чувашской Республики администрациям сельских поселений Моргаушского района Чувашской Республики передано осуществление части полномочий на территориях соответствующих сельских поселений: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1.2 приказа прокурора Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» прокуратурой Моргаушского района проверки деятельности администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики на предмет соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по содержанию контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов в <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики выявлено, что по периметру территории и за пределами контейнерных площадок осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных и бытовых отходов.
Так, обследованием контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, установлено, что на имеющемся бетонном основании расположено <данные изъяты> контейнера для сбора и накопления ТКО, при этом <данные изъяты> контейнера расположены на земле.
Обследованием контейнерной площадки, расположенной по <адрес>, установлено, что на имеющемся бетонном основании расположено <данные изъяты> контейнера для сбора и накопления ТКО, при этом <данные изъяты> контейнера расположены на земле.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Бремя содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложено в соответствии с законодательством на ответчика- администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района.
Согласно п. 3 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...») на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Доводы представителя ответчика, изложенные в представленных суду письменных пояснениях об отсутствии денежных средств в бюджете администрации <адрес> суд не может принять во внимание. Отсутствие твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Исполнение требований законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете администрации сельского поселения.
При изложенных обстоятельствах требование прокурора Моргаушского района является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения решения суда- 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, который просит установить представитель истца, суд признает разумным и справедливым.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст.ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов в <адрес> в местах сбора твердых коммунальных отходов по <адрес>, и <адрес>, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.