УИД 16RS0051-01-2021-004990-51
Судья: Шадрина Е.В. Дело №5-2703/2021
Дело №7-1528/2021
Р е ш е н и е
05 мая 2021 года г.Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Маликов Р.А., при секретаре судебного заседания Багавиевой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу инспектора отдела по вопросам миграции ОП №12 «Гвардейский» Управления МВД России по г.Казани Залялова Р.Р. на постановление судьи Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 марта 2021 года, вынесенное в отношении Кёсе Кемал по делу об административному правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 марта 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Турция Кёсе Кемал прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо Залялов Р.Р. просит постановление судьи отменить,
В судебное заседание Кёсе Кемал и должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения названной жалобы, не явились, от них заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, поэтому полагаю возможным рассмотрение дела в отсутствие названных участников процесса.
В силу положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 20 марта 2021 года инспектором отдела по вопросам миграции ОП №12 «Гвардейский» Управления МВД России по г.Казани Заляловым Р.Р. в отношении гражданина Республики Турция Кёсе Кемал составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ (л.д.1).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Кёсе Кемал, судья районного суда в своем постановлении от 20 марта 2021 года указал, что срок временного пребывания Кёсе Кемал на территории Российской Федерации, а также срок постановки на миграционный учет истекли в период действия пп.«а» и «г» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года №274, потому следует признать, что на момент выявления вменяемого Кёсе Кемал правонарушения – 20 марта 2021 года – гражданин Республики Турция Кёсе Кемал законно находился на территории Российской Федерации, поэтому производство по делу в отношении него подлежит на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако с законностью и обоснованностью такого судебного постановления судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как исходит из содержания ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч.ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований ст.26.11 КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как видно из представленных материалов судьей районного суда, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении в отношении Кёсе Кемал, были нарушены требования ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все имеющиеся доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, неправильно применены нормы КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным, обоснованным и мотивированным, по своей структуре и содержанию соответствовать требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, характеризуется нарушением иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, которое выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации или в утрате документов, дающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, гражданину Республики Турция Кёсе Кемал было вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении режима пребывания.
Действительно, в соответствии с пп.«а» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» (в редакции от 02 января 2021 года №1) в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
Также из содержания пп.«г» п.1 названного Указа следует, что на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельства участника Государственной программы.
Между тем также следует особо отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года №791 были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года №274, ограничивающие действие пп.«а», «в» и «г» п.1 и п.2 названного Указа. Таким образом, из содержания п.2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года №791 видно, что действие пп.«а», «в» и «г» п.1 и п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)»:
а) по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 года №1915-р снято ограничение на выезд в Россию для граждан Турции, то есть транспортное сообщение между Российской Федерацией и Республикой Турция возобновлено.
15 марта 2021 года истекли 90 суток со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года №791, следовательно, с 16 марта 2021 года ограничения, установленные пп.«а», «в» и «г» п.1 и п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)», в отношении гражданина Республики Турция Кёсе Кемал не действовали.
В рассматриваемом случае предполагаемое правонарушение совершено 20 марта 2021года. На момент выявления правонарушения транспортное сообщение между Российской Федерацией и Республикой Турция существовало.
Все вышеизложенные обстоятельства не были приняты во внимание при рассмотрении данного дела судьей районного суда, они не получили должной и правильной правовой оценки в состоявшемся судебном постановлении.
Таким образом, изучение обжалуемого судебного акта показывает, что фактические обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по данному делу и имеющие значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда должным образом исследованы и оценены не были, им не дана надлежащая и правильная правовая оценка, а выводы судьи нижестоящей инстанции основаны на неправильном применении материальных и процессуальных норм КоАП РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах обжалуемое постановление судьи Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Кёсе Кемал нельзя считать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а данное дело направлению на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 20 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Кёсе Кемал - отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Казани Республики Татарстан, жалобу должностного лица Залялова Р.Р. – удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья: