Дело № 2-3376/2023
74RS0031-01-2022-002683-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г.Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Рябко С.И.,
при секретаре Закамалдиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации к наследникам <ФИО>2, к Адаевой Елене Вячеславовне, Зензиной Марине Александровне, Ушаковой Надежде Васильевне, Оганесян Сусанне Вазгеновне о взыскании излишне выплаченных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ОСФР по Челябинской области) обратилось в суд с иском к наследникам <ФИО>2, к Адаевой Е.В., Зензиной М.А., Ушаковой Н.В., Оганесян С.В. о взыскании излишне выплаченных сумм. Просило взыскать в пользу истца солидарно с наследников <ФИО>2 излишне уплаченную сумму компенсационной выплаты в размере 2 760 рублей.
В обоснование заявленных требований указано о том, что ответчику Оганесян Сусанне Вазгеновне была установлена компенсационная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 26.12.2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2007 года №343. Компенсационная выплата установлена в отношении <ФИО>2 на осуществление за ней ухода с 01.05.2018 года.
ОСФР по Челябинской области установлено, что Оганесян С.В. в период получения компенсационной выплаты с 01.10.2021 года по 30.11.2021 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что привело к возникновению переплаты компенсационной выплаты в размере 2 760 рублей.
Согласно сведениям, полученным ОСФР по Челябинской области <ФИО>2 умерла <дата обезличена>, но сведениями о наследниках истец не располагает, в связи с чем обращается в суд и просит взыскать с наследников умершей <ФИО>2, и Оганесян С.В. сумму излишне уплаченной компенсационной выплаты в размере 2760 рублей (л.д. 3-4).
Определением суда от 26 сентября 2023 года произведена замена умершего должника его правопреемниками Адаевой Е.В., Зензиной М.А., Ушаковой Н.В. (л.д. 82-85).
В судебном заседании представитель истца Бикбаува У.К., действующая на основании доверенности от 09 января 2023 года (л.д.5) поддержала заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Адаева Е.В. исковые требования не признала. Пояснила, что умершая приходится ей бабушкой. Бабушкиной пенсией распоряжалась Зензина М.А., которая с ней проживала.
В судебном заседании ответчик Зензина М.А. пояснила, что умершая приходится ей бабушкой. Последнее время до смерти бабушка она проживала с ней, потому что бабушка самостоятельно не могла передвигаться. Пенсию приносил почтальон, бабушка её получала самостоятельно. Оганесян С.В. ей не знакома. За тот период, за который ОСФР по Челябинской области просит взыскать истец излишне выплаченную компенсацию, бабушка проживала одна, пенсией распоряжалась также самостоятельно.
В судебном заседании ответчики Оганесян С.В., Ушакова Н.В. участие не принимали. О дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом судебными повестками, направленными заказными письмами с уведомлениями. Конверты вернулись с отметкой «Истек срок хранения».
Дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течении этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 (далее - Правила).
Согласно пп.2 и 3 Правил указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24 мая 2018 года Оганесян С.В. обратилась к истцу с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты нетрудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином <ФИО>2. Из указанного заявления следует, что Оганесян С.В. осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином с 01 мая 2018 года (л.д.12-16).
Решением УПФР в г. Магнитогорске Челябинской области <номер обезличен> от 29 мая 2018 года Оганесян С.В. назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1380 рублей в период с 01 мая 2018 года на период осуществления ухода за <ФИО>2 Компенсационная выплата осуществлялась к пенсии, назначенной нетрудоспособному лицу <ФИО>2 (л.д.9).
Также при приеме документов Оганесян С.В. были даны разъяснения обязанности безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (л.д.
Как следует из текста заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, Оганесян С.В. предупреждена: а) о необходимости в течении пяти рабочих дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах влекущих за собой прекращение осуществление компенсационной выплат: о смерти нетрудоспособного гражданина или признании его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; о прекращении осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином; о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; о назначении лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы; о помещении нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания; б) о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении места жительства лица, осуществляющего уход.
В пп. «в» иного не указано (л.д.13).
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Оганесян С.В. с 17 сентября 2021 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.17).
Таким образом, предупреждений о необходимости сообщать в пенсионный орган сведения о том, что лицо, осуществляющее уход будет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, текст вышеуказанного заявления не содержит. Надлежащих и достаточных доказательств того, что ответчику было разъяснено о необходимости сообщать истцу о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя из текста заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, суду не представлено.
В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченной пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат <номер обезличен> от 31 января 2022 года следует, что выявлен факт излишней выплаты за период с 01 октября 2021 года по 30 ноября 2021 года в размере 2 760 рублей (л.д.19).
Указанная сумма денежных средств истцу не возвращена, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть десятая ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Таким образом, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Доказательствами, предоставленными в материалы дела, подтверждается, что получателем ежемесячной компенсационной выплаты являлась <ФИО>2 и получала ее к назначенной пенсии.
Сведений о получении денежных средств Оганесян С.В., или наследниками умершей <ФИО>2 материалы дела не содержат, и доказательства недобросовестности в их действиях отсутствуют.
Таким образом, излишне выплаченные <ФИО>2 суммы компенсационной выплаты, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности <ФИО>2 - лица, которому эта выплата была назначена, и Оганесян С.В. не усматривается.
Сведений о том, что Оганесян С.В. была предупреждена о необходимости сообщать об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты в материалы дела не представлено.
Кроме того, ответчиками Адаевой Е.В., Зензиной М.А. на вопросы председательствующего было пояснено, что Оганесян С.В. им не была известна. В спорный период времени их бабушка проживала одна и самостоятельно распоряжалась пенсией, которую ей доставлял нарочно почтальон.
<ФИО>9 в ходе судебного разбирательства пояснила, что бабушка в спорный период времени проживала одна, доверенность на получение пенсии на её имя не выдавалась.
Материалы дела не содержат сведений о том, что в спорный период времени <ФИО>2 выдавалась доверенность кому-либо из наследников, дающая право на получение пенсии. Указанные сведения представителем истца также не были представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом в материалы дела не представлено доказательств, достоверно подтверждающих недобросовестность ответчиков, в связи с чем требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░>2, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: