ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18414/2021
№ 2-176/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 8 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Ефимовой Д.А. и Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калабуховой Ю.А. к администрации города Нижнего Новгорода о признании дачного дома жилым,
по кассационной жалобе Калабуховой Ю.А. на решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 января 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021г.,
заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Калабухова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода о признании нежилого дачного домика, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, жилым домом.
Решением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2021г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Калабухова Ю.А. просит об отмене указанных судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
При рассмотрении дела судом установлено, что Калабухова Ю.А. на основании договора купли-продажи от 15 сентября 2016 г. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью 600 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> а так же собственником нежилого 2-этажного здания (садовый домик), общей площадью 407,5 кв.м, кадастровый №, расположенного на этом участке.
Решением межведомственной комиссии при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 7 сентября 2020г. истцу отказано в признании садового дома жилым домом, в связи с размещением его на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает возможность размещения на нем жилого дома.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, статьями 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 2 пунктом 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 2,3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требований о признании садового дома жилым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
Учитывая, что принадлежащий истцу земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для садоводства, который в установленном законом порядке не изменялся, выводы судов об отсутствии правовых оснований для признания садового домика, расположенного на этом участке, жилым домом, являются правомерными.
Оснований для иных выводов не имеется.
Статьей 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2).
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3).
Такой порядок предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Положением установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (пункт 55).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 61 указанного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7.
В данном случае установлено, что видом разрешенного использования земельного участка истца является – «садоводство», который в установленном законом порядке не изменялся. При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии правовых оснований для признания садового домика, расположенного на этом участке, жилым домом, является правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды неправильно определили вид разрешенного использования земельного участка, и последний должен быть определен с видом разрешенного использования «ведение садоводства» (с кодом 13.2) опровергаются сведениями из ЕГРН, согласно выписке земельный участок имеет вид разрешенного использования - для садоводства (л.д.15).
Кроме того, судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, на котором находится спорное строение, расположен в зоне П*ТЖИ-2 (зона реорганизации застройки в индивидуальную среднеплотную жилую застройку).
Градостроительные регламенты для данной зоны установлены статьей 36.12 Правил землепользования и застройки г.Н.Новгорода, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области № 07-01-06/22 от 30 марта 2018 года, в соответствии с которой зона выделена в целях обеспечения комплексного и устойчивого развития городских территорий, выбора наиболее эффективного использования территории с учетом решений Генерального плана и предусматривающая изменение параметров, функции существующей застройки. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами территориальной зоны ТЖи-2.
Вид использования объектов недвижимости, таких как индивидуальные жилые дома, для данной зоны не предусмотрен и не является условно разрешенным.
До вступления в силу вышеприведенных Правил, применялись Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденные постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15 ноября 2005 года № 89, согласно которым СНТ «Ветеран войны» находилось в зоне Р-5 (зона коллективных садов и садово-огородных участков). Зона коллективных садов была выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости.
Основными видами разрешенного использования объектов недвижимости являлись: садовые дома, летние сооружения; сады, огороды.
Вспомогательные виды разрешенного использования: дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.); строения для занятий индивидуальной трудовой деятельностью (без нарушения принципов добрососедства); индивидуальные гаражи на придомовом участке или парковки; емкости для хранения воды на индивидуальном участке; водозаборы; общественные резервуары для хранения воды; помещения для охраны коллективных садов; площадки для мусоросборников; противопожарные водоемы; лесозащитные полосы.
Условно разрешенные виды использования: коллективные овощехранилища; открытые гостевые автостоянки; магазины, киоски, лоточная торговля, временные (сезонные) объекты обслуживания населения; детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий; физкультурно- оздоровительные сооружения; пункты оказания первой медицинской помощи; постройки для содержания мелких домашних животных; ветлечебницы без содержания животных; пляжи; искусственные водоемы и водные устройства; скульптура и скульптурные композиции, фонтаны и другие объекты ландшафтного дизайна.
Поскольку ранее действующие правила также не предусматривали вид использования объектов недвижимости, таких как индивидуальные жилые дома, и он не являлся условно разрешенным, доводы жалобы о том, что дом был построен в 2017г., следовательно, к спорным правоотношениям не могли быть применены Правила землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода, утвержденные 30 марта 2018г., не свидетельствуют о неправильности выводов суда.
Таким образом, строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке не соответствует разрешенному виду использования земельного участка для данной территориальной зоны.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, которым судами первой и апелляционной инстанций была дана надлежащая оценка.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а, следовательно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 13 января 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 апреля 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу Калабуховой Ю.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи