Судья Лёшина Т.Е. | Дело №66а-3749/2021 номер дела в суде первой инстанции 3а-1308/2021 |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 22 декабря 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего | Кузьмичева В.А., |
судей | Савинова К.А., Рогожиной Е.В. |
при секретаре | Чайко А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РИС» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РИС» на решение Самарского областного суда от 9 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации <данные изъяты>, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений Самарской области 7 октября 2019 года № 2201, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18 октября 2019 года, в печатном издании «Волжская коммуна», № 158(30741) 23 октября 2019 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).
приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, опубликованном на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2019 года, в печатном издании «Волжская коммуна», № 171(30955) 21 октября 2020 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).
Административный истец общество с ограниченной ответственностью «РИС» (далее – ООО «РИС») обратился в Самарский областной суд с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером "Номер" площадью 1104,8 кв.м., наименование административно-хозяйственное здание, расположенное по адресу: "Адрес"
Указанный объект включен в пункты № 10102 Перечня на 2020 года, № 8772 Перечня на 2021 год.
Административный истец полагает, что указанное здание не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежит включению в Перечни на 2020 и 2021 года.
Административный истец просил суд признать недействующими пункты № 10102 Перечня на 2020 года, № 8772 Перечня на 2021 год со дня их принятия.
Решением Самарского областного суда от 9 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «РИС» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов отказано.
В апелляционной жалобе ООО «РИС» просило решение Самарского областного суда от 9 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации <данные изъяты> полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункты № 10102 Перечня на 2020 года, № 8772 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", площадью 1104,8 кв.м., расположенное по адресу: "Адрес", которое по праву собственности принадлежит административному истцу.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", площадью 1104,8 кв.м. имеет назначение: «нежилое», наименование: «административно-хозяйственное здание (лит.А), которое расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 3 016 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений производственной базы.
Согласно техническому паспорту и экспликации к нему, выданному МП «Инвентаризатор» по состоянию на 7 декабря 1999 года, двухэтажное нежилое задание литера А, площадью 1104,8 кв.м. включает в себя помещения следующего назначения: 1 этаж: кухня (31,7 кв.м.), мойка (11,0 кв.м.), санузел, коридор, теплоузел, подсобное, коридор, кафе (214,3 кв.м.), торговый зал (164,0 +20,6 кв.м.); 2 этаж: кабинет, бухгалтера, главного бухгалтера, главного инженера, приемная (16,2 кв.м.), кабинет директора, комната отдыха, туалет, умывальная комната, комната приема пищи, холл, подсобная, приемная, касса (4,2 кв.м. +9,4 кв.м.), зал, кабинеты, коридор.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая их удовлетворении правомерно исходил из того, что спорное здание предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания общая площадь которых составляет более 20%. При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись законные основания для включения нежилого помещения с кадастровым номером "Номер" в оспариваемые Перечни.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Назначение помещений (кафе, 2 торговых зала) общей площадью более 20% площади здания (36%, или 398,9 кв. м) в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости предусматривает размещение торговых объектов и объектов общественного питания, что в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемый пункт Перечня.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что технический паспорт содержит неактуальные сведения и не может отражать фактическое использование здания на момент его включения в перечень не могут повлиять на отмену правильного по существу решения. Сведений о внесении административным истцом каких-либо изменений в техническую документацию на принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости материалы дела не содержат, а фактическое использование данного объекта, ограничение свободного доступа в здание, в данном случае правового значения не имеют, поскольку объект недвижимости подлежал включению в Перечни по тому обстоятельству, что спорное здание предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания общая площадь которых составляет более 20%.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 9 сентября 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИС» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 декабря 2021 года
Председательствующий
Судьи