Решение по делу № 2-1154/2020 от 10.04.2020

Дело № 2-1154/2020

УИД: 91RS0022-01-2020-000964-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2020 года                            город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Стародуба П.И.,

при секретаре Майоровой Е.В.,

с участием представителя истца, прокурора – Карпова А.Г.,

истца – Запорожец О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Феодосии в интересах Запорожец Ольги Владимировны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании действий незаконными, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Феодосии Простокишин С.М. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Запорожец О.В., как лица, которое в силу возраста не может самостоятельно реализовывать право на судебную защиту с иском к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании отказа ответчика в назначении Запорожец О.В. адресной материальной помощи, как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, просит признать за Запорожец О.В. право на получение адресной материальной помощи назначать адресную материальную помощь, как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 № 80 «Об утверждении Порядка оказания адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», возложить на ответчика обязанность назначить Запорожец О.В. адресную материальную помощь, как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 № 80 «Об утверждении Порядка оказания адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Феодосии в ходе проведения проверки по обращению Запорожец О.В. установлено, что Запорожец О.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей адресной материальной помощи, как лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации – лицу без определенного места жительства.

При подаче заявления заявителем был предоставлен акт обследования материально-бытовых условий проживания от 26 августа 2019 года, справка из УПФР г. Феодосии Республики Крым от 02.06.2019 о размере, получаемой пенсии, договор найма жилого помещения от 01.09.2017.

По результатам рассмотрения заявления ответчиком, Запорожец О.В. было отказано в назначении адресной материальной помощи по причине недостаточности документов для назначения, ввиду отсутствия акта оценки индивидуальной потребности в предоставлении социального обслуживания).

По мнению представителя истца, ответчиком при рассмотрении заявления Запорожец О.В. не были учтены все предоставленные документы, материально-бытовые условия проживания гражданина, подвержденные актом обследования, в соответствии с которым Запорожец О.В. проживает по договору найма жилого помещения, является одиноким пенсионером, ее доходы составляют 8900 рублей.

В соответствии с условиями договора найма жилого помещения, заключенного 01.09.2017 между Персон Е.В. (наймодатель) и Запорожец О.В. (наниматель), наймодатель передает нанимателю жилое помещение, представляющее собой однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 32 кв.м, во временное возмездное владение и пользование для проживания, плата за наем составляет 7000 рублей в месяц.

Согласно справке, выданной УПФР в г. Феодосии Республики Крым 02.09.2019, Запорожец О.В. установлен размер пенсионных выплат в общей сумме 8923,70 руб.

Также установлено, что 25.12.2019 за № 5343 Департаментом в адрес ГБУ РК «Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Феодосии» было направлено письмо с просьбой конкретизировать потребность Запорожец О.В. в материальной помощи.

На указанное письмо ГБУ РК «КЦСО г. Феодосии» 15.01.2020 за № 21 был предоставлен ответ о том, что Запорожец О.В., 1955 г.р., согласно Договора найма жилого помещения от 01.09.2017 проживает на съемной квартире в частном доме по адресу: <адрес>. Оплата за жилье составляет 7000 рублей в месяц. Пенсия Запорожец О.В. - 8900 рублей, других доходов не имеет. Находится в трудной жизненной ситуации так как большая часть дохода уходит на оплату съемного жилья. На основании вышеизложенного, комиссия сделала вывод, что Запорожец О.В. нуждается в материальной помощи.

Также ГБУ РК «КЦСО г. Феодосии» на письмо Департамента от 20.02.2020 № 853 по вопросу составления в отношении Запорожец О.В. акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания для возможности назначения адресной материальной помощи, как лицу без определенного места жительства и занятий, т.к. у Запорожец О.В. отсутствует регистрация по месту жительства и месту пребывания, предоставило следующую информацию.

Согласно Уставных документов ГБУ РК «КЦСО г. Феодосии» не предоставляет социальные услуги гражданам из числа лиц без определенного места жительства, следовательно составление акта оценки индивидуального потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания в отношении Запорожец О.В. не представляется возможным.

Запорожец О. В. было предложено обратиться в Государственное казенное учреждение Республики Крым «Симферопольский дом помощи для лиц без определенного места жительства» по адресу: <адрес>

Запорожец О.В. обратилась в ГКУ «Симферопольский дом помощи для лиц без определенного места жительства» по вопросу составления акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания.

По результатам рассмотрения заявления 18.02.2020 за № 13 ей был направлен ответ о том, что согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, но так как в Учреждении отсутствует здание и помещение для временного пребывания лиц без определенного места жительства, то оказать социальные услуги или составить акт оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания не представляется возможным.

Администрация Учреждения рекомендовала обратиться в ГБУ РК «Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Феодосии».

Учитывая изложенное, представитель истца указывает, что Запорожец О.В. приняла все зависящие от нее меры, направленные на получение полного комплекта документов, в том числе акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания, однако по независящим от нее обстоятельствам, не имеет возможности предоставить указанный документ в Департамент.

При этом указанные обстоятельства ответчиком учтены не были, запрос о конкретизации потребности Запорожец О.В. в материальной помощи был направлен в ГБУ РК «КЦСО г. Феодосии» спустя более двух месяцев после принятия решения по заявлению Запорожец О.В., при этом даже после получения от ГБУ РК «КЦСО г. Феодосия» пояснений о нуждаемости заявителя в материальной помощи, позиция Департамента осталась прежней, что подтверждается письмами от 22.01.2020 № 303, 24.03.2020 № 2065 в ответ на требования прокуратуры города Феодосии.

В судебном заседании помощник прокурора г. Феодосии Карпов А.Г. и истец Запорожец О.В., заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и представленным доказательствам.

Ответчик МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» при надлежащем извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.

При определении круга лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым по делу судебным актом, судом установлено, что Комиссия по предоставлению материальной помощи на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым является коллегиальным органом, не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правосубъектностью, в связи с чем, оснований для привлечения Комиссии к участию в деле не имеется.

В силу положения ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Как следует из материалов гражданского дела, исковое заявление подано в интересах Запорожец Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, с 25.12.1982 года рождения зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 31).

Фактически проживает на основании договора найма жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

26 августа 2019 года Запорожец О.В. обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации г. Феодосии Республики Крым» с заявлением об оказании адресной материальной помощи на основании постановления Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 № 80 «Об утверждении Порядка оказания адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации», на основании категории «граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации (л.д. 48).

К заявлению истцом были приложены следующие документы (их копии): паспорт заявителя; акт обследования материально – бытовых условий проживания гражданина, копия трудовой книжки, справка УФПР в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о размере выплачиваемых сумм пенсионного обеспечения, заявление с указанием реквизитов банковской карты (л.д. 49-55).

Протоколом № 1309 от 16 октября 2019 года Запорожец О.В отказано в назначении адресной материальной помощи на основании ЛК «граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации», в связи с недостаточностью документов для назначения материальной помощи – отсутствует акт оценки индивидуальной потребности в предоставлении социального обслуживания (л.д. 56).

Проверяя обоснованность принятого ответчиком решения, судом установлено следующее.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий граждан.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2015 года №842 утверждена Государственная программа Республики Крым "Социальная поддержка граждан Республики Крым на 2015-2020 годы", одной из задач которой является повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В рамках указанной программы постановлением Совета министров Республики Крым от 01.03.2016 № 80 утвержден Порядок расходования средств субвенции бюджетам муниципальных образований на оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее по тексту - Порядок N 80).

Согласно пункту 3 Порядка N 80 право на получение материальной помощи имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

В указанном пункте Порядка также разъяснено, что следует понимать под трудной жизненной ситуацией, а именно обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (отсутствие определенного места жительства и определенных занятий; негативные последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера; сложное хирургическое вмешательство, болезнь рецидивирующего течения) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 Порядка N 80 материальная помощь может быть предоставлена не более одного раза в год в размере не более двух прожиточных минимумов на душу населения в Республике Крым на момент обращения.

Для получения материальной помощи гражданин или его законный представитель обращается в орган труда и социальной защиты населения муниципального образования Республики Крым по месту жительства с письменным заявлением (пункт 5 Порядка N 80).

При обращении гражданина, не имеющего определенного места жительства, к заявлению прилагается акт оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания по форме, утвержденной Министерством (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 6 Порядка N 80 для рассмотрения вопроса о предоставлении материальной помощи и определения ее размера в органе труда и социальной защиты населения создается комиссия, состав и порядок работы которой определяются положением о комиссии, которое утверждается правовым актом соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.

Решение об оказании материальной помощи комиссия принимает в течение тридцати дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 5 Порядка, в органе труда и социальной защиты населения.

До принятия решения об оказании материальной помощи комиссией, созданной при органе труда и социальной защиты населения, составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания гражданина по форме согласно приложению к настоящему Порядку, а также запрашиваются иные документы в рамках межведомственного соглашения, необходимые для принятия объективного решения (документ, подтверждающий факт пребывания лица без определенного места жительства на территории Республики Крым (свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Республики Крым из управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> (форма 3 или решение суда о факте постоянного проживания на территории Республики Крым), справка из территориального отделения Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения" о постановке на учет по безработице).

Согласно пункту 7 Порядка N 80 при принятии решения об оказании материальной помощи комиссия учитывает предоставленные гражданином документы, материально-бытовые условия проживания гражданина, подтверждаемые актом обследования, иные документы, полученные комиссией, а также действия, которые гражданин предпринимал самостоятельно по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. 9 Порядка N 80 основаниями для принятия решения об отказе в назначении материальной помощи являются:

- отсутствие у гражданина права на получение адресной материальной помощи в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;

- предоставление неполного пакета документов, указанного в пункте 5 настоящего Порядка;

- неподтверждение факта нахождения гражданина в трудной жизненной ситуации;

- представление документов, содержащих недостоверные сведения;

- получение материальной помощи гражданином в текущем году в соответствии с настоящим Порядком.

Протоколом № 1309 от 16 октября 2019 года Запорожец О.В отказано в назначении адресной материальной помощи на основании ЛК «граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в связи с недостаточностью документов для назначения материальной помощи – отсутствует акт оценки индивидуальной потребности в предоставлении социального обслуживания.

В целях реализации вышеуказанных нормативных актов постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым принято постановление от 25.10.2016 № 3008 создана Комиссия по оказанию адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, при Муниципальном казенном учреждении «департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», и утверждено Положение о Комиссии.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения решения Комиссии оформляются в форме протокола, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем. В протокол заносятся краткое содержание рассматриваемых вопросов, принятое по ним решение, особое мнение членов Комиссии по конкретным вопросам.

Согласно п. 4.4. Положения, на основании решения комиссии издается протокол о принятом решении, о назначении либо отказе в назначении материальной помощи.

Разделом 5 Положения установлен расчет адресной материальной помощи.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 31 марта 2015 года (действующий на дату спорных правоотношений) № 123 «Об утверждении порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг» утвержден Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также утверждено типовое положение о Комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг.

Разделом 3 Порядка предусмотрено определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

Так определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах осуществляется в целях определения необходимых форм социального обслуживания, видов, объема, периодичности, условий, сроков предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, для устранения обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности.

Для определения индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах проводится оценка условий его жизнедеятельности, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах осуществляется Учреждением социального обслуживания в случае, предусмотренном настоящим Порядком, на основании документов и сведений, представленных гражданином или полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе характеризующих условия жизнедеятельности гражданина:

потребность в постоянной, периодической или разовой посторонней помощи;

состав семьи, наличие и (или) отсутствие совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход;

наличие детей, в том числе у одиноких матерей (отцов), многодетность, попечение несовершеннолетних, а также наличие у них потребности в социальном обслуживании;

наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

наличие внутрисемейных конфликтов (личностных отношений с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, пристрастием к азартным играм, с психическим расстройством, применяющими физическое или психологическое насилие, в том числе в семье);

наличие семейного насилия, в том числе противоправного поведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми;

наличие в семье факторов риска для рождения и будущего развития ребенка;

оценка социально-экономического положения, уровень доходов семьи или одинокого гражданина, отсутствие места жительства и (или) средств к существованию;

волеизъявление гражданина относительно формы социального обслуживания и видов предоставления социальных услуг;

изучение медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг (на основании заключения медицинской организации);

наличие трудностей, возникших у лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

рассмотрение результатов реализованной индивидуальной программы.

Оценка потребности гражданина в постоянной, периодической или разовой посторонней помощи проводится в соответствии с методикой изучения возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Результаты определения индивидуальной потребности в социальных услугах оформляются в виде акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания (далее - акт оценки индивидуальной потребности) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (не приводится).

На основании акта оценки индивидуальной потребности составляется индивидуальная программа. Гражданин (законный представитель) вправе принять участие в составлении индивидуальной программы.

Суд отмечает, что нормы действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления адресной социальной помощи, не предусматривает безусловное право граждан на предоставление указанных мер социальной поддержки.

В правоотношениях между уполномоченным органом и гражданином возникает необходимость осуществления корреспондирующих обязанностей.

В силу правовой природы предоставление адресной материальной помощи носит заявительный порядок и для реализации своего права граждане должны обратиться с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами в уполномоченный орган, который в свою очередь принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении адресной социальной помощи.

В судебном заседании было установлено, что Запорожец О.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении адресной материальной помощи на основании категории «Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации», как лицо без определенного места жительства.

При этом акт оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания к заявлению приложен не был.

Доводы стороны истца о предоставлении Запорожец О.В. акта обследования материально-бытовых условий проживания гражданина, составленного 26.08.2019 ГБУ РК «Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Феодосии» и принятия всех зависящих от нее мер, направленных на получение акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания не могут является основаниями для удовлетворения иска и признания незаконными действий МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», поскольку представленный акт обследования не соответствует по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, кроме того ГБУ РК «Комплексный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Феодосии» не правомочен составлять акты оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания, что подтверждается ответом на запрос суда директора ГБУ РК «КЦСО г. Феодосии» (л.д. 62).

Также следует отметить, что основанием обращения Запорожец О.В. за получением адресной помощи явилась тяжелая жизненная ситуация, связанная с отсутствием жилья в результате пожара, ввиду чего, большую часть получаемых денежных средств в размере 7000 рублей, истец расходует на аренду жилья (л.д. 8).

При этом, в судебном заседании истцом не отрицалось, что на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью заключения с Администрацией города Феодосии договора социального найма жилого помещения, ввиду сгоревшего домовладения, она не состоит и становится на учет не желает, поскольку считает, своим правом получение адресной материальной помощи.

Сопоставив имеющиеся в материалах дела документы с нормами действующих нормативно-правых актов в соответствующей сфере правоотношений, судом установлено, что протокол об отказе в назначении адресной материальной помощи по результатам обращения истца рассмотрено уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой.

Исходя из изложенного выше, доводы стороны истца о том, что ответчик формально отнесся к рассмотрению поданного Запорожец О.В. заявления, суд находит несостоятельными, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

В связи с отказом в иске, суд не решает вопрос о распределении судебных издержек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Феодосии в защиту прав Запорожец Ольги Владимировны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании действий незаконными, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий:                        Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2020 года.

Председательствующий:                        Стародуб П.И.

2-1154/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Запорожец Ольга Владимировна
Прокуратура г. Феодосии
Ответчики
МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосии"
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Стародуб Павел Иванович
Дело на сайте суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
28.07.2020Производство по делу возобновлено
28.07.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее