Дело № 2а-3658/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 03 декабря 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Маркиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кононова Владимира Сергеевича к МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кононов В.С. обратился в суд с административным иском к МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно его заявления от 11.12.2017г. №15184. Требования мотивировал тем, что 11 декабря 2017 года вх.№15184 он обратился к ответчику на основании п.п. 15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в п. Минино, ул. Южная с целью последующего предоставления сформирвоанного земельного участка площадью 1047 кв.м. в каталоге координат:
1. Х 79017,16 У 635380,16
2. Х 79043,77 У 635423,24
3. Х 79062,73 У 635408,53
4. Х 79036,12 У 635365,45
на праве аренды для личного подсобного хозяйства. 20 декабря 2017 года МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края было принято решение об отказе в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует целям такового использования и расположен на землях лесного фонда. Считает отказ незаконным, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для утверждения схемы.
В судебное заседание административный истец и его представитель, также представитель административного ответчика МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены, ходатайств об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направили. Административный ответчик дополнительных доказательств в обоснование своей позиции по делу не представил.
Заинтересованное лицо - представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что лица участвующие в деле были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст.96,97 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно положениям п.п.1-23 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо…
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 ГрК РФ).
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Судом установлено, что 11 декабря 2017 года Кононов В.С. обратился к ответчику на основании п.п. 15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ с заявлением вх.№15184 (л.д.34-36) об утверждении схемы расположения земельного участка в п. Минино, ул. Южная с целью последующего предоставления сформирвоанного земельного участка площадью 1208 кв.м. в каталоге координат:
1. Х 79017,16 У 635380,16
2. Х 79043,77 У 635423,24
3. Х 79062,73 У 635408,53
4. Х 79036,12 У 635365,45
Для последующего предоставления участка на праве аренды для личного подсобного хозяйства.
По результатам рассмотрения указанного заявления МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края принято решение № 10513 от 20 декабря 2017 года (л.д.33) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого истцом решения по следующим основаниям.
Так, отказ ответчика мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен мотивируя тем, что испрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда,, в связи с чем не представляется возможным согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка, а также утвердить схему его расположения (л.д.33).
Между тем, стороной административного ответчика в судебное заседание не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, отсутствуют достаточные объективные доказательства, включая территории испрашиваемого земельного участка в состав земель лесного фонда, в том числе не представлены суду на момент рассмотрения дела по существу со стороны ответчика заключение кадастрового инженера, акт осмотра земельного участка сведения о территориальном зонировании и т.п., отсутствует ситуационный план, при этом в ходе рассмотрения дела со стороны административного ответчика, а также заинтересованного лица – Министерства лесного хозяйства Красноярского края каких-либо дополнительных ходатайств об оказании помощи по истребованию доказательств либо назначении и проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы не заявлялось, в том числе министерством лесного хозяйства Красноярского края доводы административного ответчика не подтверждены, сведения ЕГРН о регистрации прав федеральной собственности и кадастровый паспорт на земельный участок не предоставлялись. Убедительных и доставочных доказательств свидетельствующих об обоснованности выводов ответчика об отнесении спорного участка к территориям земель лесного фонда, не подлежащей передачи на праве аренды гражданам не приведено на момент рассмотрения дела по существу.
Кроме того, оспариваемый отказ не содержит указания на то, какие конкретно нарушены требования действующего законодательства в случае формирования земельного участка, отсутствует ссылка на правовую норму, послужившую основанием для отказа.
Вместе с тем, согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Таким образом, принятое МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края решение от 20 декабря 2017 года № 10513 является документально не обоснованным, в связи с чем суд полагает его незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права Кононова В.С., учитывая, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, суд считает необходимым возложить на МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края обязанность повторно рассмотреть заявление Кононова В.С. от 11.12.2017г. №15184 в порядке предусмотренном ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кононова Владимира Сергеевича к МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края № 10512 от 20 декабря 2017 года, возложив на МКУ Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края обязанность повторно рассмотреть заявление Кононова Владимира Сергеевича от 11.12.2017г. №15184 о предварительном согласовании земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного (подсобного хозяйства).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко