УИД: 51RS0001-01-2022-004562-22
Дело № 5-1130/2022
Изготовлено 04.08.2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
02 августа 2022 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В.,
рассмотрев административный материал в отношении Баранова Е.В., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении Баранова Е.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 08.07.2022 Баранов Е.В. в нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктов 14.2, 14.4.8, 14.5.4, 16.1, 18 «б» и 76 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 № 292, осуществил хранение и транспортировку водных биоресурсов (краба камчатского), запрещенных к добыче (вылову); имел в местах добычи части ВБР, запрещенных к добыче в данном районе и в данный период времени. По мнению административного органа допущенное Барановы Е.В. нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Баранов Е.В. подтвердил факт того, что на малом плавательном средстве «<данные изъяты>» перевозил своих коллег по работе, с которыми накануне приобрел 13 брикетов варено-мороженого мяса краба камчатского, которые находились в рюкзаках ФИО1 Когда к ним стал приближаться катер береговой охраны, он не сразу понял, что это за люди, испугался, пытался уйти, а ФИО1 сбросил за борт рюкзаки, также испугавшись, что могут быть неприятности. Из всех 13 брикетов 6 принадлежали ему, а остальные – ФИО2 и ФИО1 Поэтому полагает, что в данном случае он не может отвечать за все количество, если возможно, просит переквалифицировать на ч. 2 ст. 8.37 КРФоАП, поскольку иначе ему же вменят и ущерб ВБР. Также просил учесть наличие двух несовершеннолетних детей, тот факт, что ранее не привлекался к административной ответственности по главе 8 КРФоАП и вернуть лодку и мотор, которые принадлежат его маме – ФИО3
Представитель административного органа Бучаева О.Н. пояснила, что в данном случае законность происхождения мяса краба камчатского не подтверждена, как и факт его приобретения у третьего лица, учитывая, что изначально все трое отрицали, что мясо принадлежит им. Соответственно, вопрос о квалификации оставляет на усмотрение суда, в свою очередь просит учесть, что мясо по настоящее время не уничтожено и просит разрешить данный вопрос и вопрос с изъятыми вещами.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела с фотоматериалами, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
Статьей 10, а именно ч. 1 и 3, Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
Ч. 1 ст. 15 этого же закона устанавливает, что рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
В силу статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море в июне 2022 действовали Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.05.2021 № 292, которые регламентировали деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее – Правила рыболовства).
Исходя из пункта 14.2 Правил рыболовства гражданам запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретных и закрытых районах добычи (вылова) и в запретные для добычи (вылова) сроки (периоды).
Согласно пункту 14.5.4 Правил рыболовства гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
Пунктом 14.4.8 запрещается выбрасывать (уничтожать) или отпускать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова), за исключением:
любительского рыболовства, осуществляемого с последующим выпуском добытых (выловленных) водных биоресурсов в естественную среду обитания в живом виде с наименьшими повреждениями;
рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), если добытые (выловленные) водные биоресурсы не соответствуют по своим биологическим характеристикам целям данного вида рыболовства;
рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.
В случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения разрешенного прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых установлен ОДУ, они должны с наименьшими повреждениями независимо от их состояния выпускаться в естественную среду обитания.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил рыболовства запрещается в течение года добыча (вылов) краба камчатского в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с севера широтой 68°40" с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря Российской Федерации. Также пункт 18 «б» Правил рыболовства гласит, что запрещается добыча (вылов) краба камчатского - в период размножения и линьки с 1 января по 15 августа и с 16 декабря до 31 декабря. П. 76 Правил рыболовства указывает на запрет добычи краба камчатского без путевок.
Из материалов дела следует, что Баранов Е.В., управляя МПС «<данные изъяты>» 29.06.2022 в акватории Мотовского залива Баренцева моря осуществил хранение и транспортировку 13 брикетов с варено-мороженым мясом краба камчатского, то есть, имел в местах добычи части ВБР, запрещенных к добыче в данном районе и в данный период времени.
Сам Баранов Е.В. пояснил, что данные брикеты приобрел у ранее незнакомого ему человека вместе с ФИО2 и ФИО1, при этом из них только 6 брикетов принадлежали ему, остальные брикеты приобрели ФИО2 и ФИО1 Ихтиологической экспертизой установлено, что для изготовления такого количества продукции потребовалось не менее 18 экземпляров краба камчатского массой нетто 61 кг 473 грамма.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что добыча носила не промышленный характер, однако законность происхождения продукции из краба камчатского Барановым Е.В. не подтверждена, как и факт ее легального приобретения, принимая во внимание п. 76 Правил. Также учитываю, что именно Баранов Е.В. управлял МПС, в котором и находились брикеты, помещенные в рюкзак пассажира ФИО1 соответственно, именно Баранов Е.В. несет ответственность за осуществление хранения и транспортировки продукции из ВБР, запрещенной к добыче, учитывая п. 16 и 18 «б» Правил, а также п. 14.2 и 14.5.4. В то же время полагаю излишне вмененным п. 14.4.8 Правил, учитывая, что Баранов Е.В., осуществлял хранение и транспортировку продукции, а не самого ВБР – краба камчатского.
Соответственно, со стороны Баранова Е.В. допущено нарушение вышеназванных пунктов Правил рыболовства, что явилось основанием для квалификации его деяния по ч. 2 ст. 8.17 КРФоАП. Мнение Баранова Е.В. о том, что его действия надлежит квалифицировать по ч. 2 т. 8.37 КРФоАП, поскольку не все брикеты принадлежат ему нахожу необоснованным, поскольку предмет правонарушения установлен экспертизой, самим Барановым Е.В. не опровергается, что все брикеты находились на борту МПС и перевозились им, как лицом, управлявшим лодкой, учитывая, что она принадлежит его матери.
Факт события административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; актом осмотра судна; выпиской из навигационно-вахтенного журнала; объяснениями ФИО1., Баранова Е.В. и ФИО2,, данными ими при задержании; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом изъятия вещей и документов с видеоматериалами к нему; актами приема-передачи изъятых вещей на хранение; актом приема-передачи вещественных доказательств; протоколами опроса свидетелей ФИО4 ФИО5.; ФИО1 копией паспорта последнего; протоколом опроса свидетеля ФИО2.; копией паспорта последнего; протоколом опроса свидетеля Курганова Ю.В.; протоколом опроса Баранова Е.В.; определениями о назначении экспертиз; ходатайством последнего; справкой по делу с фотоматериалом; протоколом опроса Баранова Е.В.; копией паспорта последнего; ходатайством Баранова Е.В.; протоколом опроса свидетеля ФИО1.; документами, подтверждающими принадлежность средства связи; заключением эксперта № 85 от 06.07.2022; заключением эксперта-ихтиолога; копией свидетельства о поверке; копией диплома; фотоматериалами к заключению эксперта-ихтиолога; копиями свидетельств о рождении детей; протоколом опроса свидетеля ФИО2 иными материалами дела.
Материалами дела подтверждается факт того, что в <данные изъяты> под управлением Баранова Е.В. находился переработанный кустарным способом ВБР – краб камчатский.
Согласно заключению эксперта Старченко В.А. № 85 от 06.07.2022, рыночная стоимость 1 кг краба камчатского по действующим ценам на 03.06.2022 составила 1151 рубль.
Таким образом, прихожу к выводу о доказанности состава административного правонарушения в действиях Баранова Е.В. с учетом исключения из вменения ему п. 14.4.8 Правил рыболовства при наличии переработанного краба камчатского на борту МПС.
Определяя размер штрафа при назначении наказания, исхожу из того, что Баранов Е.В. трудоустроен, то есть, имеет доход, имеет двух несовершеннолетних детей, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался, инвалидом по здоровью не является, выраженное раскаяние, сотрудничество с административным органом.
Соответственно, полагаю обоснованным назначить наказание, применив ч. 2.2. ст. 4.1 КРФоАП и определив штраф в размере менее минимального размера штрафа, то есть ? стоимости ВБР, установленной на основании экспертного заключения (35.377 рублей 16 копеек), а именно назначив штраф в размере 17.688 рублей 58 копеек без конфискации МПС и лодочного мотора, учитывая, доказательств того, что они использовались в добыче ВБР не имеется, задействовались именно в хранении и транспортировке, и Баранову Е.В. не принадлежат.
Что касается ущерба, причиненного ВБР, то взыскание оного возможно осуществить в рамках гражданского законодательства, принимая во внимание отсутствие согласия Баранова Е.В. с размером вмененного ему ущерба.
Также полагаю обоснованным возвратить изъятые вещи, принадлежащие Васильеву С.А. их законному владельцу, а изъятую продукцию из водных биологических ресурсов полагаю подлежащей уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4.1, ч. 2 ст. 8.17, ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Баранова Е.В., <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в размере 17.688 (семнадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь) рублей 58 копеек, без конфискации малого плавательного средства –лодки надувной «<данные изъяты>, мотора лодочного «<данные изъяты>», двухтактного, серого цвета, №, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Малое плавательное средство – лодку надувную «<данные изъяты>», серого цвета, з/н №, мотор лодочный «<данные изъяты>», двухтактный, серого цвета, №, вернуть законному владельцу ФИО3.
Тару синего цвета в количестве, рюкзак светло-зеленый «Сплав», рюкзак камуфлированного цвета, комбинезон рабочий «Юниверн», штаны камуфлированные, измеритель артериального давления и частоты пульса «Омрон», антенну «Нависет Сипойнт» в белом пакете и баллончик «Диэлектрик» вернуть законному владельцу ФИО1.
Изъятую продукцию из водных биологических ресурсов, указанную в актах приема-передачи изъятых вещей на хранение и приема-передачи вещественных доказательств от 30.06.2022, - уничтожить.
В соответствии с п. 1 ст. 32.2 КРФоАП исполнение постановления о наложении административного штрафа должно быть произведено лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:
ИНН: 5190046521; КПП: 519001001; Лицевой счет 04491Y00970;
УФК по Мурманской области (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); расчетный счет: 031 006 430 000000 14900;
БИК: 014705901; Банк – Отделение Мурманск Банка России// УФК по Мурманской области г. Мурманск;
ОКТМО: 47701000;
КБК: 189 116 13000 01 7000 140
УИН 189 000 097 602 200 16515.
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Разъяснить правонарушителю, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ст. 20.25 КРФоАП в виде наложения административного штрафа в двукратном размере не уплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья: Н.В. Шуминова