Решение по делу № 33а-316/2019 от 30.01.2019

Судья Хапачева Р.А.             К делу № 33а-316/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2019 года г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Боджокова Н.К.,

судей Тхагапсовой Е.А. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-110/2018 по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

административное исковое заявление ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» об установлении размера кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 594 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – земельный участок других объектов торговли, с кадастровым номером: , равной его рыночной стоимости в размере 976 708 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.

Установить кадастровую стоимость здания торгового центра, общей площадью 852, 8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , равной его рыночной стоимости в размере 7 747 512 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 2 576 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером: , равной его рыночной стоимости в размере 3 316 961 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.

Установить кадастровую стоимость двухэтажного здания административно-коммерческого центра, общей площадью 2 487 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером: , равной его рыночной стоимости в размере 19 195 430 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать дату подачи административного искового заявления ФИО1 о пересмотре стоимости указанного земельного участка – 01 октября 2018 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., доводы представителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожева Р.А., представителя Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Скобеевой Т.И., поддержавших довода апелляционных жалоб, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности Пономарева Г.И., судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Росреестра по Республике Адыгея, Администрации МО «Город Майкоп» об установлении размера кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, общей площадью 594 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – земельный участок других объектов торговли, с кадастровым номером: и здания торгового центра, общей площадью 852, 8 кв.м., на данном земельном участке, с кадастровым номером: ; двухэтажного здания административно-коммерческого центра, с кадастровым номером , общей площадью 2 487 кв.м., и земельного участка, на котором оно расположено, с кадастровым номером , общей площадью 2 576 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>А.

По данным государственного кадастра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

- – 19 009 634, 66 рубля;

- – 48 945 358, 83 рублей.

По данным государственного кадастра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- – 1 949 846 58 рублей;

- – 12 253 877, 44 рублей.

Полагая, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости существенно завышена, административный истец обратился к эксперту- оценщику Чеботаревой Е.В. с целью определения их действительной рыночной стоимости. По данным отчетов рыночная стоимость составила: здания торгового центра, с кадастровым номером – 19 957 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером: – 3 063 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером: – 8 194 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером: – 1 058 000 рублей.

По мнению административного истца, более высокая кадастровая стоимость объектов недвижимости по сравнению с их рыночной стоимостью ведет к завышению суммы налога.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности Пономарев Г.И. в уточненных требованиях просили установить кадастровую стоимость земельных участков и нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.

Представители административных ответчиков - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А., и Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Скобеева Т.И., не согласившись с выводами, содержащимися в заключении судебной оценочной экспертизы, просили суд отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея надлежаще извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционных жалобах Администрация муниципального образования «Город Майкоп» и Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просят отменить решение Верховного суда Республики Адыгея от 30 ноября 2018 года по административному исковому заявлению ФИО1 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на то, что суд в основу решения положил заключение эксперта, которое не может быть признано допустимым доказательством.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель ФИО9 по доверенности Пономарев Г.И. указывает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 594 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – земельный участок других объектов торговли, с кадастровым номером: и здания торгового центра, общей площадью 852, 8 кв.м., на данном земельном участке, с кадастровым номером: ; двухэтажного здания административно-коммерческого центра, с кадастровым номером , общей площадью 2 487 кв.м., и земельного участка, на котором оно расположено, с кадастровым номером , общей площадью 2 576 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>А.

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 № 276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель категории сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2016.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- – 1 949 846 58 рублей;

- – 12 253 877, 44 рублей.

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 № 223 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории Республики Адыгея по состоянию на 01.01.2016.

По данным государственного кадастра по состоянию на 01.01.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

- – 19 009 634, 66 рубля;

- – 48 945 358, 83 рублей.

Административный истец ФИО1 в силу требований НК РФ является плательщиком налогов в отношении спорных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998
№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу ст. 70 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости ФИО1 представил суду отчеты, подготовленные ИП Чеботаревой Е.В.:

- от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, рыночная стоимость двухэтажного здания административно-коммерческого центра, с кадастровым номером , общей площадью 2 487 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А составляет 19 957 200 рублей, рыночная стоимость земельного участка, на котором оно расположено, с кадастровым номером , общей площадью 2 576 кв.м., составляет 3 063 000 рублей (л.д. 6-74);

- от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, рыночная стоимость здания торгового центра, с кадастровым номером: , общей площадью 852, 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> составляет 7 136 800 рублей, рыночная стоимость земельного участка, на котором оно расположено, с кадастровым номером , общей площадью 594 кв.м., составляет – 1 058 000 рублей (л.д. 75-137).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст.ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

В связи с возникшим спором о размере рыночной стоимости объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Южная независимая оценочная компания» (л.д. 206-207).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость:

- земельного участка, общей площадью 594 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – земельный участок других объектов торговли, с кадастровым номером: , по состоянию на 01.01.2016 определена в размере 976 708 рублей;

- здания торгового центра, общей площадью 852, 8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , по состоянию на 01.01.2016 определена в размере 7 747 512 рублей;

- земельного участка, общей площадью 2 576 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в 3 316 961 рублей;

- двухэтажного здания административно-коммерческого центра, общей площадью 2 487 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, с кадастровым номером: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 19 195 430 рублей.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, что заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, что расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2016.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее образование и длительный стаж экспертной работы.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности заключения судебной оценочной экспертизы и определенного в нем размера рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, не представлено.

Проверив и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценочной деятельности. Оснований ставить под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям о допущенных нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.

Доводы апелляционной жалобы Администрации МО «Город Майкоп» о том, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к снижению доходной части муниципального бюджета, не имеют правового значения в рассматриваемой ситуации.

Доводы о том, что истцом не представлено доказательств несоответствия государственной кадастровой оценки установленным законом требованиям основаны на неверном толковании норм права, поскольку возможность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не стоит в зависимости от наличия доказательств незаконности проведенной государственной кадастровой оценки.

Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, судебная коллегия по настоящему делу не усматривает.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к принятию неправильного решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Президиум Верховного суда Республики Адыгея в течение шести месяцев со дня его принятия.

Председательствующий - Н.К. Боджоков

Судьи: Е.А. Тхагапсова, А.Р. Сиюхов

Копия верна:

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Н.К. Боджоков

33а-316/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Административный истец Ешев Каплан Нальбиевич
Ответчики
Административный ответчик Администрация МО "Город Майкоп"
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Адыгея
Административный ответчик Комитет РА по имущественным отношениям
Другие
Заинтересованное лицо ФГБУ "ФКП Росреестра" по РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
26.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее