50RS0014-01-2020-000531-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гуркина С.Н.,
при секретаре Овсепян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-449/2020 по административному иску прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах неопределенного круга лиц к И. о прекращении права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор города Ивантеевки Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к И. о прекращении права на управление транспортным средством, ссылаясь на то, что прокуратурой города Ивантеевки Московской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения по фактам предоставления специального права в виде права управления транспортным средством, имеющим медицинские противопоказания. В ходе проверки установлено, что И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение серия и номер <адрес>, выданное 15.12.2010 РЭП ГИБДД Пушкинского УВД и дающее право управлять транспортными средствами категории «В». Вместе с тем, согласно информации ГБУЗ МО «Ивантеевская центральная городская больница», И. с 2015 года состоит на учете врача-психиатра с диагнозом <данные изъяты> Данный диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", что свидетельствует о невозможности И. управлять транспортными средствами по состоянию здоровья, поскольку предоставление И. права управления транспортным средством ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения. На основании изложенного, просили прекратить право на управление транспортными средствами И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Ивантеевки Московской области Стафеев Е.В. требования поддержал по основаниями, изложенным в административном иске.
Административный ответчик И. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Заинтересованное лицо представитель ОГИБДД МУ МВД России «Пушкинское» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Заинтересованное лицо представитель ГБУЗ МО «Ивантеевская ЦГБ» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований не возражал.
Выслушав объяснения представителя административного истца изучив материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон), безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статьей 24 Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из условий допуска лица к управлению транспортным средством является отсутствие у него к этому медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" наличие у гражданина заболевания "пограничная умственная отсталость, задержки умственного развития, симптоматические, психические расстройства" является несовместимым с управлением авто- и мототранспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В соответствии с пунктом 1 раздела I, к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: Органические, включая симптоматические, психические расстройства, что соответствует группе кодов F00 – F09 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Таким образом, наличие у И. заболевания с диагнозом <данные изъяты>. является основанием для ограничения права на управление транспортным средством.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Наличие у ответчика специального права на управление транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, в связи с чем, подлежит прекращению.
Пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Право на управление транспортным средством не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст.12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится в пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор имеет право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным требования прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах неопределенного круга лиц к И. о прекращении права на управление транспортным средством удовлетворить.
Руководствуясь статьями 178-180, 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р ЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах неопределенного круга лиц к И. о прекращении права на управление транспортным средством удовлетворить.
Прекратить право на управление транспортными средствами И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.Н. Гуркин
Мотивированное решение
изготовлено 16.05.2020