В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-1770
УИД: 36RS0002-01-2020-004280-91
Строка № 110 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 30 марта 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.,
при секретаре Еремишине А.А.,
с участием прокурора Трухачевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело № 2-4468/2020 по иску ГУ МЧС России по Воронежской области к Зинченко Геннадию Александровичу о выселении из служебного помещения
по апелляционной жалобе Зинченко Геннадия Александровича
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16 ноября 2020 г.
(судья райсуда Маркина Г.В.),
У С Т А Н О В И Л А:
ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>В, <адрес>, является собственностью Российской Федерации, передано в Управление на праве оперативного управления. Указанное помещение было предоставлено Зинченко Г.А. на основании договора найма служебного жилого помещения, однако по окончанию службы и до настоящего времени ответчиком не освобождено. В связи с чем, истец просит выселить Зинченко Г.А. из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>-В, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения (л.д. 4-8, 13 т. 1).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16 ноября 2020 г. исковые требования ГУ МЧС России по Воронежской области удовлетворены (л.д. 197, 198-202 т. 1).
В апелляционной жалобе Зинченко Г.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду неправильного определения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 14-18 т. 2).
В суде апелляционной инстанции Зинченко Г.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение суда отменить.
Представитель ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности Павлова Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор Трухачева А.В. полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-В, <адрес>, является собственностью Российской Федерации и передано ГУ МЧС России по Воронежской области на праве оперативного управления (л.д. 57-76, 90-95, 126-127, 130-146 т. 1).
Зинченко Г.А. был признан нуждающимся в служебном жилом помещении по Воронежскому гарнизону с 15 июля 2010 г., в связи с чем, 1 июля 2013 г. с ним ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» с учетом письма ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и имеющегося права оперативного управления (распоряжение № 18-р от 30 января 2013 г.) заключен договор найма служебного жилья - квартиры по адресу: <адрес> В, <адрес>, на период прохождения службы, который предусматривал в совокупности с дополнительным соглашением к нему от 21 января 2014 г. его прекращение по истечении срока контракта о службе в ФПС ГПС, обязанность нанимателя освободить жилое помещение и сдать служебное жилье в течение 1 месяца со дня прекращения срока действия договора, выселение в судебном порядке в случае отказа нанимателя освободить помещение в установленный договором срок.
14 ноября 2019 г. с Зинченко Г.А. расторгнут контракт о прохождении службы, он уволен со службы в ФПС по п. 11 ч. 2 ст. 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Удовлетворяя заявленные исковые требования о выселении Зинченко Г.А. из служебного жилого помещения, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для пользования ответчиком квартирой № <адрес>-В по <адрес>, равно как и оснований для предоставления ему при выселении другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, увольнение со службы служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
Поскольку 14 ноября 2019 г. Зинченко Г.В. был уволен со службы, при этом, оснований для сохранения за ним права пользования спорным жилым помещением не установлено, в добровольном порядке ответчик выселиться не пожелал, проигнорировав направленное в его адрес 20 апреля 2020 г. требование о выселении из служебного жилого помещения, суд пришел к выводу о выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения.
Суд верно указал об отсутствии оснований полагать, что квартира была предоставлена Зинченко Г.А. по договору социального найма, поскольку договор найма заключен с ответчиком в 2013 г., на учете нуждающихся в служебном жилом помещении он состоял с 2010 г., тогда как право на получение жилых помещений по договорам найма сохранялось лишь за гражданами, принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». То обстоятельство, что Зинченко Г.А., не являясь нанимателем по договору социального найма, воспользовавшись своим правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, и решением комиссии от 19 сентября 2019 г. принят на учет и включен в список на получение ЕСВ (л.д. 185-187 т. 1), не является основанием для отказа в иске, поскольку неполучение данной выплаты не предусмотрено законом в качестве основания для продления срока пользования служебным помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и нормам материального права.
При разрешении данного спора судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные по делу доказательства, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Нарушений и неправильного применения норм материального права, влекущих отмену решения суда, на которые указывается в жалобе, судом не допущено.
Доводы жалобы о том, что спорная квартира является единственным местом жительства ответчика и иных жилых помещений у него в собственности или по договору социального найма не имеется, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о выселении из служебного жилого помещения, поскольку обеспечение служебным жилым помещением связано исключительно с прохождением службы, в свою очередь, прекращение службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку, эти доводы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося решения. Законных оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не находит.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного судом решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 16 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинченко Геннадия Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: