гр. дело № 2-3794/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» сентября 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием истца Яковлевой В.С., представителя истца по устному заявлению Паниной О.Л., представителя ответчика по ордеру Константинова К.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Веры Сергеевны к Яковлеву Сергею Владимировичу о взыскании компенсации в счет стоимости доли субсидии в размере 2074091.25 руб.,
у с т а н о в и л:
Яковлева В.С. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что является дочерью ответчика Яковлева С.В. Брак между родителями расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ г., отец являлся военнослужащим, и составом семьи из двух человек (истец и ответчик) состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ г. стороны состояли на регистрационном учете в служебном помещении, предоставленном Министерством Обороны, по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлено заявление о перечислении жилищной субсидии в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на состав семьи из двух человек, заявление также подписано истцом.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом обеспеченности Яковлева С.В. общей площадью 20,05 кв. м была предоставлена субсидия из расчета норматива общей площади в размере 21.95 кв. м в размере 2 167919.19. руб., которые перечислены на лицевой счет ответчика, после чего ответчик сообщил истцу, что необходимо сняться с регистрационного учета в служебном помещении, что истцом сделано ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрировалась в <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери истца.
Истец считает, что жилищная субсидия начислялась исходя из нормативов общей площади: 42 кв. м на два человека, ответчик на момент подачи документов был обеспечен площадью 20.05 кв. м, в связи с этим истец произвела расчет доли субсидии, которая ей причитается: 2 167919.19 руб. : 21.95 = 98766.25 руб. х 42 : 2 = 2074091.25 руб. Кроме того, истцу стало известно, что ответчик приобрел гараж и заключил договор долевого участия, тем самым ответчик за счет выделенной жилищной субсидии на состав семьи улучшил только свои жилищные условия.
В связи с изложенным истец просит взыскать с Яковлева С.В. в пользу Яковлевой В.С. компенсацию доли субсидии в размере 2 074091.25 руб.
Истец Яковлева В.С., представитель истца по устному заявлению Панина О.Л. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.
Ответчик Яковлев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Представитель ответчика по ордеру Константинов К.К. с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д.55-56).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, копии учетного дела, имеющейся в деле, судом установлено, что решением ФГКУ «Западное межрегиональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № Яковлев С.В. принят на учет нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. составом семьи из двух человек, в том числе, истца (л.д.91).
Решением ФГКУ «Западное межрегиональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п.6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра Обороны России от ДД.ММ.ГГГГ. № Яковлеву СВ. и совместно проживающим с ним членом семьи Яковлевой В.С. выдана жилищная субсидия в размере 2 167919.19 руб. (л.д.64-95).
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее – Порядок), который регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (п.3 Порядка).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ).
Таким образом, законодательно закреплено, что обеспечение жильем военнослужащим является одной из социальных гарантий, установленной им государством, а право членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим.
По мнению суда, субсидию на приобретение жилья в данном случае нельзя расценивать, как неосновательное обогащение либо иную материальную выгоду военнослужащего, поскольку эта выплата является социальной гарантией именно для военнослужащего и выделена из федерального бюджета. В данном случае ответчик получил ее в установленном порядке, с учетом членов семьи, в том числе истца.
Положениями действующего законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения военнослужащих с учетом количества членов его семьи, не предусматривается определение или выделение доли жилищной субсидии в денежном выражении одному или нескольким членам семьи получателя субсидии. Законодатель предусмотрел, что субсидия предоставляется на семью военнослужащего с целью приобретения жилья для дальнейшего совместного проживания всех ее членов, а не обеспечение отдельным жильем каждого из них.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает отсутствие у истца каких-либо правовых оснований, предусмотренных законом. В этой связи не принимаются во внимание ссылки истца на Постановление Правительства РФ от 21.04.2011г. № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государстве власти субъектов Российской Федерации». При этом суд учитывает, что указанным Постановлением утверждена методику определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и установлено, что при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Кроме того, названным Постановлением определяется общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 15 и пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Ответчик являлся получателем жилищной субсидии, при этом не являлся участником подпрограммы, не был включен в списки на получение государственного жилищного сертификата или единовременной социальной выплаты, правоотношения по получению ответчиком жилищной субсидии возникли в силу абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ.
По тем же основаниям суд считает необоснованной ссылку истца на Постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем кате граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище 2015 - 2020 годы", которым установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Руководствуясь ст. ст. 67,194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Яковлевой Веры Сергеевны к Яковлеву Сергею Владимировичу о взыскании компенсации в счет стоимости доли субсидии в размере 2074091.25 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья