55RS0007-01-2023-006896-87
Дело № 2-330/2024 (2-5833/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ж.В.В. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
установил:
Ж.В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В обоснование указал, что состоит в браке с Ж.Е.А., совместно воспитывают несовершеннолетних детей: Ж.К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Ж.Е.А. обращалась к ответчику с просьбой поставить на учет граждан, нуждающихся в жилье. Ответом от 15.04.2021 Администрация г. Омска отказала в предоставлении жилья как многодетной семье, сославшись на то, что для получения жилья на территории г. Омска семья <данные изъяты> должна быть зарегистрирована на территории соответствующего муниципального образования. Указанное явилось основанием для обращения в суд с иском к Администрации города Омска о признании действий незаконными, обязании принять меры по постановке на учет. Решением Центрального районного суда г. Омска от 05.10.2022 по гражданскому делу № 2-3173/2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.01.2023 постановлено решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым решение, принятое департаментом общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска 15.04.2021 № Исх-ДООСП/464 по обращению Ж.В.В. о признании Ж.В.В. и членов его семьи малоимущими, признать незаконным, возложить на Администрацию города Омска в лице управления общественных отношений и социальных вопросов обязанность рассмотреть обращение Ж.В.В. о признании его и членов его семьи малоимущими.
Распоряжением Управления общественных отношений и социальных вопросов Администрации г. Омска от 09.03.2023 Ж.Е.А., Ж.В.В., их несовершеннолетние дети признаны малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Распоряжением департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 20.04.2023 №-р Ж.Е.А., Ж.В.В. с составом семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако жилым помещением по настоящее время не обеспечены.
С учетом изложенного, просил обязать ответчиков предоставить Ж.В.В. и членам его семьи благоустроенное, отвечающее санитарным и технически нормам жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм с учетом права на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец Ж.В.В., третье лицо Ж.Е.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска К.А.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что предусмотренных законом оснований для предоставления истцу и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).
Таким образом, конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 01.03.2005.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно частям 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу пунктов 3, 6 статьи 62 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном статьей 52 Жилищного кодекса РФ, согласно которой состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
По правилам части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Так, в силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 05.10.2022 по гражданскому делу № 2-3173/2022 по исковому заявлению Ж.Е.А. к Администрации г. Омска о признании действий незаконными, обязании принять меры по постановке на учет, постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ж.Е.А. (<данные изъяты>) к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании действий незаконными, обязании принять меры по постановке на учет отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.01.2023 постановлено:
«Решение Центрального районного суда г. Омска от 05 октября 2022 года отменить, принять новое решение.
Решение, принятое департаментом общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска <данные изъяты>, признать незаконным.
Возложить на Администрацию города Омска в лице управления общественных отношений и социальных вопросов обязанность рассмотреть обращение Ж.В.В. о признании Ж.В.В. и членов его семьи малоимущими, поданное 5 апреля 2021 года, в течение одного месяца».
В ходе судебного разбирательства по гражданскому делу № 2-3173/2022 установлено, что к моменту разрешения спора по существу истец Ж.Е.А. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно представленным свидетельствам о регистрации по месту пребывания Ж.Е.А., её сын Р.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., были также зарегистрированы по адресу: <адрес>, д. Любимовка, <адрес>.
Супруг Ж.Е.А. – Ж.В.В. и их несовершеннолетние дети Ж.М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рЖ.В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
Жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Ж.Е.А., Ж.В.В., Ж.К.В., ЖариковуВал.В., Р.А.С., Ж.М.В. по 1/6 доли каждому.
ДД.ММ.ГГГГ Ж.В.В. обратился в департамент общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска с заявлением о признании его, Ж.В.В. и членов его семьи – супруги Ж.Е.А. и несовершеннолетних детей Ж.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж. Ж.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж. Ж.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В связи с отсутствием регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на территории города Омска Ж.В.В. было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о признании (отказе в признании) граждан, проживающих на территории города Омска, малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и разъяснено право на повторное обращение с приложением необходимой документации.
31.03.2022 Ж.Е.А. обратилась с письменным заявлением в Администрацию города Омска о признании семьи малоимущей, указав, что Ж. обратились с заявлением о признании семьи малоимущей, в чем им 15.04.2021 было отказано со ссылкой на отсутствие регистрации в городе Омске. Указав, что она имеет регистрацию на территории города Омска, Ж.Е.В. просила выдать справку о признании ее семьи малоимущей. Фактически данным обращением Ж.Е.А. просила пересмотреть ответ от 15.04.2021 на заявление Ж.В.В.
Ответом от 20.04.2022 Ж.Е.А. разъяснен порядок постановки на учет нуждающихся, а также порядок обращения за признанием семьи малоимущей. К ответу приложены перечни необходимых документов.
Полагая отказ в удовлетворении заявления Ж.В.В. от 15.04.2021 незаконным, Ж.Е.А. обратилась в суд с названным иском к Администрации г. Омска.
Исходя из того, что Ж.В.В. в своем обращении от 31.03.2021 просил признать малоимущими не только себя, Ж.В.В., но членов своей семьи – супругу Ж.Е.А. и несовершеннолетних детей Ж.Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж. Ж.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.К.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., Ж. Ж.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью и законным представителем которых является Ж.Е.А., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Ж.Е.А. принадлежало право оспаривать отказ департамента общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска в признании семьи малоимущими.
Истцом Ж.Е.А. в подтверждение факта проживания семьи в городе Омске были представлены следующие доказательства.
Согласно справке ООО «Управляющая компания» Солнечный город ОГРН 1135543018390, расположенной по адресу: <адрес>, истец Ж.В.В. работает в указанной компании дворником с 11.04.2018.
Согласно справкам БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 60», расположенной по адресу: <адрес>, Ж.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в четвертом классе по очной форме обучения по основной образовательной программе, начало обучения – ДД.ММ.ГГГГ, Р.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в четвертом классе по очной форме обучения по основной образовательной программе, начало обучения – 01.09.2020 г., Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в третьем классе по очной форме обучения по основной образовательной программе, начало обучения – ДД.ММ.ГГГГ, Ж. Ж.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается во втором классе по очной форме обучения по основной образовательной программе, начало обучения – 01.09.2021.
Согласно справкам БДОУ г. Омска «Детский сад № 2», расположенного по адресу: <адрес> Ж.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., посещает БДОУ г. Омска «Детский сад № 2», 2 младшую группу «Василек», Ж.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. посещает БДОУ г. Омска «Детский сад № 2», 1 младшую группу «Колобок».
Согласно справке БУЗ ОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной», расположенной по адресу: <адрес>, Р.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ж.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающие по адресу: <адрес>, прикреплены для медицинского обслуживания к БУЗ ОО «Городская детская клиническая больница № 2 им. В.П. Бисяриной».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ж.В.В. пояснил, что фактически проживает по адресу: <адрес>, на условиях коммерческого найма, письменный договор коммерческого найма не заключался.
Таким образом, судом апелляционной инстанции было установлено то обстоятельство, что Ж. проживают на территории муниципального образования город Омск, что явилось основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных Ж.Е.А. требований.
Учитывая, что Российская Федерация является социальным государством, защита жилищных прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, учитывая особый статус заявителя Ж.В.В., являющегося отцом семерых малолетних детей, а воспитывающего восьмерых малолетних детей, судебная коллегия пришла к выводу, что департамент общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска, приняв оспариваемое решение по формальным основаниям, нарушил права Ж., в связи с чем решение, принятое департаментом общественных отношений и социальной политики Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ № Исх-ДООСП/464 по обращению Ж.В.В. о признании Ж.В.В. и членов его семьи малоимущими, подлежало признанию незаконным, а на ответчика подлежала возложению обязанность рассмотреть обращение Ж.В.В. о признании его и членов его семьи малоимущими.
По правилам части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Принимая во внимание одноименный состав участников процесса по настоящему гражданскому делу и гражданскому делу № 2-3173/2022, обстоятельства возникновения материальных правоотношений сторон, суд приходит к выводу, что установленные в рамках гражданского дела № 2-3173/2022 обстоятельства имеют для настоящего спора преюдициальный характер и не подлежат оспариванию.
Как установлено судом по настоящем гражданскому делу, распоряжением Управления общественных отношений и социальных вопросов Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № Ж.Е.А., Ж.В.В., их несовершеннолетние дети признаны малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Распоряжением департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-р Ж.Е.А. составом семьи (супруг Ж.В.В., несовершеннолетние дети) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, где состоят по настоящее время в общем списке.
ДД.ММ.ГГГГ Ж.Е.А. обратилась в департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о включении ее с составом семьи во внеочередной список, представив постановление администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 06.02.2024 № 43-п «О принятии решения по результатам работы межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Указанным постановлением, жилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности Ж.Е.А. и членам ее семьи, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Таким собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением осуществляется в границах данного населенного пункта.
Принимая во внимание перечисленные нормативные положения Жилищного кодекса РФ, департамент жилищной политики Администрации г. Омска пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения семьи Ж. во внеочередной список на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 22.03.2024 (протокол №) Ж.Е.А. отказано во включении во внеочередной список.
Таким образом, судом установлено, что Ж.Е.А. составом семьи (супруг Ж.В.В., несовершеннолетние дети) состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, определен ее номер очереди на текущий год, также она с семьей признана малоимущей, однако обстоятельств, дающих право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди не имеется, поскольку во включении ее во внеочередной список департаментом жилищной политики Администрации г. Омск отказано.
При изложенных обстоятельствах, правовые основания для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке отсутствуют.
В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ж.В.В. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2024 года.