Решение по делу № 2-540/2024 от 24.04.2024

89RS0007-01-2024-000979-29

Дело № 2-540/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО                                                                                 26 июня 2024 г.

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Калмынкиной Н.В., с участием прокурора Гонтарь А.О., представителя ответчика Пупкова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-540/2024 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБУ ДО Самбургская спортивная школа, Администрации Пуровского района, Управлению по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района об обязании провести обследование технического состояния здания и обязании обеспечить финансирование,

установил:

прокурор Пуровского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором сообщил, что прокуратурой Пуровского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в оперативном управлении МБУ ДО Самбургская СШ находится здание, <адрес>

В нарушение требований части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 28, 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ, ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, а также утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, требований ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния данного здания силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов с момента ввода его в эксплуатацию не проводились, сезонные осмотры здания осуществляются учреждением один раз в год.

Прокуратурой района директору муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Самбургская спортивная школа 25,10.2023 внесено представление, однако техническое обследование зданий и сооружений не проведено.

Вместе с тем, непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным (спортсмены, родители, посетители, др.).

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ с учетом уточнения исковых требований (л.д.140-146), прокурор просил обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Самбургская спортивная школа в срок до 31.12.2025 провести комплексное обследование технического состояния здания, 1 <адрес>, с привлечением специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов; обязать Администрацию Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и Управление по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района в срок до 31.12.2024 обеспечить финансирование проведения муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Самбургская спортивная школа мероприятий по обследованию технического состояния здания, <адрес>, с привлечением специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Представитель ответчика Управления по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района в возражениях на иск указал (л.д.86-88), что ГОСТ 31937-2011 прекратил свое действие с 01.05.2024 в связи с ведением в действие Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст) (далее - ГОСТ 31937-2024).

Согласно разделу 1 «Область применения» ГОСТа 31937-2024 стандарт распространяется на проведение различного вида работ. Однако исковые требования прокурора не содержат указания, для какой именно цели необходимо провести обследование технического состояния зданий, указанных в иске.

В соответствии с п. 4.2 ГОСТа 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию.

В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

Таким образом, требования о проведении обследования технического состояния зданий носит рекомендательный, а не обязательный характер.

В связи с изложенным в удовлетворении иска прокурора представитель ответчика просил отказать.

Представитель ответчика МБУ ДО Самбургская спортивная школа в возражениях на иск указал (л.д.92-93), что с иском прокурора не согласен, поскольку обследование и мониторинг технического состояния здания проводится ежегодно собственными силами учреждения, 31 октября 2022 года здание спортивной школы было обследовано силами ГКУ ЯНАО «Государственная кадастровая оценка» отдела технической инвентаризации г. Тарко-Сале, по результатам проведения которого был составлен новый (актуальный) технический паспорт здания. Ежегодно у специализированных организаций (ресурсоснабжающие и обслуживающие организации) и органов местного самоуправления учреждением подписывается, а затем сдается паспорт готовности объекта (учреждения) к работе в осенне-зимний период. При этом со стороны организаций, участвующих в приемке и проверки готовности объекта (учреждения) к работе в осенне-зимний период, предписаний запрещающих и ограничивающих дальнейшую эксплуатацию объекта. Иском предусмотрено, что МБУ ДО Самбургская СШ были нарушены требования ГОСТ-31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Вместе с тем, с 01 мая 2024 указанным прокурором ГОСТ уже не применяется.

Представитель ответчика Администрации Пуровского района в возражениях на иск указал (л.д.114-119), что к спорным правоотношениям положения ч. 1 ст. 46 ФЗ №184-ФЗ от 27.12.2002 не применяются, поскольку в настоящее время действуют положения ФЗ от 30.12.2009 № 384- ФЗ. В соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020№ 985 (далее - постановление № 815). В данном постановлении отсутствует Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В связи с этим, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 N 687 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - приказ № 687). ГОСТ 31937-2011 включен в данный документ (№ 110).

Также согласно Письму Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 23.10.2019 № 40060-АС/08 «О разъяснении особенностей обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента № 384-ФЗ от 30.12.2009», национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Вместе с тем ГОСТ 31937-2011 прекратил свое действие с 01.05.2024 в связи с ведением в действие Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст) (далее - ГОСТ 31937-2024).

При разработке нового стандарта в норме, регулирующей сроки обследования, законодатель намеренно заменил слово «проводится» словами «рекомендуется проводить», что дополнительно свидетельствует о диспозитивном характере данной нормы.

Истец в исковом заявлении указывает на необходимость проведения обследования технического состояния здания образовательного учреждения специализированной организацией, однако в обоснование своих требований не предоставляет действительных подтверждающих фактов неисполнения требований по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания. Выездная проверка прокуратуры в образовательное учреждение не проводилась, решение о необходимости проведения обследования технического состояния здания принималось на основании документарной проверки. Документов, подтверждающих какие-либо нарушения целостности объекта здания образовательного учреждения, его аварийности либо иных отклонений прокуратурой не предоставлено. Заключения эксперта о недостаточности проведения образовательным учреждением ежедневных и сезонных мероприятий в части соблюдения требований по обследованию технического состояния здания так же истцом не было предоставлено.

Образовательным учреждением проводятся текущие осмотры здания. По факту обнаружения дефекта, по результатам проводимых осмотров, принимаются меры по ремонту или проведению инструментального обследования. Учитывая тот факт, что текущие осмотры проводятся ежедневно, образовательной организацией своевременно могут быть выявлены нарушения в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания.

Соответственно, решение о необходимости проведения обследований и мониторинга технического состояния принимает само учреждение по результатам проводимых осмотров собственными силами, привлечение к которым специализированных организаций не требуется.

Согласно пункта 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

На основании вышеизложенного очевидно, что обследования технического состояния здания включает в себя комплекс мер, осуществляемых учреждением как ежедневно, так и сезонно, в том числе с привлечением обслуживающей организации в рамках договора по комплексному (техническому) обслуживанию здания.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие в перечне обязательном для исполнения, национальных стандартов и сводов правил вышеуказанных норм, так же принимая во внимание, что здание не является аварийным, предпосылок проведения технического обследования здания специализированной организацией отсутствуют.

В связи с изложенным в удовлетворении иска прокурора представитель Администрации Пуровского района просил отказать.

В дополнительных возражениях представитель ответчика Администрации Пуровского района указал (л.д.130-137), что прокурор допускает смешение и подмену понятий «техническое обслуживание» и «обследование технического состояния зданий», которые не равнозначны. В Техническом регламенте слово «обследование» упоминается только 1 раз в статье 41, регламентирующей проведение добровольной оценки соответствия здания и сооружения требованиям проектной документации и т.д. Вместе с тем представитель вновь указал, что ГОСТ 31937-2024 подлежит применению на добровольной основе.

Кроме того представитель ответчика сослался на то, что прокурор просит «обеспечить финансирование» мероприятий, однако из данного требования не ясно, какие конкретно действия необходимо совершить ответчикам.

В указанный прокурором срок до 31.12.2024 возможно утверждение местного бюджета на очередной финансовый год. Однако утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что следует из содержания пункта 2 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 № 69-КГ17-2).

В случае, если под «обеспечением финансирования» подразумевается заключение контракта и проведение расчетов за выполненные работы, то срок исполнения такого требования объективно не может быть меньше срока на выполнения самих работ. Кроме того, финансирование работ по обследованию технического состояния зданий может производиться не только за счет местного бюджета, но, например, и за счет субсидий из бюджетов иных уровней (федерального, регионального). В случае финансирования за счет предоставления субсидий из федерального или регионального бюджетов, такие субсидии предоставляются после утверждения соответствующих бюджетов в очередном финансовом году, что также не соответствует установленным прокурором срокам.

Исполнимость заключается в возможности реализовать предписания, содержащиеся в решении суда, в том числе в принудительном порядке помимо воли обязанного субъекта. Не будут отвечать требованиям принципа исполнимости предписанные судом ответчику действия, которые не могут быть или не должны быть совершены ответчиком и которые не приведут к восстановлению нарушенных прав.

В судебном заседании прокурор Гонтарь А.О. поддержала требование о возложении на МБУ ДО Самбургская спортивная школа обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания, на удовлетворении требования о возложении обязанности профинансировать мероприятия не настаивала, дополнительно пояснила, что капитальный ремонт здания школы произведен в 2021 году, далее техническое состояние здание школы оценивалось только самим учреждением, без привлечения технических специалистов и применения специальных средств.

Представитель ответчика Управления по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района Пупков А.Г. в удовлетворении иска просил отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях ответчиков на иск.

Представители ответчиков МБУ ДО Самбургская спортивная школа и Администрации Пуровского района при надлежащем извещении в заседание не явились, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Оценив доводы иска и возражений ответчиков, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно Уставу, МБУ ДО Самбургская спортивная школа является некоммерческой организацией, учрежденной в целях предоставления услуг в области дополнительного образования, физической культуры и спорта (п. 1.1).

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской федерации, Гражданским кодексом Российской федерации, Трудовым кодексом Российской федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящим Уставом (п. 1.11).

Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность: за жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод, обучающихся и работников Учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации (п. 1.12).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ МБУ ДО Самбургская спортивная школа на праве оперативного управления передано Муниципальным округом Пуровский район нежилое здание: <адрес>

Согласно муниципальным контрактам от 07.06.2021, от 24.08.2021 (л.д.158-237), в период с 07.06.2021 по 30.09.2021 в указанном здании был проведен капитальный ремонт.

В силу статей 28, 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.

В силу требований части 6 статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В силу части 2 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).

Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации, до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Пунктом 4.1 «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее по тексту - ГОСТ 31937-2011) установлено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.

В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также:

- по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;

- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);

- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);

- по инициативе собственника объекта;

- при изменении технологического назначения здания (сооружения);

- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора:

В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 31937-2011 результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Пунктом 5.1.5 ГОСТ 31937-2011 оценку категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, проводят на основании результатов обследования и поверочных расчетов, которые в зависимости от типа объекта осуществляют в соответствии с [1], [5] - [9]. По этой оценке конструкции, здания и сооружения, включая грунтовое основание, подразделяют на находящиеся:    в нормативном техническом состоянии; в работоспособном состоянии; в ограниченно работоспособном состоянии; в аварийном состоянии. Для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. При этом для конструкций, зданий (сооружений), включая фунтовое основание, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование более частых периодических обследований в процессе эксплуатации. При офаниченно работоспособном состоянии конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, контролируют их состояние, проводят мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) фунтового основания и последующий мониторинг технического состояния (при необходимости). Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая фунтовое основание, не допускается. Устанавливается обязательный режим мониторинга.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2024 г. N 433-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2024 г. взамен гост 31937-2011.

В разделе 1 ГОСТ 31937-2024 указано, что Настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

Настоящий стандарт распространяется на проведение работ:

- по комплексному обследованию в целях установления технического состояния зданий (сооружений) и определения исходных данных для проектирования их реконструкции или капитального ремонта;

- обследованию технического состояния зданий (сооружений) для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости соответствия нормативным требованиям (далее - восстановление) и усиления конструкций;

- обследованию технического состояния зданий (сооружений) - объектов незавершенного строительства для оценки возможности завершения их строительства и дальнейшего ввода в эксплуатацию;

- обследованию в целях определения несущей способности строительных конструкций и грунтов при необходимости;

- обследованию в целях определения исходных данных для разработки проекта демонтажа (сноса) и определения объемов отходов демонтажа (сноса) здания;

- энергетическому обследованию;

- обследованию систем инженерно-технического обеспечения зданий (сооружений);

- мониторинг несущих конструкций реконструируемых зданий и сооружений в период их реконструкции;

- общему мониторингу технического состояния зданий (сооружений) для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния;

- мониторингу технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния строительства и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений;

- мониторингу технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, для оценки их текущего технического состояния и предупреждения наступления аварийного состояния;

- мониторингу технического состояния уникальных, в том числе высотных и большепролетных, зданий (сооружений) для контроля состояния несущих конструкций.

Пунктом 3.9 ГОСТ 31937-2024 предусмотрено, что комплексное обследование технического состояния здания [сооружения] представляет собой специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих функциональную работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.

Пунктом 4.2 ГОСТ 31937-2024 регламентировано, что первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию.

В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ 31937-2024 обследование, а при необходимости и мониторинг технического состояния зданий (сооружений), проводят также:

- по истечении расчетных сроков службы или сроков безаварийной эксплуатации, установленных в отчете (заключении) по результатам предыдущего обследования;

- для разработки проекта реконструкции и капитального ремонта;

- при обнаружении дефектов, повреждений и деформаций в процессе эксплуатации здания (сооружения), которые могут повлиять на безопасность объекта;

- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с угрозой разрушения здания (сооружения) или его отдельных строительных конструкций, в том числе разрушение которых может повлечь прогрессирующее обрушение;

- при попадании здания (сооружения) в зону влияния нового строительства, реконструкции или природно-техногенных воздействий;

- по инициативе собственника объекта;

- для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации или сносе (демонтаже) здания (сооружения) или его части;

- для разработки проекта по сносу (демонтажу) здания (сооружения) или его части;

- при изменении назначения здания (сооружения);

- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений нормативно-правовых актов учреждением МБУ ДО Самбургская спортивная школа комплексное обследование технического состояния здания не проведено, за что постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Пуровского районного суда ЯНАО Каращука Е.Л. от 08.12.2023 ответственное должностное лицо МБУ ДО Самбургская спортивная школа привлечено к административной ответственности (л.д.25-31).

Вопреки доводам ответчиков требования о проведении комплексного обследования технического состояния здания являются обязательными для ответчика в силу положений ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также пункта 2 части 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Осуществление учреждением самостоятельных осмотров здания не освобождает учреждение от исполнения обязанности проводить комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций.

При изложенных обстоятельствах суд находит уточненные требования прокурора об обязании МБУ ДО Самбургская спортивная школа провести комплексное обследование технического состояния здания законными и подлежащими удовлетворению.

Определяя в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд находит предложенный прокурором срок для устранения нарушений разумным и соответствующим интересам обеих сторон с учетом времени необходимого на финансирование мероприятий, заключение контракта и последующее проведение работ.

Разрешая требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Пуровского района и Управление по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района обязанности обеспечить финансирование вышеуказанным мероприятий, суд руководствуется следующим.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.

Таким образом, утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В связи с изложенным названное требование прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

уточнённое исковое заявление прокурора Пуровского района удовлетворить в части.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Самбургская спортивная школа (ИНН 8911020366, ОГРН 1048900852373) в срок до 31.12.2025 года провести комплексное обследование технического состояния здания, <адрес>, с привлечением специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации Пуровского района и Управление по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района о возложении обязанности обеспечить финансирование проведения мероприятий по комплексному обследованию указанного здания.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 03 июля 2024 г.

Председательствующий:                 подпись                         М.В. Сологуб

2-540/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пуровского района
Ответчики
Администрация Пуровского района
Управление по физической культуре и спорту Администрации Пуровского района
МБУ ДО Самбургская спортивная школа
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Сологуб Марина Владимировна
Дело на странице суда
purovsky.ynao.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее