Решение по делу № 33-14858/2023 от 23.11.2023

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Рудь А.А.               Дело № 33-14858/2023

УИД 24RS0057-01-2022-001901-86

2.073г

06 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Баимовой И.А.

судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

    гражданское дело по иску Зинченко Ольги Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии

    по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гурман Т.С.

    на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 19 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Зинченко Ольги Ивановны удовлетворить.

Обязать ОСФР по Красноярскому краю включить Зинченко Ольге Ивановне (<данные изъяты>) в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995 в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50-летия СССР.

Обязать ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, назначенной Зинченко Ольге Ивановне (<данные изъяты>), с учетом периодов работы с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995 в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50 -летия СССР, с 1 июня 2022 года.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Зинченко О.И. обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (после смены наименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю) о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии.

    Требования мотивировала тем, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсию ей назначили с 27.12.2021, однако при назначении пенсии не был учтен стаж работы на руднике Белая Гора Белогорского горно- обогатительного комбината имени 50-летия СССР в Республике Казахстан с 13.03.1992 по 16.03.1992 и с 01.12.1993 по 05.08.1995. Не включение в стаж названных периодов ответчик мотивировал тем, что периоды работы после 12.03.1992 должны быть подтверждены компетентным органом Республики Казахстан посредством формуляра. В ответе на запрос ответчика АО «Единый накопительный пенсионный фонд» отказал в предоставлении запрашиваемой информации по форме формуляра-ответа, но в адрес ответчика поступила справка от 13.01.2022 N9 3/00008 из Государственного архива Уланского района Восточно-Казахстанской области, подтверждающая период работы и начисление заработной платы истцу за период работы с 24.11.1984 по 05.08.1995. На основании полученной справки с 01.06.2022 года ей был произведен перерасчет по заработной плате за период до 13.03.1992. Периоды стажа и заработной платы при работе в Республике Казахстан с 13.03.1992 по 16.03.1992 и с 01.12.1993 по 05.08.1995 учтены не были, так как АО «Единый накопительный пенсионный фонд» отказал в предоставлении запрашиваемой информации по форме формуляр-ответ. Истец считает действия ответчика незаконными и необоснованными, поскольку спорные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке и архивными справками, которые находятся в пенсионном деле. Несоблюдение формы ответа на запрос ОПФР по Красноярскому краю не может служить основанием для лишения истца права на включение в трудовой стаж вышеуказанных периодов работы.

    Истец просила суд обязать ответчика включить в ее трудовой стаж периоды работы на руднике Белая Гора Белогорского горно-обогатительного комбината имени 50-летия СССР в Республике Казахстан с 13.03.1992 по 16.03.1992 и с 01.12.1993 по 05.08.1995; а также обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 01.06.2022 с учетом спорных периодов работы.

    Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

    В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гурман Т.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что спорные периоды работы истца компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, не подтверждены, в связи с чем, оснований для их включения в страховой стаж у суда не имелось.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Чернявскую Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.    

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 г. N 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (4 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (5 Перечня).

Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 г. N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 546н).

Согласно пункту 17 Правил N 546н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 546н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (68 Правил N 546н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как видно из дела и правильно установлено судом, с 27.12.2021 года Зинченко О.И. является получателем пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 13.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Вместе с тем, в стаж не был включен период работы с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995 в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50 -летия СССР в Республике Казахстан, поскольку не подтверждается компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Республике Казахстан.

Считая, что ответчиком неправомерно исключен вышеуказанный стаж работы, Зинченко О.И. обратилась с иском в суд с требованиями о включении спорного периода в страховой стаж и возложении на ответчика обязанности о перерасчете размера пенсии с 01 июня 2022 года.

Разрешая требования Зинченко О.И. о включении в страховой стаж периоды работы с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995 в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50 -летия СССР в Республике Казахстан и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии и удовлетворяя их, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела стаж работы истицы в Республике Казахстан в спорные периоды подтвержден надлежащими документами.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, судебная коллегия находит их убедительными.

Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что представленными по делу доказательствами, а именно трудовой книжкой, архивной справкой, выданной КГУ «Государственный архив Уланского района» Управления цифровизации и архивов Восточно-Казахстанской области от 13.01.2022, полученной на запрос ОПФР по Красноярскому краю, объективно подтверждается, что истица с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995 работала в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50 -летия СССР в Республике Казахстан. Из представленных в дело табуляграмм по начислению заработной платы вышеуказанного предприятия следует, что Зинченко О.И. имела начисления по заработной плате, в том числе и за период с июля 1990 по апрель 1992 (включительно), с декабря 1993 по август 1995 (включительно) годы.

Таким образом, факт осуществления истицей в спорные периоды трудовой деятельности в должности оператора теплового пункта по 2 разряду в энергоцехе Белогорского горнообогатительного комбината им. 50 -летия СССР в Республике Казахстан подтвержден совокупностью исследованных судом доказательств.

Проанализировав действующее правовое регулирование, а именно положения ст.ст. 4, 14 ФЗ № 400-ФЗ, п. 5,6,11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий №1015 и установив, что до 2002 года стаж истицы подлежал включению вне зависимости от уплаты страховых взносов, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа во включении в страховой стаж периоды работы истицы на территории Республика Казахстан с 13.03.1992 по 16.03.1992, с 01.12.1993 по 05.08.1995, в связи с чем, решение пенсионного органа нельзя признать правомерным.

Судом первой инстанции обоснованно не принята во внимание позиция ответчика, что к сложившейся ситуации необходимо применять положения Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного 20 декабря 2019 года, поскольку указанное Соглашение подлежит применению с 01.01.2021 и в соответствии со ст. 12 данного Соглашения за стаж работы, приобретённый до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан имели место до 01.01.2021.

При этом, судебная коллегия не может принять во внимание изложенную в апелляционной жалобе позицию ответчика, что с 01.01.2023 года Соглашение от 13 марта 1992 года не действует, поскольку выход Республики Казахстан из Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», не является основанием для отказа истцу во включении спорного периода в страховой стаж, так как Закон о денонсации Соглашения был принят 11.06.2022 года, тогда как решение об отказе истцу в перерасчете страховой пенсии состоялось в 2021 году. На дату обращения истца Зинченко О.И. в пенсионный орган с заявлением, Казахстан являлся участником межгосударственного Соглашения от 13 марта 1992 года.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия также находит правомерным вывод суда о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом вышеуказанных спорных периодов с 01.06.2022 года.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы, что представленные истицей доказательства, подтверждающие ее стаж в период работы в Республике Казахстан, не являются официальным ответом на запрос пенсионного органа, а поэтому не могут быть приняты в качестве достоверных доказательств, судебная коллегия находит несостоятельными, считает, что они не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку стороной ответчика не представлено доказательств, что данные документы выданы необоснованно и содержат недостоверные сведения. Кроме того, отсутствие ответа из компетентного органа Республики Казахстан в адрес пенсионного органа, по мнению судебной коллегии, не может являться основанием для отказа во включении в специальный стаж спорных периодов работы истицы в Республике Казахстан, поскольку данное обстоятельство подтверждается иными достоверными доказательствами по делу, которым судом дана надлежащая оценка, а также с учетом того, что право истицы на включение спорных периодов в стаж реализуется в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 г., которым не предусмотрено подтверждение стажа путем запроса формуляра «О стаже работы». Из представленных по делу доказательств следует, что архивная справка о работе истицы в Республике Казахстан в спорные периоды была направлена ответчику по его запросу.

Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы стороной ответчика не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 19 сентября 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – Гурман Т.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:                         Баимова И.А.

Судьи:                                 Белякова Н.В.

Охременко О.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2023 года.

33-14858/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зинченко Ольга Ивановна
Ответчики
ОСФР по Красноярскому краю
Другие
Гурман Татьяна Степановна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Передано в экспедицию
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее