Судья: Родиков А.А. Дело N 7-275/2017
РЕШЕНИЕ
г. Томск 07 сентября 2017 года
Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области А. на решение судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 10 июля 2017 года, которым постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области от 13 марта 2017 года № 23/2017 в отношении Администрации Тегульдетского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
13 марта 2017 года постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области А. № 23/2017 Администрация Тегульдетского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Решением судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 10 июля 2017 года названное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области А., не согласившись с принятым решением, подала в Томский областной суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 10 июля 2017 года. Более подробно доводы изложены в жалобе.
Извещенные о времени и месте судебного заседания законный представитель Администрации Тегульдетского сельского поселения – глава Администрации Житник В.С., начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области А. в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили. Судьей определено рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучение материалов дела, обсуждение доводов жалобы приводят к следующему.
Частью 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об исполнительном производстве" установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В силу ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п. 3, 6, 7 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иных обстоятельств, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из приведенных положений закона следует, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении при условии отсутствия уважительных причин, которыми вызвано неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе (ч.2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Выяснение наличия (отсутствия) уважительных причин, которыми вызвано неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, является обязанностью лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.
Без выяснения названных обстоятельств не представляется возможным установить, имелась ли у должника (юридического лица) возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты должником (юридическим лицом) все зависящие от него меры по их соблюдению, что является предопределяющим при формулировании вывода о виновности должника (ст. 2.1 КоАП РФ).
Как видно из материалов дела, указанные обстоятельства и, следовательно, вопрос о виновности Администрации Тегульдетского сельского поселения надлежащим образом при вынесении постановления не выяснялись.
В ходе рассмотрения жалобы Главы Администрации Тегульдетского сельского поселения на постановление о назначении административного наказания судьей районного суда направлены запросы Главе Администрации Тегульдетского района, Главе Администрации Тегульдетского сельского поселения на предмет выяснения вопроса о наличии бюджетных финансовых средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 39, 41).
Из содержания полученных ответов от 18.05.2017 № 03-05-932, от 19.05.2017 № 445 на запросы районного суда, положенных в основу решения суда об отмене постановления о назначении наказания и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, следует, что в 2016 году на исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями, в том числе Н., были выделены межбюджетные трансферты в сумме 495 тыс руб. на каждое судебное решение. В 2016 году в связи с отсутствием на вторичном рынке жилья, отвечающего санитарным и техническим нормам, исполнить судебные решения не удалось, денежные средства были возвращены в областной бюджет. В декабре 2016 года Администрация Тегульдетского района обратилась в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о выделении иных межбюджетных трансфертов на исполнение вышеуказанных судебных решений с учетом увеличения стоимости 1 кв. м на 2017 год, в размере 1056 тыс. руб. на исполнение каждого судебного решения. По состоянию на 17.02.2017 в Администрацию Тегульдетского района иные межбюджетные трансферты на исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями, в том числе Н., не поступали (л.д. 40). Администрация Тегульдетского сельского поселения в связи с непоступлением в 2017 году межбюджетных трансфертов для целей исполнения судебных актов не может запустить процедуру приобретения жилья, что обусловлено необходимостью выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поступившие в 2016 году трансферты, поскольку не были использованы в связи с невозможностью приобретения жилья для детей-сирот, в установленном порядке на основании ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ были возвращены в доход бюджета, из которого они ранее были предоставлены (л.д. 42).
Приведенные обстоятельства районный суд оценил с учетом имеющихся материалов дела, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения и принял правильное решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Поскольку сама по себе законность постановления судебного пристава – исполнителя от 18.01.2017 не предопределяет виновность должника в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, довод жалобы о том, что вынесенное судебным приставом – исполнителем 18.01.2017 постановление о назначении нового срока исполнения – 17.01.2017 было обжаловано должником в судебном порядке и судом признано правомерным, не опровергает выводы судьи районного суда, изложенные в обжалуемом решении.
Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа утвержден постановлением Администрации Томской области от 26.04.2012 N 163а (ред. от 18.06.2015).
Из приложенного к ответу Администрации Тегульдетского сельского поселения от 19.05.2017 № 445 письма Департамента финансов Томской области от 21.04.2017 № 50-03/14-204, адресованного в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, следует, что Департамент по вопросам семьи и детей Томской области 30.01.2017, 07.02.2017 обращался о выделении иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений Тегульдетского районного суда Томской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сумме 5824 тыс. руб. (в том числе по Тегульдетскому сельскому поселению на сумму 4224 тыс. руб.), решением Совета Тегульдетского сельского поселения от 26.03.2015 № 6 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения» была установлена норма предоставления общей площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа – 33 кв.м, однако с названной нормой Департамент финансов Томской области выражает несогласие, полагая, что она не соответствует нормам законодательства, указывая на необходимость внесения изменений в решение Совета Тегульдетского сельского поселения от 26.03.2015 № 6, сообщая, что до устранения названных замечаний справка об изменении сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2017 год на сумму 5824 тыс. руб. не может быть исполнена.
При таких обстоятельствах с доводами автора жалобы, согласно которым должник не принимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение обязанности, возложенной на него исполнительным документом в установленный срок, нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа находилось полностью в сфере контроля должника, при этом суд оставил без внимания то, что должником не представлены доказательства истребования денежных средств для исполнения судебного решения в срок с января 2017 г. до момента составления протокола по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, согласиться нельзя.
С учетом отсутствия целевых бюджетных средств в распоряжении Администрации Тегульдетского сельского поселения по обстоятельствам, находящимся вне контроля должника, не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о том, что должником не представлено доказательств текущей работы с гражданами, имеющими намерение продать жилые помещения, по осмотру и оценке помещений, а также доводы жалобы, связанные с возведением двух жилых домов ООО «Асиножилстрой».
Что касается доводов жалобы о непроведении аукционов, то указанное обстоятельство объективно обусловлено отсутствием в распоряжении администрации Тегульдетского сельского поселения бюджетных финансовых средств на указанные цели в 2017 году.
Вопреки доводам автора жалобы, в материалы дела административным органом не представлено сведений о том, что Администрация Тегульдетского сельского поселения располагала возможностью исполнить содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера в установленный срок без использования межбюджетных трансфертов.
Ссылка в жалобе на правовые позиции Европейского суда по правам человека не учитывает конкретные обстоятельства настоящего дела.
Таким образом, оснований, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, в жалобе не приведено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Томского областного суда
решил:
решение судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 10 июля 2017 года, которым постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области от 13 марта 2017 года № 23/2017 в отношении Администрации Тегульдетского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Тегульдетскому району УФССП России по Томской области – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Цой