Решение по делу № 2-897/2023 (2-7874/2022;) от 01.12.2022

<***>

Дело № 2-897/2023

УИД № 66RS0003-01-2022-007335-49

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 15 февраля 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н., при секретаре судебного заседания Дворяниновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального районао возложении обязанности,

установил:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился ксуд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности.

В обосновании иска указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду могильника ядохимикатов, расположенного в *** Камышловского муниципального района Свердловской области.В ходе проверки установлено, что в *** году Свердловское областное объединение «Сельхозтехника» вышли с ходатайством об отводе земельного участка площадью 3 га для захоронения ядохимикатов, не пригодных для дальнейшего использования.Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от ***, произведен комиссионный выбор земельного участка, получены положительные заключения Уральской Гидрогеологической экспедиции, Северо-Уральской бассейновой инспекции, органов Санэпиднадзора.Земельный участок расположен в ***Согласно проекту, на площадке могильника размерами 120м* 120м (1,44 га) предусматривалось строительство:

- бетонированного бункера из сборных железобетонных плит размером 5,5*5,5 метров для захоронения особоопасных ядохимикатов (ртутьсодержащих, мышьяксодержащих, хлористого бария), наружные стены бункера обмазаны битумом, внутри проложены два слоя полиэтиленовой пленки;

- площадки для сжигания горючих пестицидов;

- траншеи для захоронения прочих ядохимикатов с гидроизоляцией в четыре слоя полиэтиленовой пленки.

Работы по сортировке и уничтожению ядохимикатов проводились силами воинской части химической службы в период с *** по ***. После захоронения бункер и траншея засыпаны землёй.Всего планировалось к уничтожению 160,3 т. ядохимикатов, в том числе в бетонном бункере - 21,9 т., в траншеях - 107 т., для сжигания -31,3т.

В *** году разрешено захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (отходы от реагентной очистки сточных вод) в количестве 127 т/год и отходов «Сельхозтехники» в количестве 55 т.В 1989 году проведено дополнительное захоронение 86 т. ядохимикатов непригодных к использованию.В *** году Уральской гидрогеологической экспедицией на основании договора, заключенного со Свердловским областным управлением сельского хозяйства № 5 от ***, произведены работы по определению влияния на природную среду могильника ядохимикатов.В рамках произведенных работ осуществлено бурение 9 скважин, маршрутное обследование участка, отбор проб почв, подземных и поверхностных вод, лабораторные работы. Согласно заключению, на тот момент загрязнение почв фиксировалось только в районе могильника, фактов загрязнения поверхностных вод ядохимикатами не выявлено, вынос ядохимикатов паводковым стоком за пределы могильника не исключалось, миграция ядохимикатов подземным стоком определена как незначительная, ограничивающаяся контурами ограждения могильника. В целом влияние объекта на окружающую среду было оценено как незначительное.Для исключения риска значимого загрязнения природной среды ядохимикатами было рекомендовано могильник не вскрывать, перекрыть его глиняным экраном для погребения загрязненных почв и уменьшения инфильтрации атмосферных осадков, привести в соответствие с нормативными требованиями обустройство территории могильника, в том числе установить ограждение, решетчатые ворота, обустроить обводную канаву. Для контроля состояния природной среды в районе могильника рекомендовано один раз в три

года производить отбор проб подземных вод из наблюдательных скважин, а также отбор паводковых вод.В настоящее время указанный объект собственника, обеспечивающего его содержание, не имеет, располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.Профилактические и контрольные мероприятия на могильнике, исключающие риск загрязнения окружающей среды, не осуществляются. Мониторинг влияния объекта на компоненты природной среды, отборы проб почвы, подземных и поверхностных вод не производятся.В *** Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) с участием ФБГУ «ЦЛАТИ по УФО» на основании требования прокуратуры Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Камышловского муниципального района в целях оценки влияния могильника ядохимикатов на окружающую среду.В ходе контрольно-надзорного мероприятия отобрано 30 проб почвы, а также пробы поверхностных вод с мест временного накопления на поверхности могильника, выполнен их количественный химический анализ.По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышений нормативов в почве по таким компонентам как мышьяк (в 1,1 раза по сравнению с фоновой концентрацией) и ртуть (в 2,3 раза по сравнению с фоновой концентрацией).С учетом того, что владелец у объекта захоронения отходов отсутствует, предусмотренный требованиями экологической безопасности контроль за состоянием окружающей среды не ведется, могильник представляет прямую угрозу загрязнения окружающей среды в целом и ее отдельным компонентам (водам, почвам, воздуху, растительному и животному миру), а также опосредованную угрозу жизни и здоровью населения.В этой связи, Управлением сделан вывод о том, что исследуемый могильник ядохимикатов содержит признаки объекта накопленного вреда окружающей среде.

На основании изложенного просит суд возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области обязанность в срок до 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.Возложить на Министерствоприродных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Представитель истца Шабалина А.Н. в судебном заседании настаивала на доводах,изложенных в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Администрации Камышловского муниципального района – Клименко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, возлагаемая истцом совместно на Администрацию и Министерство, находится в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. Указал, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде проводит Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, что, в свою очередь, исключает правомочие органов местного самоуправления на осуществление указанной деятельности.В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.Иных полномочий в названной сфере администрация Камышловского муниципального района не имеет.В создании и дальнейшем содержании объекта накопленного вреда окружающей среде участия не принимали.Камышловский муниципальный район относится к высокодотационным муниципалитетам, бюджет муниципального образования имеет дополнительные ограничения по принятию новых расходных обязательств и не способен самостоятельно справиться даже с малой частью возможных расходов на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Также в администрации Камышловского муниципального района отсутствуют кадры, которые обладают специальными знаниями и навыками для организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***. Вместе с тем Администрация Камышловского муниципального района не обладает какой-либо информацией о составе захороненных на объекте ядохимикатов и пестицидах, использованной технологии захоронения, документацией связанной с созданием объекта и его дальнейшим содержанием.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – Ананьев С.В. в судебном заседании иск не признал, указал, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта в государственный реестр законом не предусмотрены. Относительно могильника ядохимикатов, который был организован в *** году как специализированный объект захоронения пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов, накопившихся на территории Свердловской области. Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от 08.05.1973.Указал, что для организации могильника выполнены все необходимые требования: выбран земельный участок, получены необходимые соглашения по размещению объекта захоронения ядохимикатов, разработана проектная документация, выполнены предусмотренные проектом мероприятия по строительству бетонированного бункера с промазкой наружных стен битумом и устройством внутри 2-х слоев полиэтиленовой пленки, гидроизоляцией траншей захоронения прочих ядохимикатов в 4 слоя полиэтиленовой пленки, сжигание горючих пестицидов на площадке для сжигания. Всего уничтожено (путем захоронения в бункере, траншеях и сожжено на площадке сжигания) 160,3 тонны ядохимикатов.В 1978 году в могильнике дополнительно было согласовано захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (127 тонн) и отходов «Сельхозтехники» (55 тонн) и в 1989 году дополнительное захоронения ядохимикатов (86 тонн).Факты изложенные в исковом заявлении Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры и в материалах внеплановой выездной проверки, проведенной 28.09.2022 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по требованию прокуратуры Свердловской области, и Свердловской природоохранной прокуратурой не оспариваются.

Факты разрушения целостности могильника, наличие признаков деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов не выявлены.По результатам химического анализа проб почв выявлено загрязнение только в 2-х точках (точка 1 и точка 2 луча 1). В точке 1 луча 1 выявлено превышение загрязнения мышьяком в 1,1 раза (по всей глубине отбора проб почвы) и превышение содержания ртути в 1,1 раза в верхнем слое почвы (0-5 см). В точке 2 выявлено превышение содержания по сравнению с контрольной (условно-фоновой) точкой на глубине 0-5 см - в 2,3 раза, на глубине 5-20 и 20-50, соответственно, в 1,3 и 1,2 раза. В остальных точках отбора почв в районе предполагаемого воздействия могильника загрязнения по сравнению с контрольной (условно-фоновой) точкой не выявлены. Более того, во всех точках (за исключением точки 1 и точки 2 луча 1) содержания мышьяка и ртути ниже, чем в контрольной (условно-фоновой) точке (данные приведены в таблицах 1,2 и 3 материалов обследования).Загрязнение альфа -ГХЦГ, гамма -ГХЦГ, п.п1 -ДДТ не выявлено ни в одной из точек отбора проб.Сведения о выявленных загрязнениях водных объектов и подземных вод в материалах обследования отсутствуют. По результатам анализа проб воды с мест накопления вод, взятых непосредственно в границах могильника, критические превышения концентраций вредных веществ не выявлены. Посчитал, что могильник не обладает признаками объекта накопленного вреда, определенным положениями статей 1 и 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Объект определен как бесхозяйный, но доказательства того, что он является источником негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшим за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, в исковом заявлении и материалах обследования отсутствуют.Требование о ликвидации специализированного объекта захоронения отходов - могильника невозможно ввиду отсутствия в настоящее время сведений о видах захороненных ядохимикатов и пестицидов и соответственно понимания технологий по их ликвидации (сжигание, захоронение). Вместе с тем, истец не указал сроки ликвидации объектов, что ставят под сомнение возможность их исполнения.

Представитель третьего лица Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Чупракова В.В. поддержала исковое заявление. Обратила вниманиена то что, факт бесхозного состояния могильника ядохимикатов в с.*** является самостоятельным основанием для его отнесения кобъектам накопленного вреда окружающей среде, независимо от иных доказательств негативного влияния на окружающую среду.Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ (п. 13 Правил № 542).В соответствии с п.7 Правил № 542, п.9 приказа Росприроднадзора от 29.03.2021 № 142.исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой?по надзору в сфере природопользования в лице центрального аппаратаРосприроднадзора.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 445.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542.

В силу пункта 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.

Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах территории муниципального, городского округа.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Судом установлено, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду могильника ядохимикатов, расположенного в с. *** (бывшая д. Николаевка) Камышловского муниципального района Свердловской области. В ходе проверки установлено, что в *** году Свердловское областное объединение «Сельхозтехника» вышли с ходатайством об отводе земельного участка площадью 3 га для захоронения ядохимикатов, не пригодных для дальнейшего использования. Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от 08.05.1973, произведен комиссионный выбор земельного участка, получены положительные заключения Уральской Гидрогеологической экспедиции, Северо-Уральской бассейновой инспекции, органов Санэпиднадзора. Земельный участок расположен в ***

Работы по сортировке и уничтожению ядохимикатов проводились силами воинской части химической службы в период с *** по ***. После захоронения бункер и траншея засыпаны землёй.

Всего планировалось к уничтожению 160,3 т. ядохимикатов, в том числе в бетонном бункере - 21,9 т., в траншеях - 107 т., для сжигания -31,3т.

В *** году разрешено захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (отходы от реагентной очистки сточных вод) в количестве 127 т/год и отходов «Сельхозтехники» в количестве 55 т.

В *** году проведено дополнительное захоронение 86 т. ядохимикатов непригодных к использованию.

В *** году Уральской гидрогеологической экспедицией на основании договора, заключенного со Свердловским областным управлением сельского хозяйства № 5 от 12.03.1993, произведены работы по определению влияния на природную среду могильника ядохимикатов.

Согласно выводам экспертного заключения по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведеннымФедеральной службой по надзору в сфере природопользования от 22.09.2022 № 522, установлено превышения нормативов загрязнения почвы. В результате лабораторных измерений, исследований и испытаний установлено наличие превышений нормативов в почве по таким компонентам как мышьяк (в 1,1 раза по сравнению с фоновой концентрацией) и ртуть (в 2,3 раза по сравнению с фоновой концентрацией).

В силу п. п. 3, 4 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно пп. 8 п. 9 указанного Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость восстановления прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, посредством возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр.

Судом установлено, что объекты накопленного вреда окружающей среде расположены на территорииКамышловского муниципального района, на землях, собственность на которые не разграничена.

Проанализировав положения Федерального закона № 7-ФЗ, Правил ведения государственного реестра, Правил организации работ, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления прямо возложены обязанности по решению вопросов организации мероприятий по охране окружающей среды. В свою очередь, реализация определенных федеральным законодательством полномочий указанных органов в сфере выявления, оценки и организации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, предполагает необходимость проведения правовых и административно-организационных процедур. Применительно к настоящему спору возложение обязанности по проведению организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию указанных выше полномочий в сфере окружающей среды, не может быть возложено на иных лиц, кроме тех, за которыми закреплены соответствующие полномочия в ст.ст. 80.1, 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Учитывая, что до настоящего времени мероприятия по оценке объектов накопленного вреда не проведены, суд полагает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и АдминистрациюКамышловского муниципального районаобязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.Возложить на Министерствоприродных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушения законодательства об окружающей среде.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок с учетом необходимого объема работ по заключению государственного контракта, срока рассмотрения заявки на включение объектов в государственный реестр, объема работ по ликвидации вреда окружающей среде является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального районао возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <***> Т.Н. Демина

<***>

Дело № 2-897/2023

УИД № 66RS0003-01-2022-007335-49

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 15 февраля 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Деминой Т.Н., при секретаре судебного заседания Дворяниновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального районао возложении обязанности,

установил:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился ксуд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности.

В обосновании иска указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду могильника ядохимикатов, расположенного в *** Камышловского муниципального района Свердловской области.В ходе проверки установлено, что в *** году Свердловское областное объединение «Сельхозтехника» вышли с ходатайством об отводе земельного участка площадью 3 га для захоронения ядохимикатов, не пригодных для дальнейшего использования.Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от ***, произведен комиссионный выбор земельного участка, получены положительные заключения Уральской Гидрогеологической экспедиции, Северо-Уральской бассейновой инспекции, органов Санэпиднадзора.Земельный участок расположен в ***Согласно проекту, на площадке могильника размерами 120м* 120м (1,44 га) предусматривалось строительство:

- бетонированного бункера из сборных железобетонных плит размером 5,5*5,5 метров для захоронения особоопасных ядохимикатов (ртутьсодержащих, мышьяксодержащих, хлористого бария), наружные стены бункера обмазаны битумом, внутри проложены два слоя полиэтиленовой пленки;

- площадки для сжигания горючих пестицидов;

- траншеи для захоронения прочих ядохимикатов с гидроизоляцией в четыре слоя полиэтиленовой пленки.

Работы по сортировке и уничтожению ядохимикатов проводились силами воинской части химической службы в период с *** по ***. После захоронения бункер и траншея засыпаны землёй.Всего планировалось к уничтожению 160,3 т. ядохимикатов, в том числе в бетонном бункере - 21,9 т., в траншеях - 107 т., для сжигания -31,3т.

В *** году разрешено захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (отходы от реагентной очистки сточных вод) в количестве 127 т/год и отходов «Сельхозтехники» в количестве 55 т.В 1989 году проведено дополнительное захоронение 86 т. ядохимикатов непригодных к использованию.В *** году Уральской гидрогеологической экспедицией на основании договора, заключенного со Свердловским областным управлением сельского хозяйства № 5 от ***, произведены работы по определению влияния на природную среду могильника ядохимикатов.В рамках произведенных работ осуществлено бурение 9 скважин, маршрутное обследование участка, отбор проб почв, подземных и поверхностных вод, лабораторные работы. Согласно заключению, на тот момент загрязнение почв фиксировалось только в районе могильника, фактов загрязнения поверхностных вод ядохимикатами не выявлено, вынос ядохимикатов паводковым стоком за пределы могильника не исключалось, миграция ядохимикатов подземным стоком определена как незначительная, ограничивающаяся контурами ограждения могильника. В целом влияние объекта на окружающую среду было оценено как незначительное.Для исключения риска значимого загрязнения природной среды ядохимикатами было рекомендовано могильник не вскрывать, перекрыть его глиняным экраном для погребения загрязненных почв и уменьшения инфильтрации атмосферных осадков, привести в соответствие с нормативными требованиями обустройство территории могильника, в том числе установить ограждение, решетчатые ворота, обустроить обводную канаву. Для контроля состояния природной среды в районе могильника рекомендовано один раз в три

года производить отбор проб подземных вод из наблюдательных скважин, а также отбор паводковых вод.В настоящее время указанный объект собственника, обеспечивающего его содержание, не имеет, располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.Профилактические и контрольные мероприятия на могильнике, исключающие риск загрязнения окружающей среды, не осуществляются. Мониторинг влияния объекта на компоненты природной среды, отборы проб почвы, подземных и поверхностных вод не производятся.В *** Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление) с участием ФБГУ «ЦЛАТИ по УФО» на основании требования прокуратуры Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Камышловского муниципального района в целях оценки влияния могильника ядохимикатов на окружающую среду.В ходе контрольно-надзорного мероприятия отобрано 30 проб почвы, а также пробы поверхностных вод с мест временного накопления на поверхности могильника, выполнен их количественный химический анализ.По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышений нормативов в почве по таким компонентам как мышьяк (в 1,1 раза по сравнению с фоновой концентрацией) и ртуть (в 2,3 раза по сравнению с фоновой концентрацией).С учетом того, что владелец у объекта захоронения отходов отсутствует, предусмотренный требованиями экологической безопасности контроль за состоянием окружающей среды не ведется, могильник представляет прямую угрозу загрязнения окружающей среды в целом и ее отдельным компонентам (водам, почвам, воздуху, растительному и животному миру), а также опосредованную угрозу жизни и здоровью населения.В этой связи, Управлением сделан вывод о том, что исследуемый могильник ядохимикатов содержит признаки объекта накопленного вреда окружающей среде.

На основании изложенного просит суд возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области обязанность в срок до 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.Возложить на Министерствоприродных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Представитель истца Шабалина А.Н. в судебном заседании настаивала на доводах,изложенных в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Администрации Камышловского муниципального района – Клименко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, возлагаемая истцом совместно на Администрацию и Министерство, находится в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. Указал, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде проводит Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, что, в свою очередь, исключает правомочие органов местного самоуправления на осуществление указанной деятельности.В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.Иных полномочий в названной сфере администрация Камышловского муниципального района не имеет.В создании и дальнейшем содержании объекта накопленного вреда окружающей среде участия не принимали.Камышловский муниципальный район относится к высокодотационным муниципалитетам, бюджет муниципального образования имеет дополнительные ограничения по принятию новых расходных обязательств и не способен самостоятельно справиться даже с малой частью возможных расходов на организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Также в администрации Камышловского муниципального района отсутствуют кадры, которые обладают специальными знаниями и навыками для организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***. Вместе с тем Администрация Камышловского муниципального района не обладает какой-либо информацией о составе захороненных на объекте ядохимикатов и пестицидах, использованной технологии захоронения, документацией связанной с созданием объекта и его дальнейшим содержанием.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области – Ананьев С.В. в судебном заседании иск не признал, указал, что выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.включение объекта отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде носит заявительный характер, на основании проведенной оценки накопленного вреда, меры по обеспечению включения объекта в государственный реестр законом не предусмотрены. Относительно могильника ядохимикатов, который был организован в *** году как специализированный объект захоронения пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов, накопившихся на территории Свердловской области. Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от 08.05.1973.Указал, что для организации могильника выполнены все необходимые требования: выбран земельный участок, получены необходимые соглашения по размещению объекта захоронения ядохимикатов, разработана проектная документация, выполнены предусмотренные проектом мероприятия по строительству бетонированного бункера с промазкой наружных стен битумом и устройством внутри 2-х слоев полиэтиленовой пленки, гидроизоляцией траншей захоронения прочих ядохимикатов в 4 слоя полиэтиленовой пленки, сжигание горючих пестицидов на площадке для сжигания. Всего уничтожено (путем захоронения в бункере, траншеях и сожжено на площадке сжигания) 160,3 тонны ядохимикатов.В 1978 году в могильнике дополнительно было согласовано захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (127 тонн) и отходов «Сельхозтехники» (55 тонн) и в 1989 году дополнительное захоронения ядохимикатов (86 тонн).Факты изложенные в исковом заявлении Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры и в материалах внеплановой выездной проверки, проведенной 28.09.2022 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по требованию прокуратуры Свердловской области, и Свердловской природоохранной прокуратурой не оспариваются.

Факты разрушения целостности могильника, наличие признаков деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов не выявлены.По результатам химического анализа проб почв выявлено загрязнение только в 2-х точках (точка 1 и точка 2 луча 1). В точке 1 луча 1 выявлено превышение загрязнения мышьяком в 1,1 раза (по всей глубине отбора проб почвы) и превышение содержания ртути в 1,1 раза в верхнем слое почвы (0-5 см). В точке 2 выявлено превышение содержания по сравнению с контрольной (условно-фоновой) точкой на глубине 0-5 см - в 2,3 раза, на глубине 5-20 и 20-50, соответственно, в 1,3 и 1,2 раза. В остальных точках отбора почв в районе предполагаемого воздействия могильника загрязнения по сравнению с контрольной (условно-фоновой) точкой не выявлены. Более того, во всех точках (за исключением точки 1 и точки 2 луча 1) содержания мышьяка и ртути ниже, чем в контрольной (условно-фоновой) точке (данные приведены в таблицах 1,2 и 3 материалов обследования).Загрязнение альфа -ГХЦГ, гамма -ГХЦГ, п.п1 -ДДТ не выявлено ни в одной из точек отбора проб.Сведения о выявленных загрязнениях водных объектов и подземных вод в материалах обследования отсутствуют. По результатам анализа проб воды с мест накопления вод, взятых непосредственно в границах могильника, критические превышения концентраций вредных веществ не выявлены. Посчитал, что могильник не обладает признаками объекта накопленного вреда, определенным положениями статей 1 и 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Объект определен как бесхозяйный, но доказательства того, что он является источником негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшим за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, в исковом заявлении и материалах обследования отсутствуют.Требование о ликвидации специализированного объекта захоронения отходов - могильника невозможно ввиду отсутствия в настоящее время сведений о видах захороненных ядохимикатов и пестицидов и соответственно понимания технологий по их ликвидации (сжигание, захоронение). Вместе с тем, истец не указал сроки ликвидации объектов, что ставят под сомнение возможность их исполнения.

Представитель третьего лица Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Чупракова В.В. поддержала исковое заявление. Обратила вниманиена то что, факт бесхозного состояния могильника ядохимикатов в с.*** является самостоятельным основанием для его отнесения кобъектам накопленного вреда окружающей среде, независимо от иных доказательств негативного влияния на окружающую среду.Работы по ликвидации накопленного вреда проводятся исполнителем в соответствии с проектом в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом на проведение таких работ (п. 13 Правил № 542).В соответствии с п.7 Правил № 542, п.9 приказа Росприроднадзора от 29.03.2021 № 142.исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой?по надзору в сфере природопользования в лице центрального аппаратаРосприроднадзора.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно статьей 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, принятие решения о включении или об отказе во включении в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде, обновление информации об объекте накопленного вреда окружающей среде, исключение из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде носят общедоступный характер и предоставляются на безвозмездной основе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа или к государственной тайне.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Порядок включения объектов накопленного вреда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде определен Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 445.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542.

В силу пункта 2 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем.

Указанный акт направляется заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, предусмотренного пунктом 2 настоящих Правил, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах территории муниципального, городского округа.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Судом установлено, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части негативного воздействия на окружающую среду могильника ядохимикатов, расположенного в с. *** (бывшая д. Николаевка) Камышловского муниципального района Свердловской области. В ходе проверки установлено, что в *** году Свердловское областное объединение «Сельхозтехника» вышли с ходатайством об отводе земельного участка площадью 3 га для захоронения ядохимикатов, не пригодных для дальнейшего использования. Задание на проектирование площадки для уничтожения (захоронения) ядохимикатов, не пригодных к использованию в сельском хозяйстве, дано в *** году по решению Свердловского облисполкома № 432-Р от 08.05.1973, произведен комиссионный выбор земельного участка, получены положительные заключения Уральской Гидрогеологической экспедиции, Северо-Уральской бассейновой инспекции, органов Санэпиднадзора. Земельный участок расположен в ***

Работы по сортировке и уничтожению ядохимикатов проводились силами воинской части химической службы в период с *** по ***. После захоронения бункер и траншея засыпаны землёй.

Всего планировалось к уничтожению 160,3 т. ядохимикатов, в том числе в бетонном бункере - 21,9 т., в траншеях - 107 т., для сжигания -31,3т.

В *** году разрешено захоронение хромсодержащих отходов Камышловского кожевенного производственного объединения (отходы от реагентной очистки сточных вод) в количестве 127 т/год и отходов «Сельхозтехники» в количестве 55 т.

В *** году проведено дополнительное захоронение 86 т. ядохимикатов непригодных к использованию.

В *** году Уральской гидрогеологической экспедицией на основании договора, заключенного со Свердловским областным управлением сельского хозяйства № 5 от 12.03.1993, произведены работы по определению влияния на природную среду могильника ядохимикатов.

Согласно выводам экспертного заключения по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, проведеннымФедеральной службой по надзору в сфере природопользования от 22.09.2022 № 522, установлено превышения нормативов загрязнения почвы. В результате лабораторных измерений, исследований и испытаний установлено наличие превышений нормативов в почве по таким компонентам как мышьяк (в 1,1 раза по сравнению с фоновой концентрацией) и ртуть (в 2,3 раза по сравнению с фоновой концентрацией).

В силу п. п. 3, 4 ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, лесных отношений, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.

Согласно пп. 8 п. 9 указанного Положения в сфере охраны окружающей среды Министерство проводит в соответствии с федеральным законодательством выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляет в соответствии с федеральным законодательством организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость восстановления прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, посредством возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность обеспечить включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр.

Судом установлено, что объекты накопленного вреда окружающей среде расположены на территорииКамышловского муниципального района, на землях, собственность на которые не разграничена.

Проанализировав положения Федерального закона № 7-ФЗ, Правил ведения государственного реестра, Правил организации работ, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления прямо возложены обязанности по решению вопросов организации мероприятий по охране окружающей среды. В свою очередь, реализация определенных федеральным законодательством полномочий указанных органов в сфере выявления, оценки и организации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, предполагает необходимость проведения правовых и административно-организационных процедур. Применительно к настоящему спору возложение обязанности по проведению организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию указанных выше полномочий в сфере окружающей среды, не может быть возложено на иных лиц, кроме тех, за которыми закреплены соответствующие полномочия в ст.ст. 80.1, 80.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Учитывая, что до настоящего времени мероприятия по оценке объектов накопленного вреда не проведены, суд полагает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и АдминистрациюКамышловского муниципального районаобязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;возложить на Министерство природных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.Возложить на Министерствоприродных ресурсов и экологииСвердловской области и Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

При этом отсутствие необходимых финансовых средств и материально-технической базы, с учетом особенностей бюджетного планирования и порядка размещения муниципальных заказов, не может служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за нарушения законодательства об окружающей среде.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок с учетом необходимого объема работ по заключению государственного контракта, срока рассмотрения заявки на включение объектов в государственный реестр, объема работ по ликвидации вреда окружающей среде является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрации Камышловского муниципального районао возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность в срок не позднее 31.12.2024 обеспечить включение могильника ядохимикатов в с. *** в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде;

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность организовать работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте - могильник ядохимикатов в с. ***, обеспечивающие рекультивацию нарушенных земель, защиту подземных и поверхностных вод от загрязнения.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Администрацию Камышловского муниципального района обязанность направить акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда на объекте - могильник ядохимикатов в с. *** в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок не позднее 31.12.2028 для исключения объекта из Государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <***> Т.Н. Демина

2-897/2023 (2-7874/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
Администрация Камышловского муниципального района
Другие
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Демина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее