Дело № 2-1723/2022
УИД 03RS0003-01-2022-015012-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Валентины Александровны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении, возобновлении выплаты надбавки к пенсии, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Новикова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы РБ об установлении факта нахождения на иждивении, возобновлении выплаты надбавки к пенсии, перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что после выхода на пенсию истец получала надбавку к пенсии за ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящуюся у нее на иждивении. После достижения ребенком возраста 18 лет Пенсионный фонд РФ <данные изъяты> данную надбавку отменил. Дочь поступила в институт на очную форму обучения на бюджетной основе. Истцом в Пенсионный фонд РФ <данные изъяты> представлена справка с места учебы, но доплату не возобновили. Истец обращалась письменно в Пенсионный фонд о возобновлении доплаты, но ей было отказано со ссылкой, что у ребенка есть доход в виде пенсии по потере кормильца. Однако, данная пенсия является не доходом, а мерой поддержки в связи с утратой содержания от одного из родителей ввиду его смерти, соответственно не может расцениваться, как обстоятельство, лишающее родителя, на содержании которого находится ребенок права, на получение доплаты к пенсии.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Истец Новикова В.А., третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). После 01.01.2015 - Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, в период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определялся по специальной формуле, в которой учитывается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 4 указанной статьи, лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости зависит от наличия иждивенцев (указанных в пп. 1, 3 и 4 п. 2 и п. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона).
Аналогично согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" нетрудоспособными членами семьи признаются, в частности, дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Положение п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" также предусматривает, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Согласно ч. 3 ст. 10 указанного Федерального закона под иждивением понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получении от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В силу положений ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 и 82 "Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения...", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н. для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности при наличии иждивенца старше 18 лет пенсионеру необходимо предоставить документы, выданные жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, подтверждающие совместное проживание пенсионера и нетрудоспособного члена семьи; документы о доходах членов семьи; иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе справка об обучении иждивенца в образовательном учреждении по очной форме, выданная учебным заведением, в которой указывается дата зачисления на учебу, номер и дата приказа о зачислении, предполагаемая дата окончания очного обучения, дача выдачи справки и ее регистрационный номер, справка заверяется подписью руководителя учебного заведения и гербовой печатью учреждения.
Действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что получателю пенсии, у которого на иждивении находится нетрудоспособный член семьи, достигший возраста 18 лет и обучающийся по очной форме в образовательном учреждении, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании его заявления о перерасчете размера пенсии, к которому прилагаются необходимые документы.
Согласно нормам действующего пенсионного законодательства размер пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В дальнейшем, при предоставлении гражданином дополнительных сведений, влияющих на размер пенсии, осуществляется ее перерасчет.
Для подтверждения доходов нетрудоспособного члена семьи пенсионер представляет справки о начислении данному лицу заработной платы, стипендии, других выплат за месяц, предшествующий месяцу обращения за перерасчетом. В случае отсутствия доходов предоставляется трудовая книжка с записями об увольнении с последнего места работы. В случае отсутствия трудовой книжки и отсутствия члена семьи трудовой деятельности сведения об этом указываются в заявлении.
Сроки перерасчета размера пенсии определены статьей 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 указанной нормы права перерасчет размера страховой пенсии и фиксированной выплаты, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи (установление группы инвалидности, достижение пенсионером возраста 80 лет) производится: - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии и фиксированной выплаты в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии и фиксированной выплаты в сторону увеличения.
При этом частью 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что заявление пенсионера о перерасчете пенсии принимается при условии представления им необходимых для такого перерасчете документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 ст. 21 Закона N 400-ФЗ (не подлежат обязательному представлению заявителем документы, находящиеся в распоряжении государственных органов и органов местного само) правления либо в подведомственных им организациях).
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Аналогичные положения содержались в ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ.
Судом установлено, что Новикова В.А. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ). Отец ребенка – Новиков П.Н. скончался ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ).
Новикова В.А. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно; ей назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в связи с наличием иждивенца – ФИО1 по до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучается студентом 1 курса бюджетной основы, очной формы обучения факультета экономики<данные изъяты> (приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ; предполагаемая дата окончания Университета ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, установлена фиксированная выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца в размере <данные изъяты> рубля, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет <данные изъяты> рубля.
Письмом ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ в продлении фиксированной выплаты на нетрудоспособного члена семьи Новиковой В.А. отказано, поскольку ФИО1 является получателем пенсии по потери кормильца.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По данному делу исходя из целей подачи заявления об установлении юридического факта нахождения на иждивении и с учётом подлежащих применению норм материального права одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение того, была ли материальная помощь, получаемая от отца, который при жизни осуществлял предпринимательскую деятельность сдельно, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является студентом очной формы обучения.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием членов семьи понимаются действия, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из представленных документов, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" была истолкована ответчиком как не предоставляющая родителю нетрудоспособного иждивенца старше 18 лет, обучающегося по очной форме, право на сохранение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду утраты этим ребенком после достижения им совершеннолетнего возраста статуса иждивенца по отношению к своему родителю по причине формального подхода, указывающего на получение ребенком пенсии по потери кормильца, которая, по мнению ответчика, расценивается как постоянный и достаточный доход. Такое толкование закона допускает снижение размера пенсионного обеспечения родителя за счет уменьшения размера фиксированной выплаты к установленной страховой пенсии по старости, несмотря на то что этот родитель, фактически продолжая осуществлять обеспечение своего достигшего совершеннолетия ребенка, причем не только в порядке исполнения обязанности, возложенной на этого родителя Конституцией Российской Федерации (статья 38, часть 2) и семейным законодательством (пункт 1 статьи 63 и пункт 1 статьи 85 Семейного кодекса Российской Федерации), но и в силу биологической и социальной связи со своим ребенком, постоянного участия в материальном содержании, воспитании ребенка, - по-прежнему несет значительные материальные затраты в целях поддержания обеспечения ребенка и удовлетворения его потребностей, которые могут не покрываться за счет доходов самого ребенка. Кроме того, оставлено без внимания, что пенсия по потери кормильца существенно ниже прожиточного минимума, установленного на душу населения, а также менее заработка матери ребенка – истца.
Соответственно обеспечение ФИО1 фактически возлагается на Новикову В.А., независимо от того, является ли ФИО1 получателем пенсии по потери кормильца. Следует учесть и основания возникновения такого дохода как пенсия по потери кормильца, а именно смерть одного из родителей ребенка, который со своей стороны также был обязан обеспечивать ее содержание, а также наравне с матерью имел право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в случае назначения таковой при наличии на иждивении ребенка старше 18 лет, обучающегося по очной форме обучения. Пенсия по потери кормильца – является мера поддержки, предоставляемой государством в случае невозможности исполнения родителем обязанности по содержанию ребенка в связи со смертью и не может расцениваться как основание к ограничению пенсионных прав другого родителя.
Ввиду изложенного, данное ответчиком истолкование закона нарушает конституционный принцип равенства при реализации права на социальное обеспечение (статья 19, части 1 и 2; статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации), ставит заявительницу, являющуюся матерью, в худшее положение по сравнению с иными гражданами, а именно иными родителями, чьи дети не получают пенсию потери кормильца, и в отношении которых принимается решение об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием на их иждивении ребенка старше 18 лет, обучающегося по очной форме.
Оценив исследованные выше доказательства в их совокупности и с учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности факта нахождения ФИО1 на иждивении матери - Новиковой В.А., что является основанием для назначения истцу фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и перерасчета пенсии с <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, исковые требования Новиковой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новиковой Валентины Александровны – удовлетворить.
Установить факт нахождения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении Новиковой Валентины Александровны.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан возобновить Новиковой Валентине Александровне выплату на нетрудоспособного члена семьи <данные изъяты> до достижения ФИО1 возраста <данные изъяты>, произвести перерасчет и осуществить выплаты Новиковой Валентины Александровны надбавки к пенсии на нетрудоспособного члена семьи.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда составлено 08 июня 2022 года