Дело № 2-6527/2020
УИД 24RS0041-01-201920-0071104464-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Грязевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронова Т.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска о нарушении пенсионного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Воронова Т.С. обратился в суд с требованиями к ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа о включении в специальный стаж периодов работы с 15.03.1995г. по 23.03.2010г. в АОЗТ «Санаторий Енисей», с 24.04.2010г. по 31.01.2012г. в ОАО Санаторий «Енисей» и с 01.02.2012г. по 31.12.2018г. в ООО «Центр современной кардиологии»; возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 15.03.1995г. по 23.03.2010г. в АОЗТ «Санаторий Енисей», с 24.04.2010г. по 31.01.2012г. в ОАО Санаторий «Енисей» и с 01.02.2012г. по 31.12.2018г. в ООО «Центр современной кардиологии» и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной работой с момента обращения за ней, с 07.02.2020г.
Требования мотивировала тем, что 07.02.2020г. обратилась к ответчику с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика У в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
С отказом в досрочном назначении страховой пенсии по старости истец не согласна, указывая что в спорные периоды в течение полного рабочего дня работала в учреждениях здравоохранения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика А4 исковые требования не призвала пояснив, что наименование учреждений, в которых работала истец, не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также указала, что на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемые работодателями по спорным периодам, индивидуальные сведения на истца представлены без указания кода льготы.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 00.00.0000 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Применительно к периодам работы истца при досрочном назначении страховой пенсии подлежат применению:
Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующее с 12.11.2002 года).
В соответствии со Списком от 06.09.1991 года №464, право на пенсию по выслуге лет имеют: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности; врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
В Списках N 1066 от 22.09.1999 г, № 781 от 29.10.2002 г. в разделе «Наименование учреждений» общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, акционерные общества закрытого типа, осуществляющие медицинскую деятельность, не поименованы.
Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона).
На основании положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" льготные периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, указанными страхователем (работодателем).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из правовой позиции, отраженной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Как следует из трудовой книжки истца, 11.04.1989г. истец принята в Санаторий «Енисей» (сменил наименование на АОЗТ «Енисей», а затем на ОАО Санаторий «Енисей») на должность процедурной медсестры в реабилитационном отделении, 01.05.1989г. переведена на должность медсестры функциональной диагностики, 17.06.1992г. переведена процедурной медсестрой в постинфарктное отделение, 01.02.1995г. переведена медсестрой ЛФК постинфарктного отделения, 01.06.1996г. переведена медсестрой функциональной диагностики постинфарктного отделения, 23.03.2010г. уволена по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Приказом № У от 21.04.2010г. с 24.04.2010г. Воронова Т.С. принята на должность палатной медицинской сестры, 31.01.2012г. уволена по п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, с 01.02.2012г. истец состоит в трудовых отношениях с ООО «Центр современной кардиологии», занимая должность медицинской сестры.
Решением пенсионного органа от 18.02.2020 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стража на соответствующих видах работ - не менее 30 лет при имеющемся 29 лет 08 месяцев 22 дня по п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ – 400 от 28.12.2013г., при этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не были включены периоды работы: с 15.03.1995г. по 23.03.2010г. в АОЗТ «Санаторий Енисей», с 24.04.2010г. по 31.01.2012г. в ОАО Санаторий «Енисей» и с 01.02.2012г. по 31.12.2018г. в ООО «Центр современной кардиологии».
Не согласившись с решением пенсионного органа и полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом зачета в льготный стаж периодов работы, не включенных решением ответчика в льготный стаж, истец обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с 15.03.1995г. по 23.03.2010г. в АОЗТ «Санаторий Енисей», с 24.04.2010г. по 31.01.2012г. в ОАО Санаторий «Енисей» и с 01.02.2012г. по 31.12.2018г. в ООО «Центр современной кардиологии», суд, проанализировав норма материального права, регулирующие спорные правоотношения, полагает, что правовых оснований для удовлетворения данных требований не имеется.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом установлено, что досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем медицинским работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что, вопреки доводам стороны истца, само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии со ст. 87 ГК обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
На основании ст. 96 ГПК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем не могут являться учреждениями.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, ОАО Санаторий «Енисей» создано 01.07.2002г. путем реорганизации из АОЗТ «Санаторий Енисей», ООО «Центр современной кардиологии» сознано 05.11.2008г.
Основным видом деятельности ОАО Санаторий «Енисей» является деятельность санаторно-курортных организаций, ООО «Центр современной кардиологии» - деятельность больничных организаций.
К видам деятельности как ОАО Санаторий «Енисей», так и ООО «Центр современной кардиологии» также отнесены: деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания, деятельность физкультурно-оздоровительная, розничная торговля фруктами, овощами продуктами из мяса птицы, рыбой, хлебом, безалкогольными напиткам, прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, торговля розничными изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями.
Таким образом, поскольку одной из основных целей деятельности ОАО Санаторий «Енисей», так и ООО «Центр современной кардиологии» является извлечение прибыли, то в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ данные общества являются коммерческими организациями, и не подпадают под понятие учреждения как формы юридического лица, создаваемого для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Кроме того, общества с ограниченной ответственностью и открытые акционерные общества не поименованы в действовавших в спорные периоды работы истицы Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 г. № 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 г. № 627, и в действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 г. № 529н.
При этом суд отмечает, что само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием для признания указанных обществ учреждениями здравоохранения.
Кроме того, в обоснование льготной занятости истец представила выданную работодателем ОАО Санаторий «Енисей» справку У от 26.11.2018г., ООО «Центр современной кардиологии» - справку У от 27.11.2018г.
Суд считает необходимым оценить указанные справки в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.
Из имеющейся в материалах дела выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица видно, что истец Воронова Т.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16.06.1998г., при этом в выписке из индивидуального лицевого счета не отражены сведения, что работа в АОЗТ «Санаторий Енисей», в ОАО Санаторий «Енисей», в ООО «Центр современной кардиологии» велась в особых условиях труда и не указан код льготы, также отсутствуют сведения об уплате работодателем за истца страховых взносов в данные периоды.
Поскольку исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, ООО,ОАО и АОЗТ и учреждения здравоохранения имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, принимая во внимание, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством обязательным условием для подтверждения льготных периодов работы и (или) иной деятельности после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является наличие сведений об уплате работодателями обязательных платежей (страховых взносов), суд, достоверно установив отсутствие соответствующих сведений о льготной занятости истца при регистрации в качестве застрахованного лица за спорные периоды, а также отсутствие в
в спорные периоды в Списке № 781 от 29.10.2002 г., а также в действующих ранее Списках № 464 от 06.09.1991г, от 22.09.1999 года № 1066, в разделе "Наименование учреждений" таких наименований учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество, акционерное общество закрытого типа не предусмотрены, полагает, что правовых оснований для включения признания незаконным отказа о включении в специальный стаж периодов работы с 15.03.1995г. по 23.03.2010г. в АОЗТ «Санаторий Енисей», с 24.04.2010г. по 31.01.2012г. в ОАО Санаторий «Енисей» и с 01.02.2012г. по 31.12.2018г. в ООО «Центр современной кардиологии» и возложении обязанности включить данные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку спорные периоды работы не подлежат зачету в специальный стаж истца, оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной работой с момента обращения за ней, с 07.02.2020г. также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Воронова Т.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Октябрьском районе г. Красноярска о нарушении пенсионного законодательства – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук